Страницы меню навигации

cтаршего методиста ЦАПР АО ИОО

Олимпиада 2020 г.

Аналитическая справка по итогам проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по учебному предмету «Технология» Архангельской области в 2019/2020 уч. году

Аналитическая справка по итогам проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по учебному предмету «Технология»

Архангельской области в 2019/2020 уч. году

 

  1. Общая характеристика заданий регионального этапа олимпиады 

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по учебному предмету «Технология» проводился в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 года № 1252 и изменений, внесенных в Порядок (приказ Минобрнауки от 17 марта 2015 г. № 249, 17 декабря 2015 г. № 1488), который состоялся в очной форме в два дня– 30.01.2019 г. и 31.01.2019 г. по двум номинациям: «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» для каждой параллели 9-х и 10-11-х классов в три тура: 1 тур — теоретический; 2 тур — практическая работа; 3 тур — представление и защита проекта. Защита проекта являлась обязательным условием участия конкурсанта в олимпиаде. Регламент проведения регионального этапа включал:

  • длительность 1-го тура (теоретического) составлял 2,0 часа (120 минут);
  • длительность 2-го тура (выполнение практической работы) составляла:

в номинации «Техника и техническое творчество» — 3 часа (180 минут) с двумя 10 минутными перерывами; в номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» в два этапа с одним 10 минутным перерывом;

— 1 час (60 минут — моделирование) и 2 часа (120 минут – обработка швейного изделия);

  • длительность 3-го тура (представление и защита проекта) составляли по 10 минут на каждого участника олимпиады.

Задания и критерии оценивания регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, разрабанные центральной предметно-методической комиссией по технологии использовались в полном объеме.

Участниками олимпиады было определено несколько направлений проектной деятельности:

номинация «Техника и техническое творчество»

1.Электротехника, автоматика, радиоэлектроника, в том числе, проектирование систем подобных концепции «Умный дом», проектирование систем с обратной связью, проектирование электрифицированных объектов, применение систем автоматического управления для устройств бытового и  промышленного применения.

2.Техническое моделирование и конструирование  технико-технологических объектов.

3.Художественная обработка материалов (резьба по дереву, выжигание, и другие).

номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

1.Проектирование и изготовление швейных изделий, современные технологии, мода, использование робототехники в промышленности и быту.

2.Декоративно-прикладное творчество (рукоделие, ремёсла, и другие), аксессуары, художественная обработка материалов.

3.Современный дизайн (дизайн изделий, дизайн интерьера и тд).

4.Национальный костюм и театральный костюм.

Первый тур-это выполнение заданий, которые соответствовали объёму знаний, определённому в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по учебному предмету «Технология». В первом, теоретическом туре, правильный ответ на вопрос оценивался в 1 балл, неправильный или неполный в ноль баллов:

в номинации «Техника и техническое творчество»:

по заданию предусмотрено 25 вопросов, которые оценивались в 1 балл и одно творческое задание — оценивалось в 10 баллов.

в номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»:

в теоретической части 24 вопроса с оценкой в 1 балл и одно творческое задание с оценкой в 11 баллов. Максимальное количество баллов, которое мог набрать каждый участник составило 35 баллов.

Содержание заданий охватывало все основные разделы программы учебного предмета «Технология», а также  вопросы по лазерным технологиям, нанотехнологиям, робототехнике в виде закрытых и открытых тестов.

Второй тур.

Номинация «Техника и техническое творчество»:

– практические работы, которые выявляли у участников олимпиады определённые навыки выполнения и умения в данной области. Вид практической работы определялся участниками олимпиады: ручная  и механическая деревообработка, ручная и механическая металлообработка по изготовлению простого однодетального изделия с помощью технологической карты, с обязательным декорированием, электротехника, робототехника. Максимальное количество баллов за выполнение практического задания 40. Участники продемонстрировали положительнй уровень технологического мышления и практические навыки.

Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

Практическая работа включала два этапа: выполнение технического моделирования деталей швейных изделий и обработку текстильных материалов. Максимальное количество баллов – 40. Практические работы оценивались в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательным стандартом. Максимально возможные баллы и критерии оценивания были прописаны в картах пооперационного контроля. При выполнении заданий можно проверить качество своей работы. В практической работе по моделированию деталей швейных изделий участники олимпиады выполняли задание по эскизу и описанию модели, где предусматривалось нанесение линий фасона изделий на чертёж и подготовку выкроек к раскрою в масштабе 1:4. Для конкурса по технологии обработки швейных изделий были задания в форме технологических карт с иллюстрациями. В нём предусматривалась обработка соответствующего оригинального изделия по технологической карте, умение пользлваться технологической документацией, правильно подбирать технологические приёмы обработки и элементы отделки.

Третий тур – защита творческого проекта. Проект оценивался методом экспертной оценки по критериям, где отражалась исследовательская, творческая и технологическая работа. Максимальное число баллов за выполнение и презентацию проекта составляло 50 баллов.

Номинация «Техника и техническое творчество»

При оценке творческого проекта оценивалось качество выполнения пояснительной записки — до 15. баллов, качество изделия — до 20 баллов, презентации проекта — до 15 баллов.

Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

При защите проектов главной задачей экспертов являлось выявление новизны представленных проектов, оригинальность выполненного изделия, новаторство идеи автора, связь с другими предметами. Оценки проекта: пояснительная записка – 14 баллов; изделие, продукт – 20 баллов; защита проекта – 14 баллов; дополнительные критерии за самостоятельность вполнения проекта, владение понятийнм содержанием проблемы, сложность и оригинальность изделия, качество электронной презентации – 2 балла.

Максимальное количество баллов за все конкурсы каждого участника — 125.

  1. Количественный состав участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

Номинация «Техника и техническое творчество»

Таблица 1

Данные 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл.
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Общее количество участников

регионального этапа 2019 года

17 42 13 33 10 25
Количество территорий 7 28 8 32

 

6 24

 

Из общего количества участников регионального этапа олимпиады:
·     обучающиеся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов (школа имеет статус) 3 18 1 8 1 10
Количество победителей и призеров регионального этапа олимпиады 2019 г. 7 41 5 47 5 50
Из общего количества победителей и призеров регионального этапа олимпиады 2019 г.:
·     обучающиеся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов (школа имеет статус) 2 66 2 100

 

Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

Таблица 2

Данные 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл.
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Общее количество участников регионального этапа 2019 года 14  44 8 25 10 31
Количество территорий 8 53

(от 15)

6 40

(от 15)

6 40

(от 15)

Из общего количества участников регионального этапа олимпиады:
·     обучающиеся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов (школа имеет статус) 2 14 1 13 3 30
Количество победителей и призеров регионального этапа олимпиады 2019г.
Из общего количества победителей и призеров регионального этапа олимпиады 2019 г.: 8 4 6
·     обучающиеся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов (школа имеет статус) 2 25 1 25 3 50

 

 

Краткий комментарий данных таблицы 1, 2

Номинация «Техника и техническое творчество»

Количество участников в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников номинации «Техника и техническое творчество» остается  в течениие последних лет на уровне этого учебного года- 40 обучающихся из 10 территорий Архангельской области. Обучающихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов участвовало 4 человека, (12,5%), которые являются победителями и призерами.

Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

Всего участников 32 человек в 2018 – 2019 учебном году, 2017 – 2018 учебным годом 33, уменьшилось на 1 человека. По классам: 9 – 14/10участников, 10 – 8/10 участников, 11 – 10/13участников. В 2017 – 2018учебном году, среди участников регионального этапа, обучающихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов – 6 человек, что соответствует 19% от общего количества участников. Из победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 6 (33  %) – обучающиеся из лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением языка. Количество территорий региона -15, в 2017 – 2018 учебном году 14.

Вывод:

Уменьшение количества участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников наблюдается вследствии отсутствия  в 9, 10, 11 классах данного учебного предмета «Технология» в учебном плане образовательных организаций Архангельской области, а уровень содержания олимпиадных заданий повышается.

  1. Результаты участников регионального этапа олимпиады по учебному предмету «Технология»

Номинации «Техника и техническое творчество»

 

Таблица 3

Территории Менее 25% олимпиадных заданий 25% и более, но менее 50% 50% олимпиадных заданий Более 50% и до 75% олимпиадных заданий Более 75% олимпиадных заданий
9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл.
Архангельск 1 2 1 2
Вельский 1 2
Верхнетоемский 1
Виноградовский 1 2
Коношский 1 1
Котлас 1 3 2 1
Мирный 1
Новодвинск 1 2 2 1
Северодвинск 6 2
Холмогорский 2 1

  

Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

                Таблица 4

Территории Менее 25% олимпиадных заданий 25% и более, но менее 50% 50% олимпиадных заданий Более 50% и до 75% олимпиадных заданий Более 75% олимпиадных заданий
9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл.
Архангельск 5
Вельский 3
Вилегодский 1 1
Виноградовский 1
Коряжма 1
Котлас 1 1
Ленский 1 1
Лешуконский 1
Мезенский 1
Онежский 1
Пинежский 2
Плесецкий 1
Приморский 1 2
Северодвинск 3 1 2
Устьянский 1

   

Краткий комментарий данных таблицы 3,4

В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии номинации «Техника и техническое творчество» принимали участие 10 муниципальных образований области (40% от общего количества муниципальных образований региона). Сводные данных таблиц свидетельствуют о положительной динамике качества выполнения олимпиадных заданий.

Номинации «Техника и техническое творчество»

Средний балл за выполнение олимпиадных заданий регионального этапа для участников всех параллелей незначительно, но вырос.

Более половины участников регионального этапа олимпиады по технологии номинации «Техника и техническое творчество» справились более 75% олимпиадных заданий.

Максимальный балл за выполнение олимпиадных заданий по технологии номинации «Техника и техническое творчество составил в 9 классе – 122 балла (98% от максимального количества баллов), в 10 классе – 106 баллов (85% от максимального количества баллов), в 11 классе – 112 баллов (90% от максимального количества баллов) на уровне прошлого года. Для учащихся 9, 10, 11-го классов наиболее трудным  было выполнение задания первого тура.

Номинация «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

Из 32 участников с заданием справились: менее 50% — 8 участникрв; более 50% — 24 участника. В процентном соотношении – 25% к 75%. Средний процент выполнения заданий по всем параллелям 58% — 72 балла. Наиболее трудными для участников были задания по теории и техническому моделированию деталей изделия.

 

  1. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по учебному предмету «Технология» номинации «Техника и техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное творчество».

 

Следует отметить активность руководителей, учителей технологии ряда территорий Архангельской области, которые успешно решают поставленные задачи определив учебный предмет «Технология» основным практико-ориентированным предметом в образовательном организации.

Руководителям образовательных организаций рекомендуем обратить особое внимание при  распределении учебных часов на изучение предмета «Технология»,  обеспечив непрерывность технологической подготовки школьников с 1 по 11 класс.

Повысить роль метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого потенциала учащихся 1-11 классов с привлечением их к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, организацию исследовательской деятельности обучающихся. Необходимо обратить внимание на содержание и оформление пояснительной записки творчесеого проекта.

При подготовке обучающихся к олимпиаде активизировать внимание на  теоретическую часть олимпиадных заданий 5-11 классов, изучение техник и технологий, применяемых в современном мире.

Для развития творческих способностей обучающихся рекомендуем использовать  в практической деятельности олимпиадные задания.

Предметная область «Технология» является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных. В рамках освоения предметной области «Технология» происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.

 

Председатель жюри номинации

«Техника и техническое творчество», методист КТМП АО ИОО 

/Н.В. Веревкина/

Председатель жюри номинации

«Культура дома и декоративно-прикладное творчество», 

учитель МБОУ МО «Город Архангельск» «Гимназии №24» 

/В.М. Рванина/

 

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.