Страницы меню навигации

cтаршего методиста ЦАПР АО ИОО

Инновации

Инновации

Инновации должны: обладать новизной, удовлетворять целям и задачам образовательного процесса. В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Например, А. И. Пригожин предложил типологию нововведений по 9 признакам:

  1. по типу новшества:
    • технико-технические (новые оборудование, приборы, технологические схемы и др.);
    • продуктовые (изделия, материалы);
    • социальные:
    • экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда);
    • организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением);
    • собственно социальные (целенаправленные изменения внутриколлективных отношений);
    • правовые
  2. по инновационному потенциалу:
    • радикальные (базовые);
    • комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);
    • модифицирующие (улучшающие, дополняющие базовые новшества)
  3. по принципу отношения к своему предшественнику:
    • замещающие;
    • отменяющие;
    • открывающие;
    • возвратные
  4. по объему применения:
    • «точечные» (отдельные приспособления, правила),
    • системные (технологические и организационные системы),
    • стратегические (принципы производства и управления)
  5. по способу осуществления:
    • экспериментальные, т. е. проходящие стадию апробации, проверки;
    • прямые, реализуемые без экспериментов
  6. по назначению, т.е. направленные:
    • на получение конкурентных преимуществ,
    • получение новых факторов успеха,
    • эффективность производства,
    • улучшение условий труда,
    • обогащение содержания труда,
    • повышение управляемости организации,
    • повышение качества продукции и т. д.
  7. по социальным последствиям:
    • вызывающие социальные издержки (напряженность, новые виды монотонного, вредного и т. д. труда, потери статуса и пр.),
    • дающие социальные преимущества (снижение тяжести и вредности труда, повышение квалификации и пр.).
  8. по источнику планирования:
    • централизованные (министерства, ведомства),
    • локальные (дирекция, регион),
    • спонтанные (массовое рационализаторство, изобретательство)
  9. по результативности:
    • внедренные и полностью используемые,
    • внедренные и слабо используемые,
    • невнедренные.
  10. по источнику инициативы:
    • прямой заказ;
    • авторские

Инновационный менеджмент доцент каф.МиМ Лапшина О.И.

Моделирование педагогической новации. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М.

3.1.1. Моделирование педагогической новации. Михайлова Н. Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие.- М.: МИРОС, 2001.—208 с.

Педагогическая новация представляет собой модель-оригинал.

По способу создания — это мыслительный процесс, связанный с созданием «образа будущего», в соответствии с которым необходимо изменять педагогическую практику.          

По способу внедрения — это организация необходимой деятельности по созданию прецедента внедрения нового в традиционную систему.

Обычно новация в чем-то не противоречит традиции, имеет определенные сходства с ней, но при этом имеет и принципиальные отличия.

Именно эти отличия вызывают неоднозначные (порой резко негативные) реакции традиционной системы, которая «распознает» новацию как нечто «чуждое» ей. Само «распознание» может возникнуть не сразу, поскольку «сходство» до поры до времени может скрывать противоречия, которые объективно существуют между традицией и новацией. Но как только новация окажет сопротивление системе, побуждая ее к изменению (т. е. к развитию), система в ответ может также оказать сопротивление новации, поскольку будет стремиться к сохранению своей устойчивости и стабильности.

Известно, что развитие характеризуется динамикой преобразования старого в новое, а традиция — устойчивостью и сохранением старого. Если возможности системы оказывать сопротивление новации окажутся выше, чем возможность новации воздействовать на систему, то новация вскоре начнет терять свой новационный (оппозиционный, развивающий) смысл и приспособится к системе за счет того общего, что у них имеется.

Такая метаморфоза не редкость. В истории педагогики известно немало чрезвычайно продуктивных новаций, однако развитие массовой педагогической практики значительно отстает от новационных образцов. Несомненно наличие и другого феномена: на определенном этапе развития общества прошлые педагогические новации обретают новую жизнь, при любых благоприятных условиях давая ростки.

В педагогике пословица «Новое — это хорошо забытое старое» теряет свое ироническое значение и обретает определенную истинность. Любая педагогическая новация вряд ли может претендовать на открытие неизведанного. Но если новация строится на фундаментальных закономерностях, то она не исчезает, а остается в истории в качестве некой «бифуркационной точки», из которой в будущем могут вновь возникнуть разные траектории инновационной деятельности в образовании.

Инновация – это новоанглийский термин “innovation”, соответствующий позднелатинскому слову “novatio” – новация. Это идентичные слова и толкуются как «обновление, изменение – прекращение обязательства по соглашению сторон путем замены его новым обязательством (в гражданском праве)». Более ярко суть новаторства вытекает из определения: «новатор — человек, который смело вводит что-либо новое, вносит новые прогрессивные идеи в какой-либо области, ломает старые представления, правила, нормы, мешающие движению вперед.

Под педагогической инновацией понимается «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом». [Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах [Текст] / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1.]

Следует различать понятия «новшество» и «нововведение». Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества [Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. [Текст] / А. В. Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.].

Понятие «нововведение» А. В. Хуторской считает синонимом понятия «инновация»

Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом [Хуторской, А. В. Современные педагогические инновации на уроке [Электрон. ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm.]. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.

Следует подчеркнуть единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике.

Другое системное понятие – инновационная деятельность – комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс [Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика — рычаг образования [Электрон. ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября.

http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm.].

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность [Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика — рычаг образования [Электрон. ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm.].

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.