Страницы меню навигации

Опыт работы педагогов 2024 г.

Влияние звука и шума на организм человека. Сивцев Артём, ученик 9 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Мошинская средняя школа»

Архангельской области

Итоговый индивидуальный проект

по физике

Влияние звука и шума на организм человека

Выполнил:

Сивцев Артём, ученик 9 класса

Научный руководитель:

Шумилова Светлана Васильевна,

учитель математики и физики

 

Петариха

 2023 г. 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1.Шум с физической точки зрения………………………………………..4

1.1. Влияние шума на организм человека …………………………………….4

1.2. Мероприятия по защите от шума………………….…..………………….6

Глава 2. Школьный шум………………………………………………………..7

Глава 3.Анкетирование обучающихся..………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………….9

Список использованной литературы………………………………… …………10

Приложения…………………………………………………………………….11

Введение

Человека всю жизнь окружают разные звуки: разговоры на улице и в помещениях, пение птиц, рокот машин и т.д. Это и не удивительно, ведь звуки – неотъемлемая часть нашей жизни, ведь прямо сейчас, в нашей голове звучит голос, читающий этот текст. Казалось бы, настолько распространённое понятие как шум, не должно вызывать вопросов, но нет. Далеко не каждый человек даст вам точное определение шума,  что это такое и каким он бывает. Не всем понятно, почему громкие звуки нас сильно раздражают и как с этим бороться?  И главное, как шум влияет на человека? Именно с такими вопросами я взялся за написание проекта.

Цель работы: Изучить влияние шума и звука на здоровье человека.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме исследования.
  2. Выяснить влияние шума и звука на здоровье человека.
  3. Провести опрос и проанализировать полученные результаты.
  4. Разработать здоровье-сберегающие рекомендации для учеников.

Гипотеза: Обратить пристальное внимание на проблему защиты здоровья человека от шума. Как повысить работоспособность на уроках, если:

  1. Поделиться знаниями об особенностях звукового влияния на слух человека.
  2. Измерить «шумовое загрязнение» на переменах.
  3. Внимательно ознакомиться с нашей рекомендацией.

Объект исследования: Шум как звуковое явление.

Предмет исследования: Воздействие шума и звука на организм человека.

Актуальность: Умение соблюдать тишину- показатели культуры человека и его доброго отношения к окружающим,  поэтому этот проект призван просветить людей, и показать какие проблемы влечёт за собой шум.

Глава 1. Шум с физической точки зрения

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Раздел физики, в котором изучают звуковые явления, называют акустикой. Звук как физическое явление представляет собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Гц. Звуки, которые мы ежедневно слышим, очень разнородны. Они делятся на музыкальные звуки и шумы. К первым относятся звуки натянутой струны, духовых, клавишных и других музыкальных инструментов. Шум же представляет собой неритмичные, в отличие от музыкальных звуков колебания, поэтому, звук двигателей, шелест, журчание воды, относятся к шуму.

Шум – это хаотичная смесь многих звуковых колебаний, разных частот и амплитуд. Исполнителями шумов могут являться все виды транспорта, промышленные устройства, лифты, громкоговорящие устройства и т.д. Чрезмерный шум влияет на человека подобно яду, который медленно накапливается в организме.

1.1 Влияние шума на организм человека

Уровень шума, его сила (интенсивность) измеряется в децибелах. Интенсивность всех звуков диапазона слухового восприятия отражены в описательных единицах от 0 до 130 Дб (болевого порога). Измеряется шум специальной аппаратурой – шумомерами. Уровень шума в 20-30 Дб практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Касаемо громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно80 Дб. Шум в 130 Дб уже вызывает болевое ощущение, а 150 Дб становится невыносимым.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, состояния здоровья, окружающих условий. В зависимости от уровня интенсивности  и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека:

  1. Шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека;
  2. Шум, вызывающий механические повреждения органов слуха;
  3. Шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление.
  4. Шум, более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно влияет на слух, но и вызывает другие вредные последствия: звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение утомляемости.

Наиболее чувствительны к шуму люди старшего возраста.Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46,3% людей, а в возрасте 28-37 лет  — 57%, в возрасте 38-50 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%.

Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещения:

  1. Для сна, отдыха — 30-40 Дб.
  2. Для умственного труда – 40-50 Дб.
  3. Для лабораторных исследований, работ с ЭВМ – 50-60 Дб.
  4. Для производственных цехов , магазинов – 50-70 Дб.

Уровни шумов от различных источников и реакции организма на акустическое воздействие (Приложение 1)

Воздействие шума проявляется:

  1. На слуховую систему человека
  2. На нервную систему человека
  3. На сердечнососудистую систему.

Можно выделить следующие последствия влияния шума на человека:

  1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет.
  2. Каждая третья женщина и каждый четвёртый мужчина страдает нервозами, вызванными повышенным уровнем шума.
  3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызвать изменения в активности мозга.
  4. Также болезни, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречались у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка – профессиональное заболевание.
  5. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания.

1.2 Мероприятия по защите от шума

Сегодня современные технологии позволяют изучить неблагоприятное влияние звука и шума на организм человека. Существуют и технологии, помогающие защититься от посторонних звуков. Используя беруши можно спокойно стоять, не раздражаясь от посторонних звуков. Шумопоглощающие наушники помогут сосредоточиться.

Борьба с шумом состоит в создании шумозащитных экранов, поглощающих фильтров, бесшумных механизмов, в изменении технологии производства и динамики транспортных потоков. Даже озеленение территории снижает уличный шум на 25%. Хорошие звукопонижающие: вата, стены из пенобетона или пористой сухой штукатурки. При этом следует знать, что полная тишина действует не менее угнетающе, поэтому огораживать себя от шума следует в меру.  Главное — постоянно наблюдать за своим самочувствием и стараться слушать приятные звуки: любимую музыку, мелодию моря и дождя. Стоит оценить уровень шума вокруг и подумать, как от него оградиться.

Глава 2. Школьный шум

Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81% больше времени. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.

По общепринятым стандартам: Интенсивность речевого шума измеряется в дБ: тихий шепот — 10 дБ, умеренный шепот — 20 дБ, громкий шепот — 30 дБ, нормальная громкая речь — 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный. Такой шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций. Громкий шум (59 — 65 дБ) превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему, вызывает неприятные эмоции. Интенсивный шум (65 -75 дБ) заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции. Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах.

Глава 3.Анкетированиеобучающихся

Мною было проведено анкетирование среди учеников 7-10 классов нашей школы. В опросе участвовали 192 ученика.

Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние школьников. (Приложение 2)

Проанализировав ответы, я сделал следующие выводы:

  1. Шум на уроках и переменах оказывает вредное воздействие, считает половина обучающихся, хотя другой половине он не мешает.
  2. Количество обучающихся в классе главная причина шума на уроке.
  3. Большинство учеников слушают музыку во время выполнения домашнего задания, отдавая предпочтение тяжелой музыке. Качество умственной работы снижается.
  4. Школьники предпочитают слушать музыку через наушники, музыка раздражает барабанные перепонки и оказывает вредное действие на здоровье учеников.
  5. Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние. Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека.
  6. Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители и не всегда может проснуться под звук будильника.
  7. Учащихся не задумывается о том, то увеличение шума может привести к тяжелым последствиям и является важной проблемой.

Заключение

В ходе работы над проектом мною были изучены свойства и особенности шума. Было рассмотрено физическое понятие шума. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас. Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем современного общества. Поэтому я решил продолжить свое исследование в направлении изучения уровня шума на уроках и переменах, в разных классах и на разных этажах, а также влияние громкой музыки на трудоспособность, активность, концентрацию внимания и результативность работы.

Мною сделаны следующие выводы:

Длительное воздействие шума с уровнем более 80-90 дБ может привести к частичной или полной потере слуха, также могут произойти патологические изменения в сердечнососудистой и нервной системе. Безопасны только звуки громкостью до 35 дБ.

Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны.

Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.

Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.

Проанализировав теоретический материал по теме проекта и результаты анкетирования, я разработал памятку для учащихся

 (Приложение 3).

Список использованной литературы, электронные ресурсы

  1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс, Издательство «Дрофа», Москва 2013 г.
  2. А.Б. Кимбар «Физика в живой природе».
  3. Р.А. Гибель «Справочник по физике для студентов и школьников»
  4. А.В. Тарасов «Физика в природе»
  5. Интернет — ресурсы: http://www.businesseco.ru
  6. Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.1178-02). «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», 2002.
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шумовое_загрязнение
  8. Проблема влияния шума на организм человека. (www.conf.muh.ru)
  9. О вредном влиянии шума (www.webasto-msk.ru)
  10. Проблема влияния шума на организм человека. (www.conf.muh.ru)
  11. http://shumolov.ru/vliyanie-shuma-zvuka-na-organizm/

Приложение 1

Приложение 2

Результаты анкетирования

  1. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1) да, очень 54%;

2) нет, у нас на уроках не шумно 25%;

3) иногда, не обращаю внимания 21%.

  1. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1) да, он меня очень раздражает 34%;

2) нет, на переменах не так уж и шумно 41%;

3) иногда, не обращаю внимания 25%.

  1. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

1)Да 41%;

2)Нет 20%

3)Иногда 39%.

4.Раздражает ли вас посторонний шум?

1)Да 27%;

2)Нет 8%

3)Иногда 65%.

  1. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

1)Да 56%;

2)Нет 11%;

3)Иногда 33%

  1. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?

1)Да 43%;

2)Нет 16%;

3)Иногда 41%.

  1. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

1)Да 37%;

2)Нет 63%.

  1. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

1)Да 63%;

2)Нет 15%;

3)Иногда 22%.

  1. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?

1)Да 35%;

2)Нет 65%.

Приложение3

Памятка для обучающихся

    1.Не злоупотребляйте слушанием громкой музыки, иначе возможны кратковременные нарушения слуха, звон в ушах.

     2.Не увеличивать громкость звука в наушниках плеера, пытаясь заглушить внешний шум.

     3.В шумном месте использовать противошумовые мягкие «беруши» или наушники-вкладыши.

     4.Слушать музыку в наушниках на средней громкости. При возникновении болевых ощущений немедленно прекратить прослушивание, снять наушники и дать ушам отдохнуть.

     5.Если Вы решили позвонить, то выберите тихое место.

     6.Давать ушам отдохнуть. Чаще гулять на свежем воздухе. Лучше всего выйти в лес или на берег реки. Пение птиц или журчание воды положительно воздействуют на слуховые функции и дают ушам необходимый отдых.

    7.Не оставляйте для фона включенными телевизор, музыкальный центр, когда их никто не слушает.

    8.Ограничьте время пользования плеером, просмотра телевизионных передач, работы за компьютером. И помните, что громкая музыка в наушниках также негативно сказывается на здоровье, и в первую очередь на слух.

    9.Сажайте больше деревьев вокруг зданий, что позволит снизить уровень шума от транспорта на 10 дБ.

  10.Следите за разговорной речью: не кричите, не повышайте голос.

  11.Старайтесь чаще выбираться на природу. Слушайте пение птиц, шелест листвы, шум воды, ведь тишина и естественные звуки природы просто необходимы человеку, перегруженному шумами города.

 12.Старайтесь не шуметь на уроках, так как шум влияет на трудоспособность и результативность труда.

 13.Перемены используйте для отдыха, а не для прослушивания громкой музыки.

  14.При выполнении шумной работы, через каждый час-полтора делайте 10-минутный перерыв.

  15.По возможности избегайте шумных улиц, крупных автомагистралей, выбирайте маршрут по тихим улочкам и через дворы.

 

vliyaniye-zvuka-i-shuma-na-organizm-cheloveka

 

Анкетирование

  1. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1) да, очень             2) нет                     3) не знаю, не обращаю внимания

  1. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1) да, он меня очень раздражает   2) нет, на переменах не так уж и шумно  3) не знаю, не обращаю внимания

  1. Сколько учащихся должно быть в классе. Чтобы на уроках не было шумно?

1) 10-15 человек           2) 15-20 человек         3) 20-25 человек

  1. Какое направление в музыке вы предпочитаете?

1) Рок       2) Рэп       3) Поп      4) Классическая музыка     5) Я меломан

  1. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

 1)Да         2) Нет        3)Иногда

6.Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?

        1)Динамики          2) Наушники       3)      Когда как

7.Раздражает ли вас посторонний шум?

1)Да              2) Нет         3) Иногда

  1. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

1)Да         2) Нет      3) Иногда

  1. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать из за шума объяснения учителя на уроке?

1)   Да         2) Нет        3) Иногда

  1. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

 1)Да       2) Нет

  1. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

 1)Да       2) Нет       3) Иногда

  1. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?

 1)   Да        2) Нет

 

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.