Страницы меню навигации

Итоги опытно-экспериментальной работы

Аналитическая справка по итогам опытно-экспериментальной работы

Аналитическая справка по итогам опытно-экспериментальной работы по теме «Использование портфолио как инструмент повышения профессионального роста руководителя ОУ в процессе аттестации» в муниципальном районе Архангельской области в 2012-2014 г. /из опыта работы/

Веревкина Надежда Владимировна,

старший методист

ОАПРР ЦРПМ АО ИОО,

E-mail      amk-ippk@yandex.ru

Аттестация руководителей и руководящих работников образовательных организаций на основании заявлений, поданных в аттестационную комиссию в период 10 предыдущих лет до 1 января 2011 года осуществлялась в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908, и была завершена 31 декабря 2010 года. Присвоенные по результатам аттестации до 2011 года первая и высшая квалификационные категории руководителям и руководящим работникам сохранялись в течение срока, на который они были присвоены.

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 действовал с 1 января 2011 года и не предусматривал проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений.

Следует отметить, что статья 275 Трудового Кодекса РФ предусматривает возможность установления трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.), непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель.

Порядок аттестации руководителей ОО в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям определяется на местах и осуществляется на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями. При этом основными задачами аттестации руководителей ОО являются:

1) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации аттестуемых, личностного профессионального роста, использования ими современных технологий управления ОО;

2) повышение эффективности, качества и результатов труда;

3) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ;

4) определение направлений повышения квалификации руководителей ОО.

Управленческая деятельность руководителя ОО предполагает большой объем работы по различным направлениям. В 2012 году было предложено управлению образования администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» Архангельской области принять участие в опытно-экспериментальной работе (далее — ОЭР) по теме «Использование портфолио как инструмент повышения профессионального роста руководителя ОУ в процессе аттестации». В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы «Использование портфолио как инструмент повышения профессионального роста руководителя ОУ в процессе аттестации» были определены «объект», «предмет», «цель», «задачи», «основные этапы и сроки выполнения ОЭР», методы, формы контроля, диагностический инструментарий, форма представления результатов.

Управление образованием администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» на заседании муниципальной аттестационной комиссии

— определили участников, включая руководителей образовательных организаций и членов муниципальной аттестационной комиссии – для апробации критериев и показателей оценки профессиональной деятельности руководителя определена форма аттестации по теме опытно-экспериментальной работы —  представление «портфолио» (Приложение);

— ознакомило участвующих в апробации с материалами по портфолио руководителя образовательной организации и обсудило с ними период их использования;

— составили план мероприятий по реализации программы ОЭР, формы и сроки аттестации руководителей образовательных организаций на основе программы опытно-экспериментальной работы «Использование портфолио как инструмент повышения профессионального роста руководителя ОУ в процессе аттестации»;

— провели самодиагностику (входную) руководителей-участников ОЭР с целью выявления начального уровня профессионального развития (материалы прилагаются)  по предложенной форме  (Приложение). По результатам входной самодиагностики директоров общеобразовательных школ – участников ОЭР –  выявлено преимущественно средний и по ряду показателей высокий уровень развития компетентностей руководителя;

— составили планы работы по созданию портфолио в рамках реализации программы ОЭР «Портфолио как средство профессионального развития руководителя ОУ».

В соответствии с программой опытно-экспериментальной работы «Портфолио как средство профессионального развития  руководителей ОУ» 21 января 2013 года проведен семинар для руководителей ОО Верхнетоемского района, на котором рассмотрены вопросы аттестации руководящих работников образовательных организаций, в том числе вопрос о портфолио руководителя как форме квалификационных испытаний при аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

        В срок до 1 апреля 2013 года руководители – участники ОЭР  рассмотрели структуру портфолио и направили предложения в методический отдел Управления образования. Руководители ОО начали работу по систематизации материалов для портфолио с целью пополнения и накопления материалов.

         В апреле 2013 года проведено заседание группы участников опытно-экспериментальной работы по рассмотрению структуры портфолио, её совершенствованию.

Была оказана консультативная помощь участникам ОЭР при апробации данных материалов. Предложены критерии и показатели оценки профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности по представленному портфолио.

По результатам экспертизы портфолио руководителя  на муниципальной аттестационной комиссии представлялось экспертное заключение на каждого руководителя ОО о результатах квалификационных испытаний на подтверждение соответствия руководителя муниципального бюджетного образовательной организации занимаемой должности (Приложение 3).

Учитывая, что в эксперименте участвовали руководители, имеющие ранее высшую квалификационную категорию. Результаты самодиагностики показали, что, несмотря на достаточный уровень профессионального развития,  руководителям необходимо было совершенствовать свою деятельность. Был сделан вывод, что работа по формированию Портфолио руководителя  способствовала профессиональному росту директоров ОО.

По результатам выходной самодиагностики руководителей ОО – участников ОЭР, проведенной по итогам эксперимента, уровень развития компетентностей руководителей повысился (Приложение).

В целях подведения итогов опытно-экспериментальной работы по теме «Портфолио как cредство профессионального развития руководителей ОУ» разработаны вопросы анкеты (Приложение), в которых руководители   выразили свое мнение относительно использования данной формы  квалификационных испытаний:

— удовлетворены данной формой квалификационных испытаний при аттестации в качестве руководителя образовательного учреждения —  100%.

Считают, что данные критерии раскрывают все стороны профессиональной деятельности руководителя —  75%, 25 % считают, что не нашли отражение финансовая и хозяйственная деятельность. Все положительно оценили данную форму квалификационных испытаний при аттестации руководителя.

На вопрос: способствовала ли аттестация в данной форме Вашему профессиональному развитию как руководителя?

Отмечено, что формирование портфолио позволило проанализировать свою деятельность, выявить успехи и обратить внимание на недостатки.

Были сделаны следующие выводы:

         Данная форма аттестации (представление портфолио) была успешно реализована в муниципальном образовании «Верхнетоемский муниципальный район». На подготовительном этапе изучены возможности использования портфолио, предложена структура портфолио, руководителям ОО был предложен проект портфолио для внесения части изменений, в основном структура и содержание портфолио отражают деятельность руководителя ОО: в наличии три раздела, содержание соответствует рубрикам и разделам, прослеживается логика представления материалов, представлены приложения, самодиагностика.

При аттестации анализ портфолио осуществлялся в среднем тремя членами муниципальной аттестационной комиссией, заполнялись критерии и показатели оценки профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности по представленному портфолио. Выявлен позитивный опыт создания портфолио руководителями ОО. Увеличилось количество руководителей, отметивших высокий и средний уровни профессиональных знаний и умений в области управления (управленческая компетентность) и профессиональных умений в правовой области (правовая компетентность).

         По итогам анкетирования, проведенного среди руководителей ОО, участвующих в апробации портфолио, выявлено, что все аттестуемые удовлетворены данной формой квалификационных испытаний и оценивают её положительно, считают, что предложенные критерии отражают практически все стороны деятельности руководителя (в одной анкете отмечено, что не удалось отразить финансовую и хозяйственную деятельность директора), 50% анкетируемых включили данную форму в положение об аттестации заместителей руководителей образовательной организации. Все участники апробации считают, что аттестация в данной форме способствовала собственному профессиональному развитию как руководителя («формирование портфолио позволило проанализировать свою профессиональную деятельность, выявить успехи и обратить внимание на недостатки»). В декабре 2014 года директор МБОУ «Авнюгская СОШ» Обухова О.И. заняла 3 место в региональном конкурсе «Лидер в образовании».

Вывод: рекомендуем  применение портфолио как средство профессионального развития руководителей ОО.

Старший методист отдела аттестации педагогических и руководящих кадров АО ИОО                                                                                                                                            Н.В. Веревкина

Старший методист  организационно-методического отдела Управления образования администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район»

                                                                                                                       В.В. Баскакова

Методист организационно-методического отдела Управления образования администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район»                                                                                                                    

 Л.В. Исмайлова

17 февраля 2014 года

 

 

 

Портфолио

руководителя образовательного учреждения

Портфолио руководителя ОУ — это способ фиксирования, систематизации различных материалов, документов по профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения и оценки его индивидуальных достижений. 

Портфолио руководителя является одной из форм квалификационного испытания аттестуемого руководителя муниципального образовательного учреждения (распоряжение министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 30 декабря 2011 г. № 941 «О проведении аттестации руководящих работников образовательных учреждений Архангельской области», п.32, Примерное положение о проведении аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Архангельской области, утвержденное).

Для прохождения квалификационного испытания аттестуемый дополнительно может представить портфолио руководителя государственного образовательного учреждения (распоряжение министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 30 декабря 2011 г. № 941 «О проведении аттестации руководящих работников образовательных учреждений Архангельской области», п. 20, Порядок проведения аттестации руководителей государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования, науки и культуры Архангельской области). 

Цель создания портфолио руководителя ОУ: развитие рефлексивных способностей, обеспечение личностного профессионального роста, реализация управленческого потенциала, повышение эффективности, качества и результатов труда, прохождение квалификационного испытания в целях подтверждения соответствия руководителя занимаемой должности.

Цель для членов аттестационной комиссии: анализ материалов портфолио для подтверждения соответствия руководителей ОУ, занимаемым должностям в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н.

Примерные требования к структуре портфолио руководителя ОУ 

Структура портфолио может содержать следующие компоненты:

  • титульный лист, где указывается ф.и.о. руководителя, должность, полное название ОУ (тип и вид), муниципальное образование;
  • оглавление (название разделов, рубрик, стр.);
  • введение или пояснительная записка (ставится цель создания портфолио, может быть внесено обоснование, почему данные материалы включены в портфолио);
  1. I. Раздел «Общие сведения о руководителе ОУ»

Рубрики:

«О руководителе ОУ»;

«О руководстве деятельностью ОУ»;

«О педагогическом коллективе».

  1. II. Раздел «Рабочие материалы руководителя ОУ» (разработки) за 5 лет, где представляются личные разработки руководителя ОУ (локальные нормативные акты, проекты, др.), могут выделяться рубрики, например, «Локальные нормативные акты», др. (по усмотрению руководителя).

III. Раздел «Достижения»

Рубрики:

«О достижениях руководителя ОУ»;

«О достижениях коллектива ОУ»;

-«О достижениях обучающихся в образовательной и воспитательной деятельности»;

— «Отзывы о деятельности руководителя ОУ»;

«Перспективы руководителя ОУ» или «Каким я вижу ОУ в будущем» (в данной рубрике должны быть представлены сведения руководителя о стратегии ОУ в ближайшие 5 лет в любой форме или жанре (эссе, др.).

Структура портфолио представлена в приложении 1.1.

Примечание: по желанию автора разделы, рубрики могут иметь другие названия, но содержание их должно отражать сведения по требованиям квалификационных характеристик (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). 

По усмотрению руководителя ОУ в портфолио может включаться следующая информация:

  • во введении – указываться на какой период предусмотрено создание портфолио, какие рубрики в дальнейшем будут дополнены, др.;
  • в разделе «Общие сведения», рубрике «О руководителе ОУ» — вносится пункт «Дополнительные сведения» (например, научные интересы, «Мое педагогическое кредо», «Мое хобби», др.);
  • другие рубрики – дополняться сведениями об управленческой деятельности.

Рекомендации по составлению портфолио руководителя ОУ

  1. Портфолио может создаваться с различными целями (например, цели — развитие профессиональной компетентности руководителя, навыков рефлексии, демонстрация достижений в деятельности ОУ по различным направлениям, др.), но обязательно содержание портфолио должно быть направлено на отражение сведений по требованиям к квалификационной характеристике руководителя (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
  2. По желанию автора в I раздел портфолио может быть представлена самодиагностика руководителя (приложение 1.2), разработанная на основе требований (приложение к  приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», которая позволит экспертам более качественно провести экспертизу содержания портфолио.
  3. Материалы портфолио должны отражать результативность профессиональной деятельности руководителя ОУ, поэтому целесообразно использовать таблицы, диаграммы, др., позволяющие выявить динамику в итогах работы ОУ.
  4. Содержание материалов должно соответствовать названию рубрик.
  5. В обязательном порядке должны быть представлены копии документов, подтверждающие сведения, представленные в портфолио.
  6. Материалы портфолио могут отражать и «личностную привязку» содержания, отражающие индивидуальные особенности руководителя.
  7. Слово «Рубрика» может не указываться.
  8. Портфолио может быть представлено на бумажном носителе (папка с файлами) или в электронном виде (по желанию автора).

Анализ портфолио руководителя муниципального образовательного учреждения осуществляется членами муниципальной аттестационной комиссии по критериям и показателям оценки профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности по представленному портфолио (приложение 1.3).

Анализ портфолио руководителя государственного образовательного учреждения осуществляется членами региональной аттестационной комиссии по критериям и показателям оценки профессиональной деятельности руководителя государственного образовательного учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности по представленному портфолио (приложение). 

 

Приложение 1.1

Название муниципального образования

Портфолио

 

Ф.И.О. ___________

________________________

Должность _______________

Полное название ОУ (тип, вид)

 

 

Год 

 

Оглавление (1 стр.)

Введение                                                                                  стр.

  1. I. стр.

 Примечание:

В оглавлении указываются название разделов и рубрик

Введение (2 стр.)

 

  1. Цель создания портфолио.
  2. Обоснование, почему данные материалы включены в портфолио.
  3. Другое (по усмотрению автора портфолио, например, на какой период предусмотрено создание портфолио, какие рубрики в дальнейшем будут дополнены и  т.п.). 

 

  1. Общие сведения (3 стр.) 

Рубрика « О руководителе ОУ»

 

  1. Дата рождения.
  2. Образование, название и год окончания учебного заведения, специальность по диплому.
  3. Стаж работы в должности руководителя.
  4. Наличие учёной степени

_______________________________________________________________________________

  1. Результаты и дата предыдущей аттестации ____________________________________
  2. Обучение по программе профессиональной переподготовки.

 

Годы  обучения по программе проф. переп. Название программы проф. переподготовки Где проходили обучение по программе проф. переподготовки

(назв.города, учреждение)

     
     

 

  1. Повышение квалификации по управленческой деятельности, включая обучение по охране труда, пожарной безопасности и др.
Сроки   обучения

на курсах, семинарах

(за 5 лет)

Тематика курсов,

семинаров, др. мероприятий

Где проходили курсовую подготовку

(город, учреждение) 

     
     

 

  1. Тема самообразования
Учебный год Тема
   
   

 

  1. Дополнительные сведения (например, научные интересы, «Мое педагогическое кредо», «Мое хобби», др. – заполняется по желанию).

 

Примечания

  1. Данный раздел может быть назван по другому, например, «О личности руководителя», др. Информация также может быть представлена по усмотрению автора портфолио в различном виде, например, кратким сообщением «О себе», где м.б. изложены наиболее важные биографические сведения (год и место рождения, годы учебы в школе, учебных заведениях, др.).
  2. Целесообразно в данный раздел включить рубрику «Самодиагностика» (приложение 2).

 

Рубрика «О руководстве деятельностью ОУ»

 

  1. Наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельностью (дата).
  2. Сведения об аккредитации ОУ (свидетельство: №, период действия).
  3. Обеспеченность кадрами.
Укомплектованность кадров (%) Наличие специалистов

(должность, количество)

Примечания
     
     
     

 

  1. Аттестация рабочих мест (%)- ________________________________________
  2. Принятие мер по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда

 

Меры Период Ответсв.
     

 

 

 

  1. Сведения о программе развития ОУ
Дата

утверждения

программы

Период реализации

программы

Миссия,

стратегические цели

Разработчики

Программы

(возможно указание только должностей)

Полученные результаты

(заполняется по желанию)

         
         

 

  1. Внедрение инноваций в ОУ

Вид инновации __________________________________________________________

Наличие программы, проекта, др., когда и кем  утверждена (ен) _________________

________________________________________________________________________

Уровень (ОУ, муниципальный, региональный, федеральный) ___________________

Период реализации _______________________________________________________

Разработчики (авторы) ____________________________________________________

Степень участия: весь коллектив, отдельные работники — ф.и.о., должность,

класс или возрастная группа (ДОУ)__________________________________________

________________________________________________________________________

Создание условий для внедрения инноваций

 

Нормативно-

правовые

Материально-

технические

Организаци-онные Мотивацион-ные Финансовые Другие
           
           

 

  1. Создание условий для внедрения ФГОС начального и основного общего образования
Нормативно-

правовые

Кадровые Финансовые Организационные Информационно- методические Материально-

технические

Начальное общее образование
           
Основное общее образование
           

 

  1. Создание условий для непрерывного повышения квалификации работников
Нормативно-

правовые

Кадровые Финансовые Мотивационные Организа-ционные Информа-ционно- методичес-кие Материально-технические
Педагогические работники
             

 

Примечание: целесообразно данную информацию представить по категориям должностей работников, например, педагогические работники, учебно- вспомогательный персонал.

 

  1. Принятие мер по поддержанию морально- психологического климата в коллективе
Меры Период Ответсв.
     
     

 

  1. Организация и координация мер по повышению мотивации работников к качественному труду

12.1 материальное стимулирование (или экономическое стимулирование)

  • переход на НСОТ, (указать год) __________________________________
  • установление доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования,

указать где отражено  (в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах) и кем утверждено в соответствии с трудовым законодательством

  • ______________________________________________________________
  • ______________________________________________________________
  • ______________________________________________________________

12.2 моральное стимулирование (или неэкономическое стимулирование), указать меры, мероприятия __________________________________________________________

 _________________________________________________________________

Примечание: например, разработка и реализация плана по мотивации персонала на основе удовлетворения выявленных потребностей работников ОУ, указать годы реализации плана, мероприятия, др.

 

  1. Реализация государственно- общественного принципа в управлении ОУ
Годы Созданные органы самоуправления

в ОУ

(советы, др.)

Категория участников Количество

заседаний

Примечания:

Полученные результаты, др.

(заполняется по желанию

         
         

 

  1. Обеспечение сотрудничества с организациями
Название организации

в соответствии с уставом

Документы,

регулирующие

отношения сотрудничества

Предполагаемый

период

сотрудничества

 

Уровень

(муниципаль-ный,

региональный,

федеральный)

Примечания
         
         

 

Рубрика «О педагогическом коллективе»

 

  1. Образовательный уровень педагогов ОУ (за 5 лет)
Годы Количество

педагогов

(всего)

Высшее

образование

(кол. пед.)

Среднее профессио-нальное образование

(кол. пед.)

Начальное профессио-нальное образование

(кол. пед.)

Без профессио-нального

образования

(кол. пед.)

           
           

 

Аттестация педагогов (за 5 лет)

Годы Высшая

квал. кат.

(кол. пед.)

I квалификационная

категория

(кол. пед.)

Соответствие занимаемой должности II квал. кат. (до приказа Министерства  образования и науки РФ от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и продлении срока действия квал. кат.) (кол. пед.)
       
       

 

  1. Обобщение педагогического опыта
Учебный

год

Количество педагогов, обобщивших опыт работы на уровнях:
ОУ муниципальном региональном федеральном
         
         

 

  1. II. Рабочие материалы руководителя (разработки) за 5 лет

 

Примечание: в данный раздел представляются личные разработки руководителя ОУ (локальные нормативные акты, проекты, др.), могут выделяться рубрики, например, «Локальные нормативные акты», др. (по усмотрению руководителя).

\

III. Достижения

Рубрика «О достижениях руководителя ОУ»

 

  1. 1. Обобщение управленческого опыта работы за 5 лет
Года Обобщение опыта (уровни:

М-муниципальный

Р –региональный,

Ф –федеральный)

 

Форма обобщения управленческого опыта Название

мероприятия, где обобщался опыт (конференция, курсы повышения квалификации, др.),

литературного источника

(если публикация),др.

Название

территории,

где обобщался опыт работы

         
         

 

  1. Публикации в различных источниках
Учебный год Уровень

-муници-пальный

Р –регио-нальный,

Ф–федераль-ный)

Название литературного источника (журнал, методическое пособие, газета, др.) Название статьи,

раздела пособия, др.

Степень участия

(автор – уководитель Оу или в соавторстве с другими, указать с кем)

         
         

 

  1. Участие в конкурсах («Лучший директор года» и др.)
Учебный год Название конкурса Уровень

-муниципальный

Р –региональный,

Ф–федеральный)

Итоги

конкурса

       
       

 

  1. Общественная активность руководителя
Название органа

(совет, др.)

Уровень

(муниципальный,

региональный,

федеральный)

Степень участия (председатель, член, др.) Период работы Примечания
         
         

 

  1. Другое _________________________________________________________

 

Рубрика «О достижениях коллектива ОУ»

 

  1. Участие коллектива ОУ в конкурсах, проектах, др. за 5 лет
Года Категория

работников

Форма и тематика мероприятия Уровень

— муниципальный

Р –региональный,

Ф–федеральный)

Результат
Конкурсы (название)
         

 

Примечание:

  • если коллектив неоднократно принимал участие в конкурсах, проектах, то целесообразно в данной таблице указать подзаголовок «Конкурсы», «Проекты», др.;
  • в случае участия в конкурсах сотрудников ОУ, например, педагогов ОУ, то следует указать ф.и.о. педагогического работника.
  1. Публикации в литературных источниках
Года Уровень

-муници-пальный

Р –регио-нальный,

Ф–федераль-ный)

Название литературного источника (журнал, методическое пособие, газета, др.) Название статьи,

раздела пособия, др.

Степень участия

(автор – работник ОУ или в соавторстве с другими, указать с кем)

         

 

  1. Другое (например, участие ОУ в реализации программы опытно- экспериментальной работы АО ИППК РО, указать период реализации программы ОЭР, итоги, др.) 

Рубрика «О достижениях обучающихся  в образовательной и воспитательной деятельности» 

  1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 5 лет
Годы % успеваемости Качество обучения Результаты

ГИА

Результаты ЕГЭ Количество участников предметных олимпиад
призеры

(уровни: ОУ, муницип. реион. федерал.)

участники

(уровни: ОУ, муницип.

реион. федерал.)

             
             

 

  1. Позитивные результаты внеурочной деятельности воспитанников (за последние 3 года)
Годы Количество участников фестивалей, конкурсов, конференций, проектов, спортивных соревнований, др. на уровнях:
Муници-пальном Результаты Регио-нальном Результаты Федера-льном Результаты
Конкурсы (название)
             
             

 

Примечание:

  1. Целесообразно в данной таблице указывать подзаголовки, например, «Конкурсы», «Конференции», др.
  2. Для руководителя ДОУ указываются результаты педагогической диагностики воспитанников по направлениям развития и уровни готовности детей к школе. Кроме того, в данной рубрике м.б. представлены итоги успеваемости первоклассников (воспитанников ДОУ).

Рубрика «Отзывы о деятельности руководителя ОУ»

 (отзывы участников образовательного процесса, представителей общественности, др). 

Рубрика «Перспективы руководителя» или («Каким я вижу ОУ в будущем», др.

(по усмотрению руководителя) 

Примечание: в данной рубрике м.б. представлены сведения руководителя о стратегии ОУ в ближайшие 5 лет в любой форме или жанре (эссе, др.).

Приложение

Самоанализ профессиональной компетентности руководителя ОУ

 

Компетентности Показатели Содержательное

наполнение показателей

Уровни
Высокий Средний Низкий
Управленческая Профессио-нальные знания Конвенция о правах ребенка (международный правовой  акт);      
гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности ОУ и органов управления образованием      
законы и иные нормативные правовые акты,  регламентирующие образовательную деятельность;      
приоритетные направления развития системы образования РФ;      
основы экономики;      
основы физиологии, гигиены;      
основы менеджмента;      
современные педагогические технологии;      
правила по охране труда и пожарной безопасности.      
Профессио-нальные умения определение стратегии, цели и задач развития ОУ;      
обеспечение системной образовательной (учебно-воспитательной) и административно-хозяйственной (производственной) работы ОУ;      
принятие мер по обеспечению ОУ квалифицированными кадрами;      
рациональное использование у работников профессиональных знаний и опыта;      
создание условий для непрерывного повышения квалификации работников;      
планирование, координация и контроль работы структурных подразделений, педагогических и др.работников ОУ;      
обеспечение соблюдения требований: — к  условиям образовательного процесса, — образовательным программам, -результатам деятельности ОУ;      
формирование контингента обучающихся (воспитанников, детей);      
обеспечение объективной оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в ОУ;      
    обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса;      
принятие мер по обеспечению безопасности и условий труда для работников;      
создание условий для  реализации федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований;      
создание условий для внедрения инноваций в ОУ;      
организация,  координация и реализация мер по рационализации управления и укрепления дисциплины труда.      
формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в ОУ;      
распоряжение бюджетных средств в пределах своих полномочий, обеспечение результативности и эффективности их использоваться.      
обеспечение учета,  сохранности и пополнения  учебно-материальной базы;      
соблюдение правил санитарно- гигиенического режима, охраны труда и пожарной безопасности;      
представление учредителю публичного отчета о деятельности ОУ в целом.      
Правовая Профессио-нальные умения

 

руководство образовательным учреждением в соответствии с законодательством РФ в области образования и уставом ОУ;      
соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников ОУ в установленном законодательством РФ порядке;      
формирование фонда оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть;      
установление заработной платы работников ОУ, в т.ч. стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников);      
выплаты  в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные трудовым законодательством;      
решение кадровых административных, финансовых, хозяйственных и иных вопросов  в соответствии с уставом ОУ;      
принятие локальных нормативных актов ОУ, содержащих нормы трудового права, в т.ч. по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников;       
  привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом ОУ, дополнительных источников финансовых и материальных средств.      
Социальная Профессио-нальные умения принятие  решения об участии ОУ в различных программах и проектах и создание условий для его реализации;      
обеспечение формирования и реализации инициатив работников ОУ, направленных на улучшение работы ОУ и повышения качества образования;      
организация и координация мер по повышению мотивации работников к качественному труду;      
реализация государственно- общественного принципа в управлении ОУ;      
Коммуникативная Профессио-нальные умения поддерживание благоприятного морально- психологического климата в коллективе;      
обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами;      
представление ОУ в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях;      
Информационная Профессио-нальные умения основы работы с текстовыми редакторами, электронными  таблицами,  электронной почтой, мультимедийным оборудованием;      
обеспечение учета и хранение документации.      

 

Приложение

Критерии и показатели оценки

профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности  по представленному портфолио

 

Критерии и показатели Кол-во баллов Оценка Комментарии

к оценке

1.Содержательность портфолио
1.1 Наличие трех разделов, отражающих сведения по структуре классической технологии «Портфолио»

1. «Портрет»- в прим. Структуре -«Общие сведения»,

2. «Рабочие материалы»- «Рабочие материалы руководителя»,

3. «Достижения»- «Достижения»

0-3    
1.2. Логичность представления рубрик в разделах 0-3    
1.3. Соответствие содержания рубрикам и разделам 0-3    
1.4. Отражение в рубриках сведений по квалификационной характеристике руководителя образовательного учреждения

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,

II Должности руководителя)

0-6    
1.5 Индивидуализирование содержания портфолио 0-3    
2. Результативность
2.1 Обобщение управленческого опыта на уровнях:

муниципальном;

-региональном;

-федеральном.

Новизна обобщенного управленческого опыта

0-6    
2.2 Наличие личных разработок руководителя ОУ и их значимость для деятельности ОУ. 0-6    
2.3 Участие в конкурсах на уровнях:

-муниципальном;

-региональном;

-федеральном.

Итог конкурса:

участие;

-призовые места

0-6    
2.4 Наличие публикаций в литературных источниках на уровнях:

муниципальном;

-региональном;

— федеральном.

Виды публикаций:

-статья;

-методические рекомендации;

-методические пособия, др.

Степень участия:

-автор;

— в соавторстве (с кем).

0-6    
3.Презентабельность
3.1 Качество технического оформления материала 0-3    
3.2 Наличие единого стиля в оформлении 0-3    
3.3 Обоснованность использования иллюстративного материала (фото, схем, др.) 0-3    

 

Оценка профессиональной деятельности

руководителя образовательного учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности по представленному портфолио

  • Каждый показатель критериев по оценке (0-3 балла) оценивается следующим образом:

0 — отсутствуют доказательства по содержанию данного показателя;

1— минимально представлены доказательства по содержанию данного показателя;

2— частично представлены доказательства по содержанию данного показателя;

3- доказательства по содержанию данного показателя представлены максимально.

  • Каждый показатель критериев по оценке (0-6 баллов) оценивается следующим образом:
  • -отсутствуют доказательства по содержанию данного показателя;

2— частично представлены доказательства по содержанию данного показателя или, если в показателях указываются уровни, то — за муниципальный уровень;

4- в достаточной мере представлены доказательства по содержанию данного показателя или, если в показателях указываются уровни, то — за региональный уровень;

6- доказательства по содержанию данного показателя представлены максимально или, если в показателях указываются уровни, то — за федеральный уровень.

  • После оценки всех показателей (по критериям) поставленные баллы суммируются и ставится общее количество.

 

От 27 до 51 балловсоответствует занимаемой должности руководителя муниципального образовательного учреждения (или руководителя государственного образовательного учреждения). 

  • В разделе «Комментарии» отмечаются пояснения, отличительные особенности портфолио, рекомендации по обобщению опыта на более высоком уровне, др.

 

Удовлетворены данной формой квалификационных испытаний при аттестации в качестве руководителя образовательного учреждения —  человек.

Считают, что данные критерии раскрывают все стороны профессиональной деятельности руководителя — человек.

Все стороны деятельности как руководителя нашли отражения в предложенных критериях и показателях.

Все (четверо) положительно оценили данную форму квалификационных испытаний при аттестации руководителя.

Включили данную форму в положение об аттестации заместителей руководителя образовательного учреждения – 50 %.

На вопрос: способствовала ли аттестация в данной форме Вашему профессиональному развитию как руководителя?

 

План работы по созданию портфолио директора МБОУ «СОШ» ФИО в рамках реализации программы ОЭР «Портфолио как средство профессионального развития руководителя ОУ»

 

Компетентности Показатели Содержание работы по созданию портфолио Сроки Разделы, рубрики портфолио Отм. о выполнении
Управленческая Профессиональные знания 1.                  Повышение квалификации по управленческой деятельности в соответствии с ФГОС.

2.                  Повышение квалификации по охране труда.

3.                  Работа над темой самообразования «Разработка программы развития школы».

4.                  Обобщение

управленческого опыта:

-участие в конференциях, конкурсах для руководителей.

2012-2013 учебный год

Март 2013 г.

 

2013-2014 учебный год

 

Постоянно

Раздел «Общие сведения»

Рубрика «О руководителе ОУ» (п.6,7,8)

 
Профессиональные умения 1.      Разработка программы развития ОУ.

2.      Участие в реализации проекта модернизации системы общего образования, оформление результатов работы.

3.      Внедрение инноваций, создание условий для ФГОС ОО.

4.      Подготовка публичного отчета о деятельности ОУ.

2013-2014 учебный год

 

Период реализации

 

Ежегодно

Раздел «Общие сведения»

Рубрика «О руководстве деятельностью ОУ»

(п. 7, 8)

 

 

Социальная Профессиональные умения 1.        Реализация проекта «Школьное телевидение».

2.        Участие в проектах различного уровня.

3.        Реализация государственно-общественного принципа управления  в ОУ: организация работы Совета школы.

2013 год

постоянно

Раздел «Общие сведения»

Рубрика «О руководстве деятельностью ОУ»

 
Коммуникативная Профессиональные умения 1.      Мероприятия по поддержанию морально-психологического климата в коллективе:

-обновление локальных

актов;

— комплекс мер по

совершенствованию

организации труда.

2.      Организация сотрудничества в социуме: с ДЮЦ, Центром досуга, ОУ района, СПЦ «Олимп» и др. 

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

 

 

Периоды сотрудничества

Раздел «Общие сведения»

Рубрика «О руководстве деятельностью ОУ»

 
Информационная Профессиональные умения 1.         Использование ИКТ, работа с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием, работа с документацией и т.д.

2.         Оформление имеющегося портфолио руководителя (пополнение разделов, структуризация в соответствии с рекомендациями).

Постоянно

 

 

 

 

Сентябрь 2013 года

   

 

Лист экспертной оценки №

Критерии и показатели Кол-во баллов Оценка Комментарии

к оценке

1.Содержательность портфолио
1.1 Наличие трех разделов, отражающих сведения по структуре классической технологии «Портфолио»

1. «Портрет»- в прим. структуре-«Общие сведения»,

2. «Рабочие материалы»- «Рабочие материалы руководителя»,

3. «Достижения»- «Достижения»

0-3    
1.2. Логичность представления рубрик в разделах 0-3    
1.3. Соответствие содержания рубрикам и разделам 0-3    
1.4. Отражение в рубриках сведений по квалификационной характеристике  руководителя образовательного учреждения

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,

II Должности руководителя)

0-6    
1.5 Индивидуализирование содержания портфолио 0-3    
2. Результативность
2.1 Обобщение управленческого опыта на уровнях:

муниципальном;

-региональном;

-федеральном.

Новизна обобщенного

управленческого опыта

0-6    
2.2 Наличие личных разработок руководителя ОУ и их значимость для деятельности ОУ. 0-6    
2.3 Участие в конкурсах на уровнях:

-муниципальном;

-региональном;

-федеральном.

Итог конкурса:

участие;

-призовые места

0-6    
2.4 Наличие публикаций в литературных источниках на уровнях:

муниципальном;

-региональном;

— федеральном.

Виды публикаций:

-статья;

-методические рекомендации;

-методические пособия, др.

Степень участия:

-автор;

— в соавторстве (с кем).

0-6    
3.Презентабельность
3.1 Качество технического оформления материала. 0-3    
3.2 Наличие единого стиля в оформлении 0-3    
3.3 Обоснованность использования иллюстративного материала (фото, схем, др.) 0-3    
Всего      

 

ФИО эксперта

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о результатах квалификационных испытаний на подтверждение соответствия руководителя муниципального бюджетного образовательного учреждения занимаемой должности

1. ФИО  
2. Число, месяц, год рождения  
3. Место работы  
   
  (полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)
4. Занимаемая должность и дата назначения на эту должность  
  Директор,
5. Стаж педагогической работы   , в должности руководителя  
  Общий трудовой стаж    
6. Сведения об образовании  
  (какое образовательное учреждение закончил(а), год окончания, специальность, квалификация)
7. Сведения о повышении квалификации (курсы, семинары – за прошедшие 5 лет), профессиональной переподготовке, обучении в учреждениях профессионального образования,
  в том числе по охране труда  
  (учреждение, наименование курса, количество часов, год прохождения)
8. Наличие ученой степени, ученого звания, год присвоения
9. Результат квалификационного испытания:  
  Форма Результат
  Представление портфолио руководителя  
10. Вывод по итогам квалификационного испытания:  
   
  (Соответствует (не соответствует) занимаемой должности руководителя МБОУ ______)
11. Рекомендации аттестуемому:  
   
                               

«___» _______ 201_ г.

 

Начальник Управления образования   ФИО
Эксперт (подпись)

 

ФИО
Эксперт (подпись)

 

ФИО
Эксперт (подпись)

 

ФИО
  (подпись)  
Ознакомлен(а)

«____» ______________________ 201_ г.

  ФИО
  (подпись)  

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от «    »      201 года                                                                                                   №

 

Об итогах аттестации руководителей

В соответствии с решением муниципальной аттестационной комиссии (протокол №  от « »_________ 201 года) признать соответствующими требованиям, предъявляемым к должности руководителя муниципального бюджетного образовательного учреждения, сроком на 5 лет с « » _______ 201 года:

  1. ФИО – директора МБОУ «                      »
  2. ФИО – директора МБОУ «                      ».

 Начальник Управления образования                                                               /ФИО/

Приложение

Анкеты

Уважаемый (ая) коллега!

В целях подведения итогов опытно-экспериментальной работы по теме «Портфолио как cредство профессионального развития руководителей ОУ» просим Вас ответить на вопросы анкеты  и выразить свое мнение относительно использования данной формы  квалификационных испытаний.

Результаты данного опроса будут использованы в обобщенном виде, поэтому свою фамилию можете не указывать.

Инструкция по заполнению анкеты 

  1. Прочитайте и отметьте в анкете код того ответа (обвести в кружок), который выражает Ваше мнение.
  2. Если ответы на вопрос не предлагаются или Вас не удовлетворяет ни один из предлагаемых ответов, просим указать Ваше мнение в свободной строке.
  1. Удовлетворены ли вы данной формой квалификационных испытаний при аттестации в качестве руководителя образовательного учреждения?

01 —         да

02 —         скорее «да», чем «нет»

03 —         скорее «нет», чем «да»

04 —         нет

05 —         затрудняюсь ответить

  1. Как Вы считаете, данные критерии раскрывают все стороны профессиональной деятельности руководителя?

06 —  да

07 —  нет

08 —  затрудняюсь ответить

  1. Укажите какие стороны Вашей деятельности как руководителя не нашли отражения в данных критериях и показателях:
 
 
 
 
  1. Как Вы оцениваете данную форму квалификационных испытаний при аттестации руководителя?

09 —   положительно

010 —           скорее положительно

011 — скорее отрицательно

012 — отрицательно

013 — затрудняюсь ответить 

  1. Включили ли Вы данную форму в положение об аттестации заместителей руководителя образовательного учреждения?
014 — да

015 — нет

  1. Что вызвало у Вас трудности при прохождении аттестации в качестве руководителя образовательного

учреждения?

 
 
  1. Как Вы считаете, способствовала ли аттестация в данной форме Вашему профессиональному развитию как руководителя?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ваши пожелания и предложения по организации аттестации руководителей ОУ
 
 

Дата заполнения анкеты «___» __________ 201 г.

 

Благодарим за участие!

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.