Страницы меню навигации

cтаршего методиста ЦАПР АО ИОО

Экспертиза педагога ДОУ

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ АТТЕСТАЦИИ. Морозова О.Н.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ АТТЕСТАЦИИ

Морозова О.Н.

Новшество — некоторый результат инновационной деятельности, имеющий качественные отличия от простой репродукции уже существующих образцов, стереотипов и т.д.;

Нововведение — процесс внедрения или распространения новшеств в какую-то систему, приводящий ее к изменению.

Инновация — сложный процесс, представляющий собой цепь взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, возникших в результате творческого акта, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику для удовлетворения уже существующих или возникающих новых потребностей.

Инновационная деятельность — особый вид деятельности, целью которой является сознательное инициирование изменений, в различных составляющих образования (содержании, управлении, технологиях, средствах, методах, образовательной среде и т.п.), направленных на удовлетворение потребностей, возникающих за рамками культурной традиции.

Основные условия формирования инновационной деятельности в образовании (по Т.Г. Новиковой)

  • понимание всеми субъектами образовательного процесса реальной ценности инновации;
  • качественная техническая и технологическая проработанность инновации; наличие четко поставленных целей, направленных на решение проблем;
  • готовность исполнителей к изменениям;
  • уровень инициирования инновации и наличие поддержки на различных уровнях.

Специфичность инноваций в образовании (Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю)

  • -инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • -использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
  • -внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

Составляющие педагогической инновации (П.Г.Щедровицкий)

  • -наличие соответствующего исследовательского компонента;
  • -наличие соответствующего проектного компонента;
  • -наличие соответствующего управленческого компонента.

Характеристика этапов развития инновационного процесса. (В.С. Лазарев)

  • определение потребности в изменениях,
  • сбор информации и анализ ситуации;
  • предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
  • принятие решения о внедрении (освоении);
  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
  • институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Классификация типов нововведений

  1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
  • в содержании образования;
  • в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
  • в управлении ДОУ.
  1. По масштабам (объему) преобразований:
  • частные, единичные, не связанные между собой;
  • модульные (комплекс частных, связанных между собой);
  • системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
  1. По инновационному потенциалу:
  • усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
  • новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
  • радикальные инновации.
  1. По отношению к предшествующему:
  • новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
  • прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
  • освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
  • ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Направления развития инновационных процессов в ДОУ

Управленческая деятельность

 

Содержание образования

 

Работа с кадрами

 

Работа с детьми

 

Работа с родителями

 

Развивающая

ППС

 

Развитие альтернативных форм ДО

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Уровни сформированности инновационной деятельности учителя

(В.А. Сластенин и Л.С. Подымов)

Адаптивный уровень – профессиональная деятельность педагога строится по заранее отработанной схеме, алгоритму, творческая активность практически не проявляется.

Репродуктивный уровень — творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях. Характеризуется копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приемов.

Эвристический уровень — заметные изменения в структуре технологического компонента, педагог продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений.

Креативный уровень — высокая степень результативности инновационной деятельности. Переход к устойчиво преобразующей, активносозидательной и самосозидательной работе. Нередко педагоги выступают инициаторами создания авторских школ, проведения семинаров, конференций по инновационной педагогике, охотно делятся педагогическим опытом.

Признаки эксперимента (по А.С. Сиденко)

  • Ориентация на получение нового знания, включающего в себя выделение факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности.
  • Использование языка науки для описания экспериментальной деятельности.
  • Наличие гипотезы.
  • Разработка программы эксперимента.
  • Создание экспериментальных разработок.
  • Обеспечение достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента.

Экспертиза инновационной деятельности в образовании — как исследование, направленное на выявление уровня развития инновационной деятельности и имеющее своим результатом описание способов ее реализации с точки зрения:

а) сохранения уникальности и специфичности,

б) предложений по корректировке этих способов в направлении развития практики образования. (Т.Г. Новикова)

Эксперт по инновационной деятельности в образовании — это специалист, обладающий

  • профессиональной и квалиметрической компетентностью (необходимыми знаниями и опытом в сфере образования, способный анализировать вновь поступившую информацию, дать оценку объекту экспертизы в пределах своей компетенции с учетом основных направлений развития образования, владеющий используемыми в экспертизе технологиями, способный оценить возможность их применения в конкретной ситуации и дать соответствующие рекомендации и заключения, а также несущий ответственность за сделанные им заключения и рекомендации),
  • знающий основные научные теории, в рамках которых осуществляется тот или иной концептуальный подход,
  • владеющий техниками и технологиями проведения экспертизы
  • обладающий специфическими качествами такими как: креативность (способность решать творческие задачи, метод решения которых частично или полностью неизвестен), эвристичность (способность видеть или осознавать неочевидные проблемы), интуиция (способность делать заключения об исследуемом объекте
  • без осознания пути движения мысли к этому заключению), иредикаторность (способность предсказывать или предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта), независимость (способность противопоставлять предубеждениям и массовым мнениям свое собственное) (Т.Г. Новикова)

Примерные критерии оценки инновационного опыта педагога

(Л. Б. Куценко-Барскова)

  • Новизна: новые принципы, способы и приемы организации детского сообщества, внедрение инновационных технологий;
  • Изменения в детях;
  • Стиль изложения;
  • Четкость, конкретность, аргументированность описания полученных результатов за счет введения инноваций в процесс обучения и воспитания (достигнутые или промежуточные результаты), критерии оценки результативности;
  • Системность;
  • Причинно-следственные связи;
  • Глубокий содержательный смысл приложения: его связь с текстом об инновационном опыте, с авторской концепцией; продукты деятельности;
  • Культурологичность.

Параметры оценивания инновационных идей (А.М. Новиков)

·      Актуальность оцениваемого нововведения

·       Соответствие общей идее развития школы

·       Результативность нововведения

·       Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи

·       Методическая разработанность идеи

·       Возможности потенциальных участников освоения новшества

·       Баланс интересов учителей

·       Возможное сопротивление нововведению

·       Время, необходимое для освоения

·       Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение

·       Организационные условия

·       Нормативно-правовая обеспеченность

·       Привлекательность идеи

·       Новизна идеи

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Морозова О.Н.

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Морозова О.Н.

«Технология» происходит от греческих techne — это значит искусство, мастерство и logos — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.

Педагогическая технология — системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Педагогическая технология — система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко)

Образовательная технология — процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.И. Шамова и Т.М. Давыденко)

Основные критерии технологичности образовательного процесса

  • системность
  • научность
  • структурированность
  • управляемость

Самое главное – это гарантия получения запланированного результата.

Структура образовательной технологии

  • Концептуальная часть – научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • Содержательная часть – общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

 Составляющие педагогической технологии

  1. Описание педагогической технологии, ее методологическое, теоретическое обоснование;
  2. Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом деятельности;
  3. Конкретизация цели в системе дидактических (воспитательных) задач;
  4. Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств);
  5. Отбор наиболее значимого материала, его структурирование, определение ценностных компонентов изучаемого материала;
  6. Перечень обязательных средств и особенности работы с ними;
  7. Проектирование желаемого результата, описание критериев и показателей результата;
  8. Система диагностических методов, позволяющих оценить эффективность деятельности (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль);
  9. Система коррекционных мер;
  10. Требования к личности педагога, реализующего технологию, особенности подготовки преподавателей.

Классификации педагогических технологий (Г.К. Селевко)

По уровню применения

 

Общепедагогические
Частнопредметные,

отраслевые

Локальные,

модульные,

узкометодические

 

 

 

По концепции усвоения

 

 

 

 

 

 

 

 

По организационным формам

 

Коллективный способ обучения
Дифференцированное обучение

 

 

 

 

По типу управления познавательной деятельностью

 

 

 

 

 

 

 

Эзотерические
Свободного воспитания
Гуманно-

личностные

Дидакто-,

социо-, антропо-, педоцентрические

Технологии сотрудничества
Авторитарные
Личностно-ориентированные

По подходу к ребенку

 

По категории обучающихся

 

Схема описания педагогической технологии

  1. Название педагогической технологии
  2. Автор / авторы технологии, год создания
  3. Главные особенности деятельности в рамках этой технологии (выделите и раскройте 4-5 главных описательных тезиса для данной технологии)
  4. Инструментальный компонент. Логика действий педагога в рамках данной технологии (описание этапов деятельности)
  5. Ведущие средства для реализации технологии (если таковые есть)
  6. Результативные составляющие для ребенка (какие изменения в личности ребенка должны произойти?)
  7. Недостатки рассматриваемой технологии
  8. Достоинства педагогической технологии
  9. Знания, умения и качества педагога, которыми он должен обладать для более эффективной реализации данной технологии

Современные образовательные технологии в ДОУ (Т.В. Хабарова)

  • Здоровьесберегающие педагогические технологии;
  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Технологии проектной деятельности;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Технология «Портфолио дошкольника»;
  • Технология «Портфолио педагога»;
  • Информационно-коммуникационные технологии.

 

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ АТТЕСТАЦИИ

Морозова О.Н.

Новшество — некоторый результат инновационной деятельности, имеющий качественные отличия от простой репродукции уже существующих образцов, стереотипов и т.д.;

Нововведение — процесс внедрения или распространения новшеств в какую-то систему, приводящий ее к изменению.

Инновация — сложный процесс, представляющий собой цепь взаимосвязанных и сознательно инициируемых изменений, возникших в результате творческого акта, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальную образовательную практику для удовлетворения уже существующих или возникающих новых потребностей.

Инновационная деятельность — особый вид деятельности, целью которой является сознательное инициирование изменений, в различных составляющих образования (содержании, управлении, технологиях, средствах, методах, образовательной среде и т.п.), направленных на удовлетворение потребностей, возникающих за рамками культурной традиции.

Основные условия формирования инновационной деятельности в образовании (по Т.Г. Новиковой)

  • понимание всеми субъектами образовательного процесса реальной ценности инновации;
  • качественная техническая и технологическая проработанность инновации; наличие четко поставленных целей, направленных на решение проблем;
  • готовность исполнителей к изменениям;
  • уровень инициирования инновации и наличие поддержки на различных уровнях.

Специфичность инноваций в образовании (Т.И. Шамова, Г.М.Тюлю)

  • -инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
  • -использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
  • -внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

Составляющие педагогической инновации (П.Г.Щедровицкий)

  • -наличие соответствующего исследовательского компонента;
  • -наличие соответствующего проектного компонента;
  • -наличие соответствующего управленческого компонента.

Характеристика этапов развития инновационного процесса. (В.С. Лазарев)

  • определение потребности в изменениях,
  • сбор информации и анализ ситуации;
  • предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
  • принятие решения о внедрении (освоении);
  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
  • институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Классификация типов нововведений

  1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:
  • в содержании образования;
  • в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;
  • в управлении ДОУ.
  1. По масштабам (объему) преобразований:
  • частные, единичные, не связанные между собой;
  • модульные (комплекс частных, связанных между собой);
  • системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
  1. По инновационному потенциалу:
  • усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);
  • новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);
  • радикальные инновации.
  1. По отношению к предшествующему:
  • новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);
  • прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);
  • освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);
  • ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Направления развития инновационных процессов в ДОУ

Управленческая деятельность

 

Содержание образования

 

Работа с кадрами

 

Работа с детьми

 

Работа с родителями

 

Развивающая

ППС

 

Развитие альтернативных форм ДО

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Уровни сформированности инновационной деятельности учителя

(В.А. Сластенин и Л.С. Подымов)

Адаптивный уровень – профессиональная деятельность педагога строится по заранее отработанной схеме, алгоритму, творческая активность практически не проявляется.

Репродуктивный уровень — творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска новых решений в стандартных условиях. Характеризуется копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями в использовании приемов.

Эвристический уровень — заметные изменения в структуре технологического компонента, педагог продолжает искать и открывать новые способы педагогических решений.

Креативный уровень — высокая степень результативности инновационной деятельности. Переход к устойчиво преобразующей, активносозидательной и самосозидательной работе. Нередко педагоги выступают инициаторами создания авторских школ, проведения семинаров, конференций по инновационной педагогике, охотно делятся педагогическим опытом.

Признаки эксперимента (по А.С. Сиденко)

  • Ориентация на получение нового знания, включающего в себя выделение факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности.
  • Использование языка науки для описания экспериментальной деятельности.
  • Наличие гипотезы.
  • Разработка программы эксперимента.
  • Создание экспериментальных разработок.
  • Обеспечение достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента.

Экспертиза инновационной деятельности в образовании — как исследование, направленное на выявление уровня развития инновационной деятельности и имеющее своим результатом описание способов ее реализации с точки зрения:

а) сохранения уникальности и специфичности,

б) предложений по корректировке этих способов в направлении развития практики образования. (Т.Г. Новикова)

Эксперт по инновационной деятельности в образовании — это специалист, обладающий

  • профессиональной и квалиметрической компетентностью (необходимыми знаниями и опытом в сфере образования, способный анализировать вновь поступившую информацию, дать оценку объекту экспертизы в пределах своей компетенции с учетом основных направлений развития образования, владеющий используемыми в экспертизе технологиями, способный оценить возможность их применения в конкретной ситуации и дать соответствующие рекомендации и заключения, а также несущий ответственность за сделанные им заключения и рекомендации),
  • знающий основные научные теории, в рамках которых осуществляется тот или иной концептуальный подход,
  • владеющий техниками и технологиями проведения экспертизы
  • обладающий специфическими качествами такими как: креативность (способность решать творческие задачи, метод решения которых частично или полностью неизвестен), эвристичность (способность видеть или осознавать неочевидные проблемы), интуиция (способность делать заключения об исследуемом объекте
  • без осознания пути движения мысли к этому заключению), иредикаторность (способность предсказывать или предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта), независимость (способность противопоставлять предубеждениям и массовым мнениям свое собственное) (Т.Г. Новикова)

Примерные критерии оценки инновационного опыта педагога

(Л. Б. Куценко-Барскова)

  • Новизна: новые принципы, способы и приемы организации детского сообщества, внедрение инновационных технологий;
  • Изменения в детях;
  • Стиль изложения;
  • Четкость, конкретность, аргументированность описания полученных результатов за счет введения инноваций в процесс обучения и воспитания (достигнутые или промежуточные результаты), критерии оценки результативности;
  • Системность;
  • Причинно-следственные связи;
  • Глубокий содержательный смысл приложения: его связь с текстом об инновационном опыте, с авторской концепцией; продукты деятельности;
  • Культурологичность.

 

Параметры оценивания инновационных идей (А.М. Новиков)

·      Актуальность оцениваемого нововведения

·       Соответствие общей идее развития школы

·       Результативность нововведения

·       Творческая новизна (инновационный потенциал) идеи

·       Методическая разработанность идеи

·       Возможности потенциальных участников освоения новшества

·       Баланс интересов учителей

·       Возможное сопротивление нововведению

·       Время, необходимое для освоения

·       Финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение

·       Организационные условия

·       Нормативно-правовая обеспеченность

·       Привлекательность идеи

·       Новизна идеи

 

ПОРТФОЛИО – ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

ПОРТФОЛИО – ПРЕДМЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ

ПРИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Морозова О.Н.

Портфолио (перевод с итальянского) — «папка с документами», «папка специалиста».

Портфолио — досье, собрание достижений, фиксация успехов.

Портфолио педагога — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио педагога показывает уровень подготовленности и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

 

Виды портфолио педагога

 Виды портфолио педагога    

Портфолио достижений
Портфолио презентационный
Портфолио тематический
Портфолио комплексный

 

Особый вид портфолио педагога – папка документов, подготовленных для прохождения аттестации.

Аттестационный портфолио педагога – это форма представления зафиксированных и оценённых индивидуальных достижений педагога за определённый отрезок времени.

Основное предназначение портфолио заключается в том, что оно является инструментом:

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 

Являясь предметом для экспертизы при аттестации педагогического работника, портфолио выполняет следующие функции:

  • Оценочно-стимулирующая __________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  • Развивающая _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Демонстрационная _________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Основными подходы к разработке и ведению Портфолио

 

  • Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
  • Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической)
  • Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).

 

Принципы формирования и ведения Портфолио:

  • Принцип непрерывности __________________________________________________

_______________________________________________________________________

  • Принцип диагностико-прогностической направленности _______________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  • Принцип интеракции _____________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Принцип научности ____________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  • Принцип индивидуально-дифференцированной направленности _______________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Электронный портфолио педагога — это веб-базированный ресурс, сайт педагога, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Этапы работы над созданием портфолио

ЗАДАНИЕ: Определить критерии оценивания аттестационного портфолио педагога ДОУ

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.