Страницы меню навигации

cтаршего методиста ЦАПР АО ИОО

Опыт работы педагогов 2021г.

Система поэтапного формирования навыка чтения с использованием игровых и знаково-символических приёмов

Система поэтапного формирования навыка чтения с использованием игровых и знаково-символических приёмов

 

Пусева Светлана Викторовна,

учитель-логопед

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

г. Котласа Архангельской области

 

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) и ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) диктует внедрение новых подходов к созданию в школе системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной общеобразовательной программы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Среди детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам инклюзивно в общеобразовательной школе, большую группу составляют дети с задержкой психического развития  и с тяжёлыми нарушениями речи. Исследователи в области коррекционной педагогики и специальной психологии отмечают, что несформированность речи, её компонентов языковой системы, у данной категории детей при поступлении в школу отрицательно сказывается на формировании навыка чтения и письма. Нарушение навыка чтения проявляется в искажении прочитанного на уровне слов и предложений, а также в непонимании прочитанного текста.

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вмес­те с тем оно не может рассматриваться вне единства пись­менной и устной речи.

В процессе чтения условно выделяют две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью чтения.

Процесс овладения чтением носит поэтапный характер. Сначала ребёнок овладевает звуко-буквенными отношениями в изолированном положении: за буквой закрепляется типовое звучание. Ребёнок учится устанавливать связь между звуком устной речи и его графическим образом — буквой. Однако в слове буквы обозначают несколько иные звуки, отличные от тех, которые они обозначают в изолированных позициях. Поэтому основная задача на следующем этапе обучения технической стороне чтения — овладение навыком слогослияния. При чтении опорой для звукослияния служит гласный звук, который выполняет функцию слогослияния и определяет произношение предшествующего согласного звука. В этом процессе и немаловажную роль играет фонематическое восприятие.На третьем этапе овладения чтением аналитически выделенные в слове слоги ребёнок синтезирует в целое слово.

Рассмотренные выше механизмы чтения, по мнению А.Н. Корнева обеспечивают его техническую сторону,которая создаёт условия для формирования смысловой стороны чтения. «Понимание смысла – основная задача чтения».

Учитывая, что обучение в школе строится на основе чтения и письма,а согласно ФГОС ООО, одним из результатов успешности усвоения, обучающимися основного общего образования является овладение грамотной письменной и устной речью, проблема формирования и коррекции навыка чтения у обучающихся с ОВЗ является актуальной для всех участников образовательного процесса.

С целью овладения правильным навыком чтения, понимания прочитанного и создания интереса к процессу чтения у обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с ЗПР и ТНР,мы разработали систему поэтапного формирования навыка чтения с использованием игровых и знаково-символических приёмов.

При разработке данной системы мы опирались на ступени формирова­ния навыка чтения, которые выделил Т.Г. Егоров:

1) овладение звукобуквенными обозна­чениями;

2) послоговое чтение;

3) становление синтетичес­ких приемов чтения;

4) синтетическое чтение.

Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особен­ностями, определенной психологической структурой, свои­ми трудностями и задачами, а также приёмами овладения.

 На этапе овладения звукобуквенными обозначениями у обучающихся наблюдаются трудности запоминания букв. Чтобы облегчить этот процесс и сделать его более интересным для детей, мы использовали карточки зрительных символов звуков Т.А. Ткаченко, обозначив соответствующим цветом согласные звуки (синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий согласный), а также добавив к ним образы печатной и письменной буквы (заглавной и строчной). Образец карточек представлен в Приложении 1.

Использование в работе данных карточек позволило нам ускорить процесс запоминания обучающимися печатной и письменной (заглавной и строчной) букв; овладение понятиями слово, слог, звук, буква; умение делать звуковой анализ слова и давать характеристику звука в словах (гласный/согласный, твёрдый/мягкий).

Приложение 1

 

На этапе послогового чтения мы опирались на методические материалы С.П. Цукановой, Л.Л. Бец «Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развитии техники чтения», комплект пособий Л. М. Козыревой «Мы читаем по слогам». И на основе данных пособий мы разработали слоговые таблицы для чтения. Пример слоговой таблицы представлен в Приложении 2. Процесс обучения послоговому чтению строился поэтапно: чтение обратных ипрямых открытых слогов (ап, ул, ма, бу), чтение закрытых слогов (бол, хох), чтение слогов со стечением согласных (пна, гну), чтение слов по тому же принципу усложнения.

Приложение 2

 

Формированиюу обучающихся осознанного чтения и поддержания интереса к буквам, словам, мы играли с детьми в настольные игры: «Читай-хватай», В.Д. Мазиной «Чтениум», А.А. Аникушиной «Буквы, слоги и слова». Приложение 3. Применение данных игр на занятиях поддерживает интерес к чтению и способствует целостному восприятию слова, т.е. становлению синтетичес­ких приёмов чтения.

Приложение 3

 

            Имеющийся ряд игр мы пополнили своей разработкой игры-лото, которая несёт в себе двойную смысловую нагрузку: коррекция звукослоговой структуры слова на основе чтениясложных слов и их понимание.Пример костяшек домино представлен в Приложении 4.

Данное домино целесообразно использовать с обучающимися, которые успешно научились читать и понимать небольшие простые слова и фразы. Усложняя процесс чтения, детям предлагалось прочитать и подобрать слова-прилагательные, слова-глаголы к данным словам.

Приложение 4

 

Работа на этапе синтетического чтения была направлена на выразительное прочтение и понимание содержания прочитанного текста, которое зависит от объёма и сложности предлагаемого текста. Данная работа строилась на протяжении всей ступени начального общего образования.

Предлагаемая нами система работы показала хорошие результаты в формировании правильного чтения и его смысловой стороны. У обучающихся по адаптированным образовательным программ для детей с ЗПР и ТНР наблюдается снижение допускаемых ошибок не только при чтении, но и на письме.Дети овладевают навыками выразительного чтения, понимают смысл прочитанного текста, отвечают на вопросы по тексту.

Используемая литература

  1. Богатая О.Ф. Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи. 1 дополнительный и 1 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС НОО обучающихся с ТНР по вариантам 5.1 и 5.2-Iотделение. М.: ВЛАДОС, 2018.
  2. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М.: Каро, 2006.
  3. Козырева Л.М.Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет: Пособие для педагогов и родителей / Л.М. Козырева. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
  4. Козырева Л.М.Слоговое домино: приложение к пособию «Мы читаем по слогам» / Л.М. Козырева. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
  5. Козырева Л.М.слоговое лото: приложение к пособию «Мы читаем по слогам» / Л.М. Козырева. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
  6. Козырева Л.М.Слоговые кубики: приложение к пособию «Мы читаем по слогам» / Л.М. Козырева. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-мето­дическое пособие. / А.Н. Корнев. – СПб., 1997.https://vk.com/club136822991?w=wall-136822991_9434
  8. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Н.В. Серебрякова – М.: Каро, 2019.
  9. ЛалаеваР.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М, Владос, 2004.
  10. Логопедия: Учеб. для пед. Вузов/ Под ред. Л.С. Волковой. – 5 изд., перераб и доп. – М.: Владос, 2009.
  11. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий: Программно-методические материалы/ Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; под науч. ред. О.В. Елецкой. — Ч.І. – М.: Редкая птица, 2017.
  12. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте: учебно-метод. пособие/ Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; под науч. ред. О.В. Елецкой. — Рабочая тетрадь. Ч.І. – М.: Редкая птица, 2017.
  13. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте: учебно-метод. пособие/ Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко; под науч. ред. О.В. Елецкой. — Рабочая тетрадь. Ч.ІІ. – М.: Редкая птица, 2017.
  14. Цуканова С.П., Бец Л.Л. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развитии техники чтения у старших дошкольников. – Издательство: ГНОМ и Д, 2009 г.
  15. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Изда­тельство ГНОМ и Д», 2000.

Использование приемов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда с детьми с системным недоразвитием речи

Использование приемов  биоэнергопластики в работе учителя-логопеда с детьми с системным недоразвитием  речи

 

Котлова Алла Александровна,

учитель-логопед ГБОУ Архангельской области СКОШ №31

 

Аннотация.

Целью написания статьи является распространение опыта инновационной деятельности, а именно: развитие речи обучающихся через использование приемов биоэнергопластики.

              Правильно сформированная устная речь влияет на успешное обучение детей в школе. Поэтому современному учителю – логопеду необходимо искать новые методы для достижения поставленных целей. Одним из таких методов является биоэнергопластика.

Методика биоэнергопластики – это инновационная методика, которая должна являться неотъемлемой частью  логопедической работы.

Считаем, что данная методика будет интересна не только учителям-логопедам, воспитателям, но и другим специалистам, а также заинтересованным родителям.

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в коррекционной школе.

            Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.           Инновационным направлением в этой работе стала биоэнергопластика.

Приемы и методы биоэнергопластики применяю на логопедических занятиях уже лет пятнадцать. За это время постаралась адаптировать упражнения биоэнергопластики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями. Что такое биоэнергопластика? Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощѐнные движения тела, рук. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

 

Артикуляционную гимнастику с элементами био­энергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Они подчёркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики и разработали систему, в которой гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. Согласно разработанной ими системе, гимнастика яв­ляется средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. При совместных движениях речевого аппарата, пластичных и свободных движениях кистей рук в организме происходит распределение энергии, что способствует активизации интеллектуальной деятельности ребёнка, развитию координации движений и мелкой моторики рук, улучшению речи, памяти, внимания. Методика использования и примерное планирование занятий с при­менением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой были разработаны также Р. Г. Бушляковой.

То есть, все давно известно, и нам остается эти комплексы артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой только менять в сторону усложнения или сделать их более легкими.  Все зависит от педагога и возможностей детей. Применительно к нашим детям приходится делать упражнения легче, понятнее, чтобы им было интересно. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий по постановке, автоматизации, дифференциации звуков, усиливает их результативность.

Рекомендации для проведения упражнений

  1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать последовательность выполнения – от простых упражнений к сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, сидя перед зеркалом.
  3. При выполнении каждого упражнения необходимо использовать счёт, стихотворные строки.
  4. Упражнения нужно повторять 5-10 раз.
  5. В самом начале занятий дети могут выполнять от 3 до 5 упражнений.
  6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.
  7. Движения кистей рук должны быть свободными.
  8. Сначала с каждым ребенком учитель-логопед работает индивидуально, а уже потом – с подгруппой.
  9. Следует также учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец.
  10. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме.

На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, делает упражнения  для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя перед зеркалом, а учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок запоминает их, но сам пока не выполняет. На следующем этапе выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Учитель-логопед вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.

В процессе этой работы я часто использую логопедические игрушки, которые очень нравятся детям. Это бегемотик «Мотя», собачка «Жужа», лягушка «Квака». У них у всех подвижный язычок, с помощью которого можно показывать различные артикуляционные упражнения.  

Артикуляционная гимнастика включает два типа упражнений: статические, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на непродолжительное время, и динамические, при которых активно двигаются те или иные мышцы.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. Это упражнения: «Расческа», «Чашечка», «Хоботок», «Парус», «Грибок» и др.

       Цель статических упражнений: воспитание точности, четкости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребенка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными: «Часики», «Качели»,  «Лошадка».

Цель динамических упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляторных органов, развитие координации движений кистей рук.

При постановке звуков используются как статические, так и динамические упражнения. Например, для постановки звука «Р» я использую следующие артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой. Это: «Расческа», «Грибок», «Лошадка», «Чистим зубы», «Маляр». Если ребенок не может самостоятельно поднять язык, помогаю ему, то есть упражнение выполняется с механической помощью.

Для формирования правильных артикуляционных укладов свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением элементов биоэнергопластики, разработаны комплексы артикуляционных упражнений, которые я применяю на своих занятиях, конечно, с некоторыми изменениями. Вот некоторые из них.

«Расческа»

 

Цепь: учить удерживать язык широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

       Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Наши зубки — гребешок,

Причесали язычок.

Мы причешем много раз,

Чтоб он гладким был у нас.

Описание движений кисти и пальцев руки.

       Исходное положение — левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения.

       На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

«Часики»

 

 

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

       Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

       Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

Описание движений кисти и пальцев руки.

        Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.

       На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо. Выполнять под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

«Лошадка»

 

 

Цель: выработать умение ритмично щелкать языком, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

       Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу. Под счет от 1 да 10 ритмично и сильно щелкать языком. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем.

Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 6—7 раз.

«Бегемотик»

 

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик —

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот,

 Отдыхает «бегемот».

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.

       На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

«Хоботок»

 

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки.

Подражаю я слону,

Губы хоботком тяну.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

 На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

«Чашечка»

 

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась «Чашечка». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

 Наливает кошка чай,

Чашку быстро подставляй.

Чтобы чай не расплескался,

 Язычок наверх поднялся.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты и слегка согнуты в нижних фалангах. На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме чашечки под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

«Иголка»

 

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Язычок наш, как иголку

Сделаем мы острым, тонким.

Раз, два, три. четыре, пять.

Нужно нам иглу убрать.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

       На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от I до 5. Повторить 4—5 раз.

«Качели»

 

Цель: учить выполнять точные и ритмичные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, упереть язык в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к альвеолам за нижними передними зубами. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаться бугорков за верхними и за нижними передними зубами, слегка упираясь в них. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 5—6 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

На качелях мы качались,

Высоко вверх поднимались,

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Очень крепко ты держись.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз.

На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5—6 раз

Строить коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики с детьми с системным недоразвитием речи надо согласно индивидуальным возможностям.  Исключительное значение в коррекционном процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Элементы биоэнергопластики  можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности не только учителю-логопеду, но и другим учителям, а также воспитателям.

        Результаты применения биоэнергопластики:

  • развитие артикуляционной, общей, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
  • значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;
  • обеспечение успешности ребенка;
  • развитие кистей и пальцев рук, обеспечение их подвижности и гибкости, что облегчает овладение навыком письма;
  • выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного процесса в коррекции речи детей;
  • благотворное воздействие  на состояние  физического и психического здоровья ребенка.

  В своей работе я стараюсь поддерживать взаимосвязь с родителями, вовлечь их в совместный коррекционный процесс, проводя как общие, так и индивидуальные консультации, мастер-классы. Родители постоянно присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с элементами биоэнергопластики.  Заинтересованные в успехе своих детей, мамы, бабушки с удовольствием участвуют в таких встречах – практикумах.

В заключение хочется сказать, что каждый учитель-логопед может разработать приемлемые для себя и детей комплексы упражнений, направленные на развитие речи обучающихся с использованием приемов и методов биоэнергопластики.

Использованная литература.

1.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. АСТ. 1999.

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

М.: Издательство «Детство-Пресс», 2011.

  1. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушением речи. // «Дефектология», №4. 1999.

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.