Урок
Анализ урока в контексте системно-деятельностного подхода
Анализ урока в контексте
системно-деятельностного подхода
0 – отсутствие элемента, 1 – удовлетворительно, 2 – хорошо, 3 – отлично.
Эффективность: сумма баллов: менее 18 – неудовлетворительно, 18 – 35 — удовлетворительно, 36 – 44 хорошо, 45 – 54 – отлично.
№ | Показатели эффективности урока | Оценка |
1. | Целеполагание(реализация деятельностного способа целеполагания) | Х |
1.1 | Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся и (или) постановка целей урока обучающимися самостоятельно. | |
1.2 | Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно) | |
1.3 | Ясность, четкость, конкретность цели урока и степень ее соотношения с результатом | |
1.4 | Постановка общей цели урока и (или) частных задач к каждому этапу | |
2. | Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию | Х |
2.1 | Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включенности в этот процесс | |
2.2 | Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся (Все ли запланированные шаги реализованы? В чем заключается развитие?) | |
2.3 | Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и (или) оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу | |
2.4 | Организация и (или) реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.) | |
2.5 | Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания | |
3. | Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся | Х |
3.1 | Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК) | |
3.2 | Дифференциация и (или) индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объему | |
3.3 | Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок-мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др.; внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определенной технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, парная, индивидуальная, групповая, коллективная). | |
3.4 | Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия | |
4. | Создание на уроке условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся | |
4.1 | Реализация на уроке компонентов учебно-познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка)) | |
4.2 | Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) | |
4.3 | Формирование и (или) решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную (не репродуктивную) деятельность обучающихся | |
4.4 | Построение урока с у четом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся | |
4.5 | Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения |
ИТОГО:
Цели и задачи урока
Цели и задачи урока
Образовательные:
- усвоение учащимися понятия…
- добиваться первичного понимания учащимися понятия…
- знакомство учащихся с…
- осознание учащимися основных причин (особенностей)…
- обобщение и закрепление учащимися материала по теме…
- отработка умения применять понятие…
- формирование у учащихся понятие…
- обеспечение понимания (усвоения) учащимися (научных фактов)…
- создание условий для понимания учащимися (закона)…
- создание условий для повторения (закрепления) учащимися основных понятий…
- обобщение и систематизация материала по теме…
- подготовка учащихся к усвоению новой темы…
- показ учащимся применение
- формирование (продолжение формирования, закрепления) специальных умений по
- устранение пробелов в знаниях по теме… учащихся класса…
- совершенствование техники…
- дать представление о…
- расширение представлений (знаний) о…
- дать понятие о…
- выявить специфику (особенности)…
- сформулировать…
- усвоение значения…
- краткое знакомство с…
Развивающие:
- развитие аналитических умений при (сравнительной характеристике)…
- развитие внимания (на основе выделения…) в процессе…
- развитие логического мышления при (решении)…
- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале…
- развивать умение сравнивать (сопоставлять)…
- развивать умение анализировать и обобщать при…
- развивать способности к умозаключению… (индуктивному и дедуктивному)
- развивать умение делать выводы…
- развивать мыслительные действия по аналогии…
- развивать умение логически излагать мысли (н., составление плана/вопросов по §)
- развивать эмоции (создание на уроке эмоциональной ситуации удивление, радости, переживания…)
- развивать познавательный интерес (активность) через… (сообщение о…, создание проблемной ситуации, организацию игровых ситуаций, учебных дискуссий, неожиданных выводов, стимулирование проявлений любознательности, обеспечение успеха в усвоении знаний…)
- обратить особое внимание на развитие способностей
- развивать память
- способствовать развитию произвольного внимания
- развивать общеучебные умения, формировать общеучебные навыки (работа с книгой, справочниками; темп чтения и письма, самоконтроль; умение применять и намечать задачи деятельности; умение рационально планировать деятельность; умение осуществлять наблюдения)
- развивать культуру математической речи: уметь четко фиксировать мысли в предложениях, ..
- развивать самостоятельность (мышления)
- развивать приемы анализа
- способствовать развитию положительных эмоций путем…
- развивать умения обобщать изученные факты
- совершенствовать память и умение образного сравнения
- развивать воображение детей Воспитательные:
- воспитание чувства…
- воспитание эстетического восприятия (точности и аккуратности)
- содействовать воспитанию основных мировоззренческих идей
- обеспечивать нравственное воспитание (патриотизм, коллективизм, гуманизм, гордость за…)
- содействовать трудовому воспитанию и профориетации
- воспитание самостоятельности через организацию…
- воспитание творчества
- содействовать воспитанию активной жизненной позиции (требовательности к себе)
- воспитание духовной культуры (потребностей, интересов, взаимоотношений)
- воспитание культуры поведения (единства слова и дела, разъяснение сущности моральных норм, содействие воспитанию нравственной активности)
- воспитание осознанной необходимости…
- воспитание экологической культуры (бережного отношения к природе)
- воспитание экономической культуры (деловитости, бережливости, приучение к правильному использованию рабочего времени, стимулирование рационально организовать свой труд, стремление к новаторству)
Экспертная оценка урока в контексте системно-деятельностного подхода. Артюгина
Экспертная оценка урока в контексте
системно-деятельностного подхода
0 – отсутствие элемента, 1 – удовлетворительно, 2 – хорошо, 3 – отлично.
Эффективность: сумма баллов: менее 18 – неудовлетворительно, 18 – 35 — удовлетворительно, 36 – 44 хорошо, 45 – 54 – отлично.
№ | Показатели эффективности урока | Оценка |
1. | Целеполагание(реализация деятельностного способа целеполагания) | Х |
1.1 | Формулирование целей урока в совместной деятельности педагога и обучающихся и (или) постановка целей урока обучающимися самостоятельно. | |
1.2 | Формулирование диагностической цели урока (диагностическая цель – цель, о факте достижения которой можно судить однозначно) | |
1.3 | Ясность, четкость, конкретность цели урока и степень ее соотношения с результатом | |
1.4 | Постановка общей цели урока и (или) частных задач к каждому этапу | |
2. | Создание на уроке условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию | Х |
2.1 | Планирование деятельности обучающихся на уроке и степень их включенности в этот процесс | |
2.2 | Выполнение плана деятельности обучающихся на уроке и обеспечение результативности урока для развития обучающихся (Все ли запланированные шаги реализованы? В чем заключается развитие?) | |
2.3 | Реализация рефлексии деятельности обучающихся на уроке и (или) оценивание уровня собственного продвижения по учебному материалу | |
2.4 | Организация и (или) реализация на уроке различных видов деятельности обучающихся (слушание, чтение, письмо, говорение, аудирование, моделирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, исследование, обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, сопоставление, проведение аналогии, диагностирование, самостоятельная деятельность и др.) | |
2.5 | Побуждение обучающихся к саморазвитию через формулирование (выбор) домашнего задания | |
3. | Проектирование и конструирование на уроке социальной среды развития обучающихся | Х |
3.1 | Реализация на уроке содержания учебного материала как системы научных понятий (научность содержания материала, следование УМК) | |
3.2 | Дифференциация и (или) индивидуализация на уроке учебного материала по сложности и объему | |
3.3 | Целесообразность выбора формы урока (внешняя форма: урок-мастерская, экскурсия, путешествие, суд, семинар, лекция и др.; внутренняя форма: изучение нового материала, повторения, обобщения, комбинированный, развития речи, урок по определенной технологии) и формы организации деятельности детей (фронтальная, парная, индивидуальная, групповая, коллективная). | |
3.4 | Целесообразность использования технического, дидактического, наглядного оснащения учебного занятия | |
4. | Создание на уроке условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся | |
4.1 | Реализация на уроке компонентов учебно-познавательной деятельности (цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка)) | |
4.2 | Формирование (развитие) на уроке универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных) | |
4.3 | Формирование и (или) решение на уроке познавательных задач, направленных на продуктивную (не репродуктивную) деятельность обучающихся | |
4.4 | Построение урока с у четом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся | |
4.5 | Умение создать атмосферу доверия, психологической безопасности, одобрения, поддержки, сотрудничества, здоровьесбережения |
ИТОГО: