Страницы меню навигации

cтаршего методиста ЦАПР АО ИОО

Журнал «Северная Двина»

Молодому педагогическому работнику об аттестации

Молодому педагогическому работнику об аттестации

 

Веревкина Надежда Владимировна,

старший методист отдела аттестации

педагогических и руководящих

работников АО ИОО

Молодому педагогу необходимо знать, что 1 сентября 2013 года вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что педагогический работник проходит аттестацию в порядке, установленном законодательством об образовании.

Молодой педагог должен знать, что отработав 2 года в должности в организации, по инициативе работодателя он может быть аттестован, поэтому рекомендуем ознакомиться с нормативными правовыми документами, регламентирующие порядок проведения аттестации. Консультацию можно получить в организации, где он работает, управлении образования муниципального района (города).

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрены два вида аттестации: обязательная и добровольная.

Обязательная аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и проводится она один раз в пять лет аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Молодые педагоги, проработавшие в должности менее 2 лет, от обязательной аттестации освобождаются. По истечении 2 лет работы в должности по инициативе работодателя педагог аттестуется в соответствии с графиком организации. Решение о проведении обязательной аттестации педагогического работника принимается работодателем. Работодатель издает соответствующий распорядительный акт, включающий в себя список работников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации и доводит его под роспись до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации. Проведение аттестации педагогического работника, осуществляется на основании представления работодателя в аттестационную комиссию.

Добровольная аттестация проводится по желанию педагогического работника в целях установления квалификационной категории (первой).

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, соответственно аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, проводится на основании заявления установленного образца, поданного непосредственно в аттестационную комиссию лично, в любое время, направленного по почте письмом с уведомлением о вручении и в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования на Архангельском региональном портале государственных и муниципальных услуг: http://pgu.dvinaland.ru/.

Педагогический работник, выполняющий педагогическую работу в разных должностях, имеет право одновременно обратиться с заявлениями об аттестации по всем занимаемым должностям (одной или нескольким). Прежде чем писать заявление на аттестацию, педагогу необходимо ознакомится с требованиями, которые предъявляются к нему, провести самоанализ профессиональных достижений на основе самодиагностики, известных методик. Молодой педагог осуществляет проведение мониторинга профессиональной деятельности. Рекомендуем соотнести результаты профессиональной деятельности по разным направлениям с требованиями, которые предъявляются к педагогу, заявившемуся на первую квалификационную категорию.

Молодой педагог должен знать, что экспертная группа осуществляет всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогического работника и готовит соответствующее экспертное заключение. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала её проведения по графику и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев. Педагог имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Педагог имеет право обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории впервые, возможно не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.

Установленная квалификационная категория на основании аттестации педагогическому работнику действительна в течение пяти лет.

За консультацией по аттестации педагогического работника можно обратиться к специалистам отдела аттестации педагогических и руководящих работников по адресу:

163 072, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 270, каб. 39

Тел./факс (8182) 21-27-56.

E-mail     amk-ippk@yandex.ru

Сайт        http://ippk.arkh-edu.ru

Желаем Вам успехов в непрерывном повышении уровня квалификации!

Регулирование финансовых отношений в вопросах аттестации кадров образовательных организаций Архангельской области

Регулирование финансовых отношений в вопросах аттестации кадров образовательных организаций Архангельской области

Веревкина Надежда Владимировна,

старший методист отдела аттестации педагогических и руководящих работников АО ИОО

163 072, г. Архангельск, пр. Ломоносова 270, каб. 39,

тел. (8182) 21-27-56

E-mail: amk-ippk@yandex.ru

 

Аттестация педагогических и руководящих работников является неотъемлемым элементом системы образования страны. Финансовые отношения в сфере образования состоят из отношений, возникающих между образовательными организациями и работающими в них гражданами по оплате труда, получению ими различных материальных льгот. Деятельность в образовательных организациях требует правовой урегулированности финансовых отношений в области аттестации педагогических и руководящих работников, возникающих в процессе ее осуществления: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов.

В финансовой деятельности образовательных организаций руководствуются нормами финансового права, закрепленными в Трудовом кодексе РФ, Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1] и другими нормативными правовыми документами. Отдельные финансовые отношения по аттестации кадров регулируются в соответствии с положениями трудового законодательства Российской Федерации, региональными документами. Так, Трудовым кодексом Российской Федерации определены: основания возникновения трудовых отношений (ст. 16); основные права и обязанности работника и работодателя (ст. 21, 22), коллективный договор, его содержание и структура (ст. 40, 41); основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130), оплата по труду (ст. 132); понятие гарантий и компенсаций, случаи их предоставления (ст. 164, 165) и др. [5].

В деятельности образовательных организаций по аттестации кадров необходимо учитывать следующее:

  • наименования должностей педагогических работников, по которым устанавливаются квалификационные категории, определены в профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» [2]. Должности работников образования (кроме должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования) разделены на следующие квалификационные группы: учебно-вспомогательный персонал первого уровня (вожатый, помощник воспитателя, секретарь учебной части); учебно-вспомогательный персонал второго уровня (дежурный по режиму, младший воспитатель, диспетчер образовательного учреждения, старший дежурный по режиму); педагогические работники (инструктор по труду, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель, методист, педагог-психолог и т.д.); руководители структурных подразделений (заведующий кабинетом, лабораторией, отделом, отделением и т.д.). Должности, составляющие квалификационную группу, структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая должна быть у работника (квалификационные уровни отсутствуют только в группе должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня). С учетом профессиональных квалификационных групп Правительство РФ устанавливает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки зарплаты работников. Зарплата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп;
  • присвоенные по результатам аттестации в 2010 году и ранее квалификационные категории (вторая, первая и высшая – педагогическим работникам), (первая и высшая – руководящим работникам) сохраняются в течение срока, на который они присвоены;
  • квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается со дня принятия аттестационной комиссией решения о соответствии уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории независимо от даты принятия распорядительного акта федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. С этой же даты у работника возникает право на оплату труда с учетом установленной квалификационной категории;
  • в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем педагогических работников государственного учреждения для повышения квалификации, а также для участия в аттестационных процедурах, в том числе вне места проживания работника, за ними сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы;
  • продление сроков квалификационных категорий не допускается. Так, порядок аттестации педагогических работников не предусматривает продление сроков действия квалификационных категорий для лиц, имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия, государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности, для победителей конкурсного отбора лучших учителей. Вместе с тем, принимая во внимание, что к указанным наградам, почетным званиям, к участию в конкурсном отборе, как правило, представляются педагогические работники, имеющие квалификационную категорию, при проведении аттестации для них предусмотрены льготы, закрепленные в распоряжении министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 30 декабря 2010 года № 1269 «О проведении аттестации педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении министерства образования, науки и культуры Архангельской области» [3] в виде анализа профессионального портфеля;
  • присвоенная квалификационная категория по одной должности не учитывается по другой должности, так как при аттестации педагогических работников устанавливается соответствие уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям по определенной должности, которая конкретно указывается в решении аттестационной комиссии. По этой же должности распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, устанавливается квалификационная категория;
  • установленная квалификационная категория учитывается при работе в данной должности в образовательных учреждениях независимо от их типов или видов;
  • квалификационная категория, установленная по должностям учителя, преподавателя, должна учитываться независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется наименование «старший» (воспитатель – старший воспитатель, педагог дополнительного образования – старший педагог дополнительного образования, методист – старший методист, инструктор-методист – старший инструктор-методист, тренер-преподаватель – старший тренер-преподаватель), независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория;
  • при переходе педагогического работника на другую должность квалификационная категория не сохраняется. Однако, отраслевыми соглашениями, коллективными договорами в целях создания заинтересованности педагогических работников в выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, для них могут быть определены условия оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории, если по выполняемой работе совпадают профили работы (деятельности);
  • при трудоустройстве в другое образовательное учреждение, при переезде в другой населенный пункт, другой субъект РФ наличие у педагогического работника квалификационной категории, а также срок ее действия подтверждается записью в трудовой книжке работника. По просьбе педагогического работника при увольнении для более полной информации об установленной квалификационной категории ему могут быть выданы аттестационный лист и выписка из распорядительного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, которые педагогический работник отдает для хранения в его личном деле на новом месте работы. В случае увольнения указанные документы передаются педагогическому работнику под роспись об их получении;
  • в коллективном договоре образовательной организации с учетом особенностей ее уставной деятельности, финансовых возможностей (в том числе за счет внебюджетных средств) могут предусматриваться дополнительные меры социальной поддержки, льготы, гарантии и преимущества для работников, более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: например, в случае истечения у педагогического и руководящего работника образовательной организации срока действия квалификационной категории педагогическому работнику необходимо подать заявление на имя руководителя с просьбой о сохранении оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории, но не более чем на один год. Так, в п. 7.1.1 Отраслевого соглашения между министерством образования и науки Архангельской области и Архангельской областной общественной организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, регулирующего социально-трудовые отношения в государственных образовательных учреждениях Архангельской области на 2013–2015 годы сохранение оплаты труда предусматривается в следующих случаях:

1) возобновления педагогической работы со дня выхода на работу после ее прекращения в связи с ликвидацией образовательного учреждения;

2) возобновления педагогической деятельности после длительного периода временной нетрудоспособности;

3) возобновления педагогической работы со дня выхода на работу после отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком;

4) возобновления педагогической деятельности после окончания длительного отпуска, предоставляемого в соответствии со статьей 335 Трудового кодекса Российской Федерации;

5) в случае обучения в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, по очно-заочной форме по профилю деятельности;

6) педагогическим работникам государственного учреждения, которым до выхода на пенсию по старости осталось не более одного года;

7) в связи с возобновлением работы после увольнения по сокращению численности или штата работников – со дня возобновления работы;

8) в случае выявления допущенного руководителем соответствующей образовательной организации нарушения Порядка аттестации педагогических работников других государственных и муниципальных образовательных учреждений [4].

В целях повышения заинтересованности работников образовательных учреждений в выполнении педагогической работы по иной должности, по которой не установлена квалификационная категория, педагогическим работникам определяются условия оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории в течение срока ее действия, если по выполняемой работе совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы (деятельности) (см. таблицу).

 

Должность, по которой установлена квалификационная категория Должность, по которой учитываются условия оплаты труда, предоставленные для квалификационной категории, присвоенной по должности, указанной в графе 1 
1 2
Учитель, преподаватель Воспитатель (независимо от места работы); социальный педагог, педагог-организатор; педагог дополнительного образования (при совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы профилю работы по основной должности); учитель, преподаватель, ведущий занятия по отдельным профильным темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки Учитель, преподаватель, ведущий занятия с обучающимися по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки» (ОБЖ) сверх учебной нагрузки, входящей в основные должностные обязанности; учитель, преподаватель физкультуры (физвоспитания),педагог дополнительного образования
Руководитель физвоспитания Учитель, преподаватель физкультуры (физвоспитания), инструктор по физкультуре; учитель, преподаватель, ведущий занятия курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), педагог дополнительного образования
Мастер производственного обучения Учитель труда, преподаватель, ведущий преподавательскую работу по аналогичной специальности, инструктор по труду, педагог дополнительного образования (по аналогичному профилю)
Учитель трудового обучения (технологии) Мастер производственного обучения, инструктор по труду, педагог дополнительного образования
Учитель-дефектолог, учитель-логопед Учитель-логопед, учитель-дефектолог, учитель (независимо от преподаваемого предмета либо в начальных классах) в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, воспитатель, педагог дополнительного образования (при совпадении профиля кружка, направления дополнительной работы профилю работы по основной должности)
Учитель музыки общеобразовательного учреждения, преподаватель учреждения среднего профессионального образования Преподаватель детской музыкальной школы (школы искусств, культуры), музыкальный руководитель, концертмейстер
Преподаватель детской музыкальной, художественной школы, школы искусств, культуры, музыкальный руководитель, концертмейстер Учитель музыки общеобразовательного учреждения, преподаватель учреждения среднего профессионального образования
Старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, в том числе ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП Учитель, преподаватель физкультуры (физвоспитания), инструктор по физкультуре, педагог дополнительного образования
Преподаватель учреждения начального или среднего профессионального образования Учитель того же предмета в общеобразовательном учреждении
Учитель общеобразовательного учреждения Преподаватель того же предмета в учреждении начального и среднего профессионального образования

Оплата труда педагогических работников образовательных организаций в перечисленных случаях определяется коллективным договором, Положением о системе оплаты труда и устанавливается приказом руководителя образовательной организации в пределах фонда оплаты труда.

Итак, соблюдение вышеуказанных позиций по аттестации педагогических и руководящих работников позволит работодателю и бухгалтеру принять правильные решения в осуществлении финансовой деятельности образовательной организации и учесть их при планировании этой деятельности.

Нормативно-правовые акты

  1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 2012. – 31 дек.
  2. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5.05.2008 г. № 216н // Российская газета. 2008. 28 мая.
  3. О проведении аттестации педагогических работников муниципальных и государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении министерства образования, науки и культуры Архангельской области: распоряжение министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 30.12.2010 г. № 1269. Документ опубликован не был. URL: http://ippk.arkh-edu.ru.
  4. Отраслевое соглашение между министерством образования и науки Архангельской области и Архангельской областной общественной организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, регулирующее социально-трудовые отношения в государственных образовательных учреждениях Архангельской области на 2013–2015 годы. Документ опубликован не был. URL: ru.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.