Страницы меню навигации

Опыт работы педагогов. 2023 г.

Поделки учителя технологии школы № 30 г. Северодвинска Акишиной Татьяны Валентиновны

Конспект открытого мероприятия с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Физическое развитие» в рамках лексико-тематического планирования ОД

Конспект открытого мероприятия с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и  «Физическое развитие» в рамках лексико-тематического планирования ОД

 

Тема недели:Дикие животные

Категория детей: воспитанники с задержкой психического и речевого развития 

                             5 – 6 лет (старшая группа) 

Разработали воспитатели группы для детей с ЗПР:

Куликова Ю.В.

Вагнер Т.А.

МКДОУ №1 г.Мирный Архангельская область

 

Тема: «Теремок»

Цель: Развитие творческих способностей посредством инсценировки русской народной сказки  «Теремок» 

Задачи:

  • Коррекционно — образовательные:
  1. Закрепить знания детей по теме «Дикие животные»: знание и узнавание животных, их повадок, образа жизни, называние детенышей животных.
  2. Продолжать учить создавать выразительный образ в игре — драматизации, имитировать характерные действия персонажей
  3. Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умение образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных и существительные родительного падежа единственного числа от существительного в именительном падеже.
  4. Закреплять представления о геометрических фигурах, продолжать учить видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие одинаковую геометрическую форму на примере дидактической игры «Найди ключик»
  • Коррекционно – развивающие:
  1. Развивать физические навыки воспитанников: закреплять основные виды движений, упражнять в ходьбе по узкой поверхности с удержанием равновесия, в пролезании под дугами, в действиях с мячом.
  2. Развивать связное речевое высказывание; диалогическую речь: умение вести диалог, слушать друг друга, вступать в диалог поочерёдно.
  1. Развивать четкость координированность движений при взаимодействии с речью
  2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мыслительные операции, воображение детей.
  • Коррекционно — воспитательные:
  1. Воспитывать интерес к художественной литературе и театрализованной деятельности.
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру через сказку. 

Материалы и оборудование:

Спортивное оборудование: бревнышки, скамейка, дуги, мяч, мягкие модули.

Костюмы героев и декорации (домик).

Раздаточный материал: дидактическая игра «Подбери ключик», картинки со следами зверей, схема для конструирования Теремка из модулей.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок» и просмотр мультфильма, беседа по сказке  с просмотром иллюстраций, проведение занятия по РППОМ «Дикие животные», распределение ролей и заучивание текста по сценарию. 

Ход мероприятия:

I Организационный момент

Дети заходят в зал, встают в один ряд

Педагог: Здравствуйте, детишки!

                Девчонки и мальчишки

                Приготовьте ушки, глазки

                Мы пойдем сейчас все в сказку.

Нам пора гулять идти. Кто нам встретится в пути? —  Ходьба на месте

Поднимай повыше ножки,  Раз идешь ты по дорожке! – Перешагивают бревнышки

Вот и мостик впереди,

Надо по нему пройти  — Идут по скамейке

Под ветвями проползем, В гости к сказке попадем. – Ползут под дугами

Вот с дорожки мы свернем,

На полянку попадем  — Встают у стульчиков

Выглянуло солнышко, Светит высоко   Поиграть на солнышке, как же хорошо —   Руки через стороны вверх

Будем солнышко встречать, свежим воздухом дышать. 

(Дыхательные упражнения 3 раза).

Дети садятся на стульчики 

Педагог: В сказке может все случиться,

                 Наша сказка – впереди

                 Сказка в двери к нам стучится,

                 Скажем сказке: «Заходи!» 

Выходит сказочница

Сказочница: Здравствуйте, ребята!

                         Рада видеть всех сейчас.

                         Ведь давно ждала я вас.

                         Я добрая сказочница.

                         Вот пришел и сказки час.

А чтобы узнать в какую сказку вы попали, отгадайте загадку:

Домик в поле появился, Он в жилище превратился, Всех зверюшек спрятать мог, Что за сказка?

Дети: Теремок.

Сказочница: Правильно,  «Теремок». А теперь я предлагаю вам поиграть в эту сказку.

II Основная часть

Дети надевают костюмы героев сказки

Сказочница: Стоит в поле теремок

                        Он не низок, не высок-

                        Вдруг по полю мышка бежит.

                         У дверей остановилась и стучит.

Мышь: Что за терем – теремок?

                                              Он не низок не высок.

       Кто, кто в теремочке живет?

       Кто, кто в невысоком живет? 

Сказочница: Никто не отзывается. А теремок закрыт. Чтобы его открыть, мышке  

                        нужно ключик. Но одна мышка не справится. Давайте ребята ей  

                        поможем.

Проводится дидактическая игра «Подбери ключик» 

Сказочница: Мышка ключик тот нашла

                         В теремочек жить зашла.

                       А тут мимо белочка скачет. Остановилась у теремка и стучится. 

Белочка: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка – норушка, а ты кто?

Белочка: А я – белочка, ушки стрелочкой!

                  По веткам скачу, орешки грызу,

                 Тоже в домик хочу!

                 Пустите меня в теремок жить!

Сказочница: А белочка в теремок пойдет жить, если всех лесных зверей ласково  

                       назовет. А твои друзья тебе в этом помогут 

Проводится игра «Назови ласково»

Мышь – мышка

Заяц – зайчик

Еж – ежик

Белка – белочка

Лиса – лисичка

Волк – волчок

Медведь – медведик

Сказочница: Справилась белочка с заданием и в теремок с мышкой жить пошла

                        Тут по полю зайчик бежит, у теремка остановился и стучит

 Зайчик: Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка – норушка

Белочка: Я белочка – уши стрелочкой, а ты кто?

Зайчик: А я зайка — побегайка,

               Чуткие ушки, быстрые ножки

               Не люблю грозу и стужу.

               Тёплый дом мне очень нужен.

Сказочница: Зайчик зайдет в теремок, когда с мышкой и белочкой поиграет. И друзей своих позовет поиграть 

Проводится игра на координацию речи с движениями

«Заинька» со всеми детьми.

Девочки и мальчики

Представьте, что вы зайчики – дети изображают зайчат

1,2,3,4,5

Начал заинька скакать – прыжки на месте

Лапки вверх и лапки вниз – подьем и опускание рук

На носочках подтянись – потянулись на носочках

Влево, вправо поклонись – наклоны в стороны

Наклонись и поднимись – наклон вперед

Кто-то зайку напугал – сели на корточки

Зайка прыг и ускакал – дети скачут на свои места, а зайчик и мышка скачут в Теремок

Сказочница: Зашёл зайка в теремок и стал в нём жить.

                         Вот по полю лисичка идёт, у теремка остановилась и говорит:

 Лисичка: Вот так терем – теремок!

                   Ладный да нарядный.

                   Тук, тук, кто в Теремочке живет?

Мышка: Я мышка – норушка.

Белочка: Я белочка – ушки стрелочкой.

Зайчик: А я зайка — побегайка, а ты кто?

Лисичка: А я лисичка – рыжая сестричка. Пустите меня в теремок жить

Сказочница: чтобы лисичке попасть в теремок, нужно выполнить задание.  

                       Лисичке вместе с друзьями надо угадать, какие звери оставили свои 

                       следы на полянке.

На мольберте выставляются картинки со следами животных

Кто здесь пробежал?

Заяц – след кого? – зайца

Белка – след кого? – белки

Ежик – след кого? – ежика

Лиса – след кого? – лисы

Волк – след кого? – волка

Медведь – след кого? – медведя

Лось – след кого? – лося

Сказочница: Справились звери с заданием и в теремок пошли.

                         И вот к теремочку бежит волчок — серый бочок. И стучится.

Волк: Кто, кто в теремочке живет?

            Кто, кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка – норушка.

Белочка: Я белочка – ушки стрелочкой.

Зайчик: А я зайка – побегайка.

Лисичка: А я лисичка – рыжая сестричка,  а ты кто?

Волк: А я волчок — серый бочок.   

         Можно с вами буду жить

          Не с кем мне в лесу дружить…

          Пустите меня в теремок жить!

Сказочница: Ты волчок зайдёшь в теремок, если с друзьями поиграешь со мной в 

                        игру «Детеныши животных»

Сказочница кидает детям по очереди мяч и называет животное, а ребенок должен кинуть мяч обратно, назвав детеныша

Мышь – мышонок

Заяц – зайчонок

Еж – ежнок

Белка – бельчонок

Лиса – лисенок

Волк – волчонок

Медведь – медвежонок

Лось – лосенок

После игры дети возвращаются на свои места 

Сказочница: Весело живут звери в теремочке.

                       Но что за шум? Что за треск?

                       Почему кусты гнутся, сучки ломаются?

                       Кто же к нам пробирается?

                       Ой, да это же Мишка — Топтыжка.

  Медведь подходит к теремку и стучится

Медведь: Кто-кто в теремочке живет? Кто- кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка – норушка.

Белочка: Я белочка – ушки стрелочкой.

Зайчик: А я зайка – побегайка.

Лисичка: А я лисичка – рыжая сестричка.

Волк: А я волчок — серый бочок, а ты кто?

Медведь: А я мишка-топтышка!

                  Самый сильный я в лесу

                  Вперевалочку хожу

               Как найти мне в доме место,

               Чтобы жить со всеми вместе.

               Пустите меня к себе жить!

Звери: Заходи к нам жить!

Сказочница: Зашел медведь в Теремок, но под тяжестью Медведя теремок не  

                        выдержал и развалился. Еле успели из него выскочить звери.

Звери: Зима идет, а ты наш дом сломал, куда теперь мы все пойдем?

Медведь: Простите, я ведь не нарочно! Давайте новый дом строить!

Звери: Давайте! Побольше, чтоб и Мишка влез, построим терем до небес!!!

Сказочница: Хоть и виноват медведь, мы ему поможем!

                        Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!

Выставляется схема постройки нового теремка из модулей. Дети строят новый дом

Звери: Построили мы новый дом

            Будем вместе жить мы в нем!

            Без веселья здесь нельзя.

            В теремке живут друзья!

Сказочница: Ну вот, друзья, наша сказка подошла к концу.

                         Артистами ребята побывали,

                         И сказку, вы, ребята, показали!

                                    Артисты и зрители — все были хороши!                                                       

                         Похлопаем друг другу от души!

Дети кланяются зрителям

 

Список использованной литературы:

1.Адаптированная программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития в старшей группе детского сада, составленная  для групп компенсирующей направленности МКДОУ №1 г. Мирный Архангельской области.

2.Глызарина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей школьного возраста: Пособие для педагога дошк. учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000

3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое  пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Просвещение. 2005

4.Дыбина О.В., Болотникова О.П. Анфисова С.Е. «Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособ. для педагогов ДОУ» МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012 5.Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 1983.

6.Майер А.А. «Интеграция основных компонентов дошкольного образования. Практикум»Сфера, 2013 г.

 

Конспект урока геометрии по теме «Площади фигур», представленный в виде технологической карты, соответствующей обновленным ФГОС ООО

Конспект урока геометрии по теме «Площади фигур», представленный в виде технологической карты, соответствующей обновленным ФГОС ООО

 

Буланова Анна Юрьевна,

учитель математики МАОУ «СОШ № 6»

г. Северодвинска

 

Аннотация

Данный урок представляет собой урок систематизации знаний и умений на базовой уровне изучения геометрии и имеет блочно-модульное описание. На нем обучающиеся не только демонстрируют свои знания и умения применять формулы площадей фигур в знакомых ситуациях, но и получают опыт применения своих знаний при решении жизненных ситуаций и задач. Тем самым у учащихся формируется функциональная грамотность, повышается интерес к предмету, идет формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.

Конспект урока составлен в соответствии с рабочей программой учебного предмета «Математика. Базовый уровень», УМК А.Г.Мерзляк «Геометрия 7-9», 2021 год.

 

  1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): 8
Место урока (по тематическому планированию ПРП) Заключительный урок по теме
Тема урока Площади фигур
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): Базовый
Тип урока (укажите тип урока): ☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

☐ комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):
Личностные: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности; способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные: выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; выбирать способ решения учебной задачи; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации
Предметные: вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур (пользуясь, где необходимо, калькулятором). Применять полученные умения в практических задачах
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): площадь треугольника, площадь параллелограмма, площадь ромба, площадь фигуры, формулы площади
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Заключительный урок по теме, на котором учащиеся применяют изученные формулы при решении практических задач. Используется раздаточный материал, презентация.

 

  1. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)
Учащимся предлагается кейс-задание:

Представьте, что вы дизайнер интерьера. Поступил заказ «Подсчитать сколько краски потребуется для покраски стен комнаты, если её размеры 6 х 8 х 3 м, при этом учтите, что есть дверь размером 2 х 0,8, три окна размерами 2 м х 2 м и шкаф размером 1,5х2м (на 1кв.м. расходуется 200 г краски)?

Идет фронтальная работа с классом: как эта задача связана с тем, что мы изучали на предыдущих уроках? Может ли эта ситуация возникнуть в вашей жизни? Приведите примеры похожих ситуаций, для решения которых необходимо знать изученную только что тему?

Постепенно учитель подводит учащихся, что ситуаций много, но в основе их решения находятся формулы площадей фигур. Переходим к повторению теоретического материала и устному счету по готовым чертежам (этап 1.2)

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

 

Первая форма работы – парная. Задание: установите соответствие между двумя столбиками в таблице, запишите ответ в виде: 1-3, 2-8 и т.д.

Вторая форма работы – фронтальная: устный счет по готовым чертежам – найти площадь фигуры, изображенной на рисунке.

 

 

Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Ты узнаешь, в каких сферах жизни можно использовать формулы площадей плоских фигур.

Ты научишься решать задачи с практическим содержанием.

БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)
Индивидуальная работа с самопроверкой по вариантам

 

I вариант II вариант
1. Диагонали ромба 13 и 14. Найти его площадь.

2. Основание трапеции 7 и 8, а высота 4. Найти площадь трапеции.

3. Найти площадь треугольника, изображенного на рисунке.

 

4. Из квадрата вырезали прямоугольник (см. рисунок). Найдите площадь получившейся фигуры.

 

5. В равнобедренной трапеции основания равны 3 и 5, а один из углов между боковой стороной и основанием равен 45º. Найдите площадь трапеции.

1. Диагонали ромба 8 и 15. Найти его площадь.

2. Основание трапеции 2 и 15, а высота 7. Найти площадь трапеции.

3. Найти площадь треугольника, изображенного на рисунке.

4. Из квадрата вырезали прямоугольник (см. рисунок). Найдите площадь получившейся фигуры.

 

 

5. В равнобедренной трапеции основания равны 4 и 8, а один из углов между боковой стороной и основанием равен 45º. Найдите площадь трапеции.

БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).
На этом этапе урока класс делится на 5 групп, для каждой группы – свое задание, своя жизненная ситуация.

Целесообразно использовать элементы кейс-технологии, которые позволяют связать практическую ситуацию с применением геометрии. Учащимся предлагаются 5 кейсов, связанных одной общей темой – строительством (стоимость паркета, стоимость покраски дверей и окон, стоимость поклейки обоев, стоимость ремонта потолка, стоимость паркета).

После выполнения всех расчетов каждая группа заносит свой результат в сводную таблицу «Стоимость ремонта комнаты».

Стоимость краски в  руб. Стоимость обоев в  руб. Стоимость всей плитки в  руб. Стоимость всего паркета в руб. Сумма на материалы для ремонта в руб.

1 группа

Вычислите стоимость паркета, который нужно уложить в комнате длиной 4,5м и шириной 5,5м, если паркетная дощечка 10см×40см. Стоимость одной дощечки 5 руб.

2 группа

Вычислите стоимость ремонта потолка, если 1 кв. м плитки стоит 80 руб. и размеры  потолка 4,5м ×5,5 м.

3 группа

Вычислите стоимость обоев, которыми необходимо оклеить стены комнаты. Стоимость  одного рулона 650 руб., в рулоне 10м, ширина 1м.  Длина комнаты 5,5м,

ширина 4,5 м и высота 2,5м. Кроме того, есть окно 2,4 м ×1,7 м,  входная дверь 2,1 м ×1,1 м. и батарея размером 0,5м ×1м.

4 группа

Вычислите стоимость материалов для покраски дверей и окон, если дверь размером 2,1м и 1,1м, а окно 2,4 м и 1,7 м, в нем три стекла размером 1,4м и 0,5м. Расход краски 180г/м2, стоимость 1кг -160 руб.

5 группа

Вычислите стоимость паркета, который нужно уложить в комнате длиной 5,5 м и шириной 4,5 м. По требованию заказчика пол укладывается ромбами, диагонали которого 11см и 6см. Стоимость одной ромбовидной плитки 3руб. 80коп.

Этап 3.2. Выполнение межпредметныхзаданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
При движении раскрытого парашюта, на него действует сила  сопротивления воздуха , выраженная формулой F =k  rS Vгде  r=1,29 кг/м3— плотность воздухаV =5 м/с   — скорость парашюта k = 0,5 — коэффициент g =9,8 м/с2 — ускорение свободного падения m = 50 кг — масса тела Какова его площадь парашюта?Решение:  F =mg ;F=kr SV2;    mg= kr SV2 ; отсюда  S =mg/ k r V2;   S = 30 м2 Вы знаете, что парашюты бывают разной формы.  Найти какую поверхность должен иметь парашют?  Какой парашют  выберем мы, чтобы его форма соответствовала решению задачи? Формы парашютов: ромб с диагоналями 10м и 12м, прямоугольник со сторонами 8м и 3,75м или круг с радиусом 3м?   (Ответ: прямоугольник)  
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
Задание №18 первой части ОГЭ: задание на клеточной бумаге

1.

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см  1 см изображена трапеция (см. рисунок). Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах

2. 

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см  1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

3.  

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см  1 см изображен параллелограмм (см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.

4.

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см  1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите его площадь в квадратных сантиметрах.

5.

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображена трапеция (см. рисунок). Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах.

6.

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см  1 см изображена фигура (см. рисунок). Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах.

7.

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображена фигура (см. рисунок). Найдите ее площадьв квадратных сантиметрах.

8.

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см  1 см изображена фигура (см. рисунок). Найдите ее площадь в квадратных сантиметрах.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
Фронтон имеет форму равнобедренного треугольника АВС . Его ширина АВ равна 9,6м, длина по скату АС равна 6 метрам. Определить сколько досок необходимо для закрытия ими фронтона, если на каждый квадратный метр требуется 2,5 доски.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
1) Использование соотношений сторон  в прямоугольном треугольнике и его свойств для нахождения площади: В параллелограмме две стороны 12 и 16 см, а один из углов 150°. Найдите площадь параллелограмма.

2) Использование теоремы Пифагора для нахождения площади: в равнобедренной трапеции боковая сторона равна 13 см, основания 10 и 20 см. Найдите площадь трапеции.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы.
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Предлагает оценить сегодняшний  урок знаком «+»,  «-» или  «+/-» :

1. «Научился применять формулы в нестандартной ситуации»

2. «Остались неясности, хочу задать вопрос __________»

3. «Все понятно, нужно  потренироваться в решении практических задач »

4. «Ничего не понял, нужна дополнительная консультация»

Этап 5.2.Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
Дифференцированное домашнее задание:

1 уровень: в качестве домашнего задания обучающимся предлагается решить задачу, с которой был начат урок, решение которой  по этапам уже проговорили; учащимся надо только воспроизвести решение в тетради.

2 уровень: решить две задачи, решение которых не обсуждалось.

1) Сколько брезента потребуется для пошива тента для кузова машины в форме прямоугольного параллелепипеда, длина которого  3м,  ширина 2м, высота  1,5м?

2) Сколько заготовок для выпиливания фигурок  с размерами 6 см и 9 см получится из листа фанеры в форме квадрата со стороной  18 см?

3 уровень: придумать ситуацию из жизни, где потребовалось применение формул площадей, оформить в виде задачи с условием, решением и ответом.

 

Список литературы:

  1. А.Г. Мерзляк Геометрия. 8 класс. Учебник / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — Москва: Наука, 2021.
  2. Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 8 класс. Дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ. – М.: Вентана – Граф, 2021.
  3. И.В. Ященко, С.А.Шестаков. Сборник ОГЭ 2021: «Типовые тестовые задания» от разработчиков ФИПИ. Изд. «Экзамен», М.2020.
  4. Рабочая программа основного общего образования предмета «Математика» базовый уровень: [Электронный ресурс].URL: http://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matematika_proekt_.htm.
  5. Открытый банк заданий по математике: [Электронный ресурс].  URL: http://mathgia.ru/or/gia12/Main.html

Сценарий мастер-класса «Создания «коллективного текста» путём реализации технологии «снежный ком»

Сценарий мастер-класса  «Создания «коллективного текста»

путём реализации технологии «снежный ком»

(из опыта работы)

Антрушина Елена Леонидовна,

 учитель русского языка и литературы МБОУ

городского округа «Город Архангельск»

 «Архангельская средняя школа Соловецких юнг»

 Пояснительная записка к мастер-классу

Материал разработан для учителей русского языка и литературы 5-11 классов, работающих по любой программе. 

В настоящее время абсолютной ценностью личностно — ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.  С введением ФГОС наиболее актуальной в методике преподавания стала проблема развития речи школьников. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры.  Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей  недостаточен.  Сочинения в школе занимают особое место. Они учат детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивают наблюдательность, учат находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы.

Сочинения – трудная творческая работа. Она требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости процессом.

Представленный опыт является результатом работы по развитию связной речи школьников.

Цель: развитие связной речи и навыков совместной  деятельности посредством создания «коллективного» текста.

Оборудование: листы бумаги формата А4, ручки, доска.

Продолжительность: 35 минут.

Содержание мастер-класса

 

Этапы

(время)

Деятельность мастера Деятельность учеников
1. Организационный

(1 минута)

Приветствие. Вступительное слово мастера. Настраиваются на работу.
2. Вступление

(2 минуты)

— Уважаемая аудитория, испытываете ли Вы  трудности в написании связного текста?

— Видите ли  свои речевые ошибки в работах?

— Умеете ли исправлять речевые ошибки?

— Обращаете ли внимание на чужие ошибки?

— Конечно, чужие ошибки «виднее», говорить о них легче, исправить удаётся иногда быстрее.

— Итак, приступаем к  мастер-классу  «Реализация технологии «снежный ком» путём создания «коллективного текста»»

Принимают участие в разговоре с мастером.

 

 

 

 

 

 

 

Участники  занимают свои места.

3. Основной

  (30 минут):

5 минуты – теоретическая часть, 25 минут – практическая.

 

— Мы сейчас будем создавать текст. Писать сочинение. Но работа будет не индивидуальная, а коллективная, поэтому и текст я такой называю «коллективным».

1. Определим тему работы. Например, зима (школа, лес…)

Запись на доске.

2. Далее придумаем 10 слов в рамках темы и запишем их на доске.

3. Нужно выбрать одно слово и придумать с ним предложение-зачин, слово это из списка вычеркнуть, в предложении его подчеркнуть, больше это слово использовать нельзя в тексте, листочек передать соседу строго по цепочке.

4. Далее выбрать второе слово, придумать предложение, продолжив создаваемый текст, вычеркнуть слово из списка, в предложении его подчеркнуть,  больше это слово использовать нельзя в тексте, передать листочек соседу строго по цепочке.

5. Подобным образом  выполнить  дальнейшую работу по созданию всех предложений (10). Вычеркнутые слова использовать в других предложениях нельзя. Передаём листочки «по цепочке» каждый раз.

6. Тренировка в передаче листочков.

7. Приступаем к созданию  «коллективного»  текста, его оценке участниками мастер-класса.

8. «Коллективный» текст создан. Сейчас он – Ваш, Вы – редактор. Ваша задача – улучшить текст: исправить все недочёты.

9.Чтение отредактированного текста (1-2), его оценка участниками мастер-класса.

Участники пишут на листе.

 

 

 

 

Участники пишут на листах.

Участники слушают план работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники  пишут предложения (всего 10), передают листы (10 раз), редактируют «коллективный»  текст, читают  СВОЙ текст, другие  участники  мастер-класса оценивают, выявляя ошибки «на слух».

3. Рефлексивный (1 минута) — Итак, наша работа по созданию «коллективного» текста завершена.

— Интересен ли такой вариант написания сочинения? — Что понравилось / не понравилось в работе? — Чему учит такая работа?

Участвуют в рефлексивной беседе.
4.Подведение итогов

(1 минута)

— Данная технология даёт возможность не бояться ошибки, видеть ошибки, проявить творчество, работать с увлечением, реализовать личный потенциал каждого ученика в развитии связной письменной речи.  

 

 

Директор МБОУ Архангельская СШ Соловецких юнг ________________ /О.Н. Павловцева

Объекты труда для уроков трудового обучения (столярное дело)

Объекты труда для уроков трудового обучения (столярное дело)

 

Карачёв Алексей Александрович, учитель трудового обучения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №31»

 

Уроки труда, уроки столярного дела, уроки технологии всегда были для учеников советской и российской школы одними из самых любимых. Какую радость доставляет мальчику 10-15 лет самому сделать модель корабля, самолета, инструмент, предмет кухонной утвари или настенное украшение! Большинство бывших школьников бережно хранит изделия, выполненные в школьных мастерских, с благодарностью вспоминают своих учителей труда. К сожалению, значимость уроков технологии год за годом снижается. Есть целый комплекс причин такой ситуации. Одна из главных, на мой взгляд – перекос преподавания нашего предмета в область теории, в ущерб практике. А это, в свою очередь, можно объяснить не нежеланием учителя отягощать администрацию школы необходимостью закупок пиломатериалов и инструментов, большим объемом подготовительной работы к уроку, тревожностью перед возможными травмами и т.д., а трудностями в подборе объектов труда. Да, сегодня в интернете можно найти любые чертежи столярных изделий, изображения готовых образцов, но они, зачастую, не устраивают учителя. Или слишком сложны для изготовления, или требуют большого объема материалов. Предлагаю в этой статье примеры изделий, которые без особого труда и всегда с особым удовольствием выполняли мои ученики. Для удобства разделим их на группы.

1. Изделия из фанеры.

Фото 1. Модели самолётов и вертолёта.

Фото 2. Фигурки животных.

Фото 3. Лопатки для уборки снега.

Фото 4. Разные изделия из фанеры.

Фото 5. «Орёл на шаре».

2. Изделия из массива древесины.

Фото 6. Модели кораблей.

Фото 7. «Паровоз».

Фото 8. «Самолёты».

Фото 9. Декоративный подсвечник и вешалки для одежды.

Фото 10. Плечики, подставка для карандашей т.д.

Фото 11. «Посох Деда Мороза».

Фото 12. Модель корабля — любимое изделие для ученика.

Фото 13. «Настольная лампа».

Фото 14. «Детский стульчик».

Фото 15. «Табурет».

3. Изделия из мебельных щитов.

Фото 16. «Филин и белка».

Фото 17. «Спартанец»- подставка для ножей и «Оленёнок».

Фото 18. «Кони» и «Пушка».

Фото 19. Игрушка «Лошадка».

4. Резьба по дереву.

Фото 20. Разделочные доски.

Фото 21. Декоративное панно.

5. Использование природного материала.

Фото 22. Фигурки животных из веток.

Фото 23. «Подарок папе».

Фото 24. «Шкатулка», вид спереди.

Фото 25. «Шкатулка», вид сзади.

Фото 26. Кулоны из сувеля.

6. Модели вооружения.

Фото 27. «Бумеранги».

Фото 28. «Танки».

Фото 29. Мои ученики с моделями оружия.

Фото 30. Композиция «Древнее оружие».

7. Роспись по дереву.

Фото 31. Кухонная утварь, расписанная в северном стиле.

Фото 32. Образцы северных народных росписей.

Фото 33.»Подставки под телефон».

Фото 34. «Подставки под горячее иразделочные доски».

 

Конечно, перечень предложенных образцов изделий из древесины можно было бы продолжить, но если даже одна работа окажется интересна для коллег-учителей труда, то это можно считать маленьким, но полезным шажком на пути восстановления значимости нашей профессии.

Литература:

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, издательство «Владос», 2011 год. 2. Величко Н. К. Русская роспись. Энциклопедия. — М.: Хоббитека, 2018. 3. Дорофеева Л.П. Русские северные росписи. — Котлас, 2015. 4. Матвеев Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: «Высшая школа», 1985. 5. Узоры Северной Двины. Комплект для творчества. — Мозаика-Синтез, 2013.

Развитие функциональной грамотности учащихся через организацию работы с картой

Развитие функциональной грамотности учащихся

 через организацию работы с картой

 

Старостина Анна Александровна,

учитель начальных классов

Сумарокова Надежда Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Березницкая ОГ»

Устьянского округа

Архангельской области)

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.

— Рене Декарт

До чего люди любят карты и планы! А почему?

Да потому, что там, на картах и планах, можно

потрогать север, юг, восток и запад рукой.

— Рэй Брэдбери, из книги «Машина до Килиманджаро»

 

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность — есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности.

Географическую карту в современном мире можно встретить не только на школьной доске, но и в газетах, журналах, научных статьях, увидеть по телевидению, например, в передаче о путешествиях или в документальном фильме. Поэтому уметь пользоваться картой, извлекать из неё нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как уметь читать. Географические карты выступают в двух качествах: как объект изучения и как средство обучения. Работа с географической картой является одной из самых сложных разновидностей практической деятельности младших школьников.

На уроках «Окружающего мира» младшие школьники мало работают с различными видами карт. Так, например, в большинстве программ по предмету «Окружающий мир» специальному изучению топографического плана и географической карты отводится лишь 1-2 урока. Поэтому младшие школьники испытывают трудности при работе с географической картой на последующих уроках. Детям младшего школьного возраста бывает сложно найти материк, город или какой-либо другой географический объект на карте ещё и потому, что у них слабо развито пространственное воображение, отсутствует понятие удалённости предмета в пространстве.

По мнению А.Ю. Трифонова, теоретическое знание карты без применения его на практике не имеет значимости. Иными словами, школьник не способен воспользоваться своими знаниями для их пополнения и увеличения. Поэтому одна из основных целей использования географической карты – это формирование навыков и потребностей пользоваться информацией, которую эта карта даёт. Так, использование карт на уроках и факультативных занятиях в школе способствует расширению кругозора учеников, развитию у них фантазии, любознательности и воспитывает в школьниках умение творчески мыслить, нестандартно подходить к предмету.

Карты позволяют иллюстрировать темы, проводить практические работы, проверку знаний, викторины. Подготовительный этап ознакомления младших школьников с географической картой начинается с первого класса и включает развитие пространственных представлений: «далеко», «близко»; определение направлений движения: «вперед», «назад», «вправо», «налево»; ориентирование в своей местности (где находится школа, дом и др. значимые объекты, маршрут движения в школу). 

Как мы можем работать с разными картами?

  1. План пришкольного участка, карта города, поселка, села: обучающиеся знают условные знаки плана и карты; отличие плана от карты, их достоинства и недостатки. Умеют начертить план небольшого участка местности, определять по условным знакам изображения объектов на карте. (Расскажите об улице, названной в честь известного человека).
  2. Физическая карта Восточно-Европейской равнины: обучающиеся знают формы рельефа поверхности своего региона; цвет на карте, определяющий равнины и возвышенности, умеют находить на карте равнины и возвышенности, различать их по типам и описанию, правильно их называть и показывать. (Длина реки Волга (самая большая река в Европе) 3530 км, а реки Большой Иргиз(самая извилистая река в Европе) – 675 км. Во сколько раз река Волга длиннее реки Большой Иргиз? )
  3. Карта месторождений полезных ископаемых. Эта карта знакомит детей с «кладовой земли», «сокровищницей недр». Где они используются? В строительстве (песок, гранит, глина), в энергетике (нефть, газ, каменный уголь, торф), в химической промышленности, сырьё. (С помощью атласа-определителя рассказать о своем образце, дать ему описание, найти на карте, где добывают это полезное ископаемое)
  4. Физическая карта России относится к тематическим картам, на которых изображены объекты природы.

Благодаря физической карте России обучающиеся знают крупные реки и озера нашей Родины, моря, омывающие ее границы, крупные реки и озера своего региона. (Обучая правилам использования мягкого знака, можно использовать соответствующую топонимику. Найди объекты, в названии которых есть «Ь»: Сибирь, Рязань, Ильмень, Суздаль, Тобольск и т.д.; «Определите примерную ширину и длину Чёрного моря, пользуясь линейкой и масштабом».)

Кроссворд. Разгадайте ключевое слово, записав названия крупных городов России

  1. Почвенная карта России.Карта природных зон России. Карта животного мира России.(Творческое задание «Письмо другу, родителям из путешествия»).
  2. Карта полушарий: обучающиеся знают местоположение материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета, обозначающие на карте материки и океаны.(При изучении имен собственных можно использовать задание «Я – капитан»: разработай маршрут движения своего корабля из г.Архангельск (Россия) до г. Рим (Италия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути, расставь их в алфавитном порядке.)
  3. Политическая карта. (Изучая суффикс, приставку, можно показать словообразовательную функцию этих морфем с помощью прилагательных, образованных от топонимов: Аргентина – аргентин-ск(ий), Дагестан – дагестан-ск(ий). При изучении местоимений можно загадать загадки: Между какими двумя местоимениями название маленькой лошади особой породы становится названием государства? (Я-пони-я). Какой остров сам себя признаёт принадлежностью одежды? (Я-майка).

На уроках русского языка карты можно использовать для показа стран. При изучении заимствованных слов, для наглядного показа, откуда пришло слово.

  1. Карта климатических поясов России. (Найди родину комнатных цветов. Узнай, где жили сказочные герои: Снежная королева, Маугли? Почему они так одевались?)
  2. Сказочные карты-планы. Встречали ли вы карты, на которых изображены сказочные места? Помните карту «Волшебной страны» из книги «Волшебник изумрудного города»? Карту сказочного леса, где живут Кристофер Робин и медвежонок Винни-Пух? Посмотрите карту на слайде:

Предлагаем творческое домашнее задание: используя условные знаки, нарисовать карты «волшебных и чудесных мест», прочитав или перечитав сказки, где есть приключения и путешествия. Например, к сказкам «Снежная королева», «Приключения Буратино», «Путешествия Гулливера» и др.

Для закрепления знаний можно использовать сайт «Settera» — это увлекательная образовательная географическая игра. Можно изучать страны, столицы, флаги, океаны, реки и многое другое при помощи упражнений с контурными картами. Карты Google (Google Maps) — это современный картографический сервис, предоставляющий спутниковые интерактивные карты онлайн. Данный сервис имеет свои особенности:

— высокая подробность картографических изображений;

— несколько режимов просмотра (карта, спутник, Земля);

— удобный и быстрый поиск объекта на карте по названию;

— дополнительная информация (фотографии, видео, маршруты, погода и т. д.).

Большую значимость сервис имеет для уроков «Окружающего мира». Начиная с первого класса, дети знакомятся с планетой Земля, узнают и запоминают названия материков, океанов, морей. Такие уроки невозможны без географической карты. Использование карт Google вместо бумажных карт имеет свои преимущества. Можно менять масштаб карты, увеличивая изображение определенного объекта. Можно рассмотреть объект не только на географической карте, но и увидеть изображение со спутника, посмотреть фотографии.

В практической жизни, мы сами часто пользуемся картами. Например, приехав в новое место для того что бы найти нам нужные объекты мы открываем гугл или яндекс карты. Нужно показать детям как важно пользоваться картами.

Уроков, посвящённых изучению карты или требующих использования географических карт, не так много, но творчески работающий учитель найдёт возможность использовать карту как источник информации на разных уроках по различным темам. Систематическое развитие картографической грамотности учащихся, использование проблемных и творческих заданий, игр, приёмов занимательности, организация практических работ с планом местности и географической картой – действительно могут способствовать эффективному формированию у младших школьников умения работать с географической картой.

Список использованных источников:

  1. https://eksmo.ru/interview/10-izvestnykh-aforizmov-rene-dekarta-ID5437132/
  2. https://citatic.ru/c/366787
  3. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / [науч. ред. — А. А. Леонтьев]. — Москва : Изд. Дом Рос.акад. образования : Баласс, 2003.
  4. Трифонов А.Ю. Картографический метод обучения А.Ю. Трифанов // География. – 2007. – № 14. – С. 13-16
  5. http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/32913/1/Perervenko_Formir_18.pdf

 

Конспект урока экономики для 10 класса

Тема: «В каких случаях фирме целесообразно инвестировать»

 

Боровикова Светлана Александровна,

учитель МАОУ «СОШ № 12», г. Северодвинск,

email: borovikova81@mail.ru

 

Программа: Иванов С.И., Скляр М.А. Экономика: основы экономической теории. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). //Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений/ Сост. Л.Н. Поташева. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

Учебник: Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: научить определять, в каких случаях фирме целесообразно инвестировать в приобретение капитальных благ.

Задачи урока:

Обучающие: объяснить содержание процесса дисконтирования; научить различать стоимость сегодняшнего и грядущих доходов, различать текущую и чистую дисконтированную ценность, рассчитывать коэффициент дисконтирования и значение текущей и чистой дисконтированной стоимости будущего потока доходов; объяснить связь между процедурой дисконтирования и определением цены земельного участка; научить применять процедуру дисконтирования для определения выгодности инвестиций различного рода.

Воспитательные: воспитание ответственности за результат работы, чувства патриотизма и сопричастности к развитию экономики страны.

Развивающие: развитие навыков работы с источниками информации, умения анализировать и делать выводы, развитие умения коллективно решать задачи.

Основные образовательные объекты: презентация, учебник, практикум, рабочие тетради, словари для записи новых определений.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, экран.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин).
  2. Актуализация знаний (5 мин).
  3. Сообщение темы и постановка цели урока (2 минуты).
  4. Изучение нового материала (15 минут).
  5. Физкультурная пауза (2 минуты).
  6. Закрепление нового материала (15 минут).
  7. Подведение итогов. Постановка домашнего задания. (3 минуты).

Ход урока

1. Организационный момент (Приветствие, проверка учащихся по списку) (3 минуты).

2. Актуализация знаний (5 минут).

 

kapital-i-protsent

Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучили на прошлом уроке. («Капитал и процент»). Вам необходимо выполнить самостоятельную работу в тетрадях: установить соответствие (СЛАЙД 1)

и заполнить пропуски в предложениях (СЛАЙД 2)

Учитель. Для проверки и оценивания выполненного задания обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. (СЛАЙДЫ 3-4). Параметры оценивания: от 7 до 4 правильных ответов – оценка «зачтено», менее 4-х – «не зачтено».

 

3. Сообщение темы и постановка цели урока (2 минуты)

Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный на прошлом уроке материал, поэтому мы можем приступить к изучению новой темы. Сегодня мы продолжим изучение раздела «Рынки факторов производства и распределение доходов». Тема нашего урока: «В каких случаях фирме целесообразно инвестировать». (СЛАЙД 5)

Учитель. Попробуйте сформулировать цель нашего урока, опираясь на название темы. Ученики пробуют сформулировать цель урока. Например, цель урока: научится определять, в каких случаях фирме целесообразно инвестировать, а в каких нет. (Цель: научится определять, в каких случаях фирме целесообразно инвестировать в приобретение капитальных благ.) (СЛАЙД 6)

Учитель. Запишите тему и цель урока в тетрадь. Откройте учебники на стр. 272. Ученики записывают тему и цель урока в рабочие тетради, работают с учебником.

4. Изучение нового материала (15 минут)

Учитель. Вы уже знаете, что наряду с рынками услуг факторов производства существуют рынки самих факторов (капитальных благ), такие, как рынок физического капитала (инвестиционных товаров) и рынок земли. Капитальные цены зависят от той отдачи, которую приносит капитальное благо на протяжении всего срока своей службы.

Предположим, что грузовой автомобиль, покупаемый фирмой, будет служить 5 лет. Ежегодно фирма будет получать, благодаря его эксплуатации, определенную чистую годовую прибыль (за вычетом текущих издержек), размеры которой известны. Так, например, в 1-ом году она составит 200 тыс. р., во 2-ом — 220 тыс. р., в 3-ем — 250 тыс. р., в 4-ом — 210 тыс. р., и в 5-ом — 180 тыс. р. После окончания срока службы автомобиль придет в полную негодность и будет отправлен на свалку. Запишите условие задачи в тетрадь. Ученики записывают условие задачи в рабочие тетради. (СЛАЙД 6)

Учитель. Определите совокупную прибыль, которую получит фирма. (1060 руб.) Как вы думаете, чему должна быть равна максимальная цена автомобиля (цена спроса), чтобы фирме было целесообразно инвестировать средства в его покупку? Ученики могут предположить, что максимальная цена автомобиля будет равна совокупной прибыли, которую получит фирма.

Учитель. На первый взгляд, может создаться представление, что максимальная цена автомобиля (цена спроса) должна составлять 1060 тыс. р. Фирме целесообразно инвестировать средства в его покупку, если цена не будет превышать этой суммы. Но следует принять во внимание, что инвестиции фирма осуществляет в настоящем периоде, а прибыль будет получать в будущем периоде, на протяжении пяти лет. Можно ли «прямым счетом», как это мы только что делали, соизмерять осуществляемые сегодня инвестиции с потоком доходов, который будет иметь место в будущем периоде? Нельзя. Дело в том, что рубль, который мы расходуем сегодня, не равен рублю, который будет получен в будущем периоде. (СЛАЙД 7)

Учитель. Если вы сегодня обладаете некоторой суммой денег, то можете положить ее на банковский счет и получить через год возросшую сумму. Первоначальная сумма возрастет на величину процента. Так, при годовой норме процента 10% сумма, равная 100 р., превратится в 110 р., т.е. сегодняшний рубль через год будет стоить 1,1 р. Соответственно, 1,1 р., которые предстоит получить через год, сегодня стоят 1 р. Можно определить, сколько стоит сегодня 1 р., который мы получим через год. Для этого разделим эту сумму на годовую ставку процента и получим, что сегодняшняя цена рубля, получаемого через год, равна 90,9 копеек. Ученики слушают объяснения учителя. (СЛАЙД 8)

Учитель. Мы использовали процесс дисконтирования. Дисконтирование дает возможность исчислить текущую дисконтированную стоимость (DV). DV 1 рубля, выплачиваемого через год, равна . Запишите определения и формулу в Словарь. Ученики записывают определения понятий «дисконтирование», «дисконтированная стоимость» и формулу (9.7) из учебника (стр. 273) в словари. (СЛАЙД 9)

Учитель. Получаемые доходы капитализируются. Это означает, что абсолютные суммы процентов в конце каждого года прибавляются к первоначальной капитальной цене блага, которая ежегодно вновь возрастает на величину процента. Так, 1 рубль, капитализированный сегодня при ставке процента 10%, будет через два года стоить 1,21 р. ( = 1 х 1,1 х 1,1 = 1 х 1,12). Через три года он будет стоить 1,33р. ( = 1 х 1,13), через четыре года — 1,46 р. ( = 1 х 1,14) и т.д. Ученики слушают объяснения учителя. (СЛАЙД 10)

Учитель. Следовательно, выполняя обратные действия, можно осуществить процесс дисконтирования, используя коэффициент дисконтирования. Запишите определение и формулу в Словарь. Ученики записывают определение понятия «коэффициент дисконтирования» и формулу (9.8) из учебника (стр. 274) в словари. (СЛАЙД 11)

Учитель. Очевидно, что чем выше процентная ставка и чем более длительным является период, в течение которого инвестор будет получать прибыль, тем меньше будет сегодня стоить рубль, который предстоит получить в будущем периоде. Так, например, в таблице показана текущая дисконтированная ценность 1 рубля, который будет получен в будущем. Ученики слушают объяснения учителя.

Учитель. Если капитальное благо будет в течение t лет приносить доходы (в рублях) , то текущую дисконтированную стоимость будущего потока доходов можно исчислить по следующей формуле:

Запишите формулу в Словарь. Ученики записывают формулы (9.9) и (9.10) из учебника (стр. 274) в словари. (СЛАЙД 12)

Учитель. Текущая дисконтированная стоимость является максимальной ценой приобретаемого капитального блага. Исчислим DV при условии, что ставка процента составляет 20%:  (тыс.руб.) – максимальная цена автомобиля. Мы установили, что фирме целесообразно инвестировать средства в приобретение грузовика лишь в том случае, если его цена не превысит 637,6 тыс. р., а не 1060 тыс. р., как казалось на первый взгляд, когда мы еще не были знакомы с процессом дисконтирования. Ученики дописывают решение задачи в рабочие тетради.

Учитель. Теперь обратимся к рынку другого капитального блага — земли. Ответим на вопрос, чем определяется цена земли. (СЛАЙД 13)

Земля, в отличие от элементов физического капитала, имеет бесконечный срок службы. Она приносит своему владельцу бессрочную ренту. Предположим, что вы решили продать участок земли, приносящий вам ежегодную земельную ренту в размере r р. В каком случае вы будете получать бессрочно ежегодный доход в размере r р. и после продажи земельного участка? Ученики делают предположения.

Учитель. Очевидно, что лишь в том случае, если полученную от продажи земли сумму (равную цене земли) поместите в банк, который будет выплачивать доход в виде процента, величина которого, по крайней мере, не уступает по величине ренте. Ученики слушают объяснения учителя.

Учитель. Минимальная цена продаваемого участка земли (Pz) находится в прямой зависимости от ставки процента:  . Запишите формулу в Словарь. Ученики записывают формулу (9.11) из учебника (стр. 274) в словари. (СЛАЙД 14)

Учитель. Приведем пример. Годовая рента составляет 1 тыс. р., годовая ставка процента составляет 20%.  тыс. р. – минимальная цена продаваемого участка. Запишите пример в тетради. Ученики записывают решение задачи в рабочие тетради.

Учитель. Действительно, если вы вырученную от продажи сумму 5 тыс. р. положите на свой счет в банк, то ваш ежегодный доход окажется равным 1 тыс. р. Разумеется, в эту цену не включается цена находящихся на земле сооружений, представляющих собой элементы реального капитала, имеющие определенный срок службы.

  1. Физкультурная пауза (2 минуты). Упражнения для снятия напряжения с глаз, для снятия утомления с плечевого пояса, рук, поясничного отдела.
  2. Закрепление нового материала (15 минут)

Учитель. Следующие задания попробуйте выполнить самостоятельно. На каждое задание выделено по 3-4 минуты. (СЛАЙДЫ 15-18) Ученики выполняют задания в рабочих тетрадях индивидуально, по истечению указанного времени сдают тетради учителю на проверку.

  1. Подведение итогов. Постановка домашнего задания. (3 минуты)

Учитель. Подведем итоги нашего урока, ответив на следующие вопросы:

  1. Довольны ли вы своей работой на уроке?
  2. При выполнении каких заданий вы ошиблись? Почему?
  3. Укажи причины успехов и неудач своей деятельности на уроке.

 

Дома вам необходимо будет выполнить общее (обязательное) задание и одно из заданий на выбор. За выполнение только обязательной части ставится отметка «3». Отметка «4» ставится за выполнение общего задания и индивидуального задания № 1.

Отметка «5» ставится за выполнение общего задания и индивидуального задания № 2*.

Всем спасибо за внимание, урок окончен.

Ответы к тесту

  1. 1-Б; 2-Г; 3-А; 4-В.
  2. 1-Верно. Если доход в виде процента выше, чем рента, потенциальный покупатель назначит более низкую цену за участок земли.

2-Верно. Это следует из определения чистой дисконтированной ценности.

3-Верно. Это следует из формулы коэффициента дисконтирования.

4-Неверно. Это определение сегодняшней стоимости будущих доходов.

  1. Правильно утверждение «в». Фирма принимает решение об инвестициях, исходя из реальной процентной ставки.
  2. Верны утверждения «а», «б», «в». Это непосредственно следует из формулы цены земли, которая получена следующим образом:

где

Отсюда:  где  — цена земли, R – годовая рента, i – процентная ставка.

Домашнее задание по теме «В каких случаях фирме целесообразно инвестировать»

 

ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить определения понятий:

— дисконтирование;

— текущая дисконтированная стоимость;

— коэффициент дисконтирования.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1

Решите задачи:

1)      Фирма получила доход в первый год в размере 300 у. е., во второй год – 320 у. е., а в третий – 330 у. е. Определите дисконтированную стоимость потока доходов, если ставка банковского процента равна 5 % годовых.

2)      Предприниматель собирается приобрести инвестиционный проект. Какую максимальную стоимость он может за него уплатить, если доход от использования проекта в первый год будет 100 у. е., а во второй – 130 у. е.? Ставка банковского процента составляет 10 %.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 2*

Решите задачи:

1)      Фирма планирует осуществить инвестиции в современную технологию, стоимость которой 800 у. е. Она рассчитана на 5 лет. Ежегодный доход разработчики обещают в размере 200 у. е. Следует ли фирме покупать технологию, если процентная ставка в экономике 10 % годовых?

2)      В результате инвестиций 10 000 у. е. в производство в начале года получается доход в конце года в размере 15 000 у. е. При какой ставке банковского процента инвестиции будут выгодны?

 

Список использованной литературы

1.Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И. Иванова. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 320 с.

2.Пособие для учителя 10-11 кл. общеобразоват. учр. с углубленным изучением экономики/ Гос. унив. Высшая школа экономики; Под ред. С.И. Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2000. –312 с.

3.Практикум по основам экономической теории, 10-11 класс/ Под ред. С.И. Иванова. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.

4.Задачи на дисконтированную стоимость/ https://gigabaza.ru/doc/110204.html (Дата обращения: 20.05.2019 г.)

 

Тема зарифмованной сказки «Приключение капельки»

Тема зарифмованной сказки

«Приключение капельки»

 

Некрасова Елена Васильевна,

учитель  географии

муниципального бюджетного

образовательного учреждения

«Бестужевская СОШ»

Устьянского муниципального района

 

Актуальность.  В последнее время появилось много новых форм, материалов для представления отдельных тем. Зарифмованная сказка  один из вариантов, как это можно сделать.

Практическая значимость. «Путешествие капельки» поможет понять, вызвать интерес или закрепить тему «Круговорот воды в природе». Эту форму можно применить и при изучении других тем по предметам Окружающий мир, География.

Цель: показ зарифмованной сказки «Приключение капельки» по теме «Круговорот воды в природе».

Задачи:

— выбрать тему « Круговорот воды в природе»,

— составить  сказку,

— зарифмовать сказку,

— сделать иллюстрации к сказке.

Приключения капельки

Под кусточком зайчик жил, зайчик жил и не тужил.

Как-то раз к нему домой постучался зверь лесной.

Зайчик испугался, потом  храбрости набрался.

« Нет, не буду я бояться, я умею защищаться!

Кто нарушил мой покой, разберуся я с тобой ?»

Дверь открыл и удивился: « Кто же это так ломился?»

Посмотрел туда-сюда: « Кто так напугал меня?»

Капля на листе сидит, и зайчишке говорит:

« Извини, друг дорогой, что нарушила покой.»

Зайчик добрый малый был, каплю в гости пригласил.

Каплю в гости пригласил, чай согрел и стол накрыл.

А потом за чаем враз капля начала рассказ.

«Океан  — мой дом родной. Жили мы большой семьей.

Жили дружно, не скучали, путешествовать мечтали.

В небе синем полетать, мир увидеть и узнать.

« Солнце, ты живешь высоко, видишь, Солнце , ты далеко.

Солнце, ты нам помоги, путешествовать возьми.»

Старик — Солнце добрый был, лучик- руку протянул.

Капля очень удивилась и – мгновенно испарилась.

В небе облако плывет, капля там теперь живет.

Ветер облаком играет, в дальний путь всех  отправляет…

Вот и суша – это чудо, этот мир я не забуду.

И озера, и равнины, и цветущие долины.

Вот внизу бегут стада: « Куда торопитесь? Куда?»

« Видишь, облако пришло, влагу значит принесло.

Капля , прыгай к нам скорей, влагой нас напой быстрей.»

Капли за руки взялись и немного напряглись.

Гром грохочет, дождик льет, капля песенку поет:

«Дождик лей, лей, лей на равнины , на зверей.

Пусть наполнятся озера, реки бурные текут.

Пусть изменится погода, радуется вся природа.

Капля в речку угодила, вместе с рыбкой поплыла.

«Рыбка, ты куда спешишь , почему же ты молчишь?»

Рыбка молча уплыла, капля дальше поплыла.

« И куда же я плыву, у кого ответ найду?»

Речка тихо отвечала: «В родничке мое начало.

Дальше лес. луга, поля – это все земля моя.

Скоро встречусь с Океаном, Океаном – великаном.»

Так закончится поход . Это был круговорот!

С океана в небо прыг, а потом на землю — шмыг.

С суши снова в океан- это ,право, — не обман.

Вот такой круговорот – про него  твердит народ»

Свой рассказ закончу я, все теперь мои друзья:

И деревья, и кусты, звери. рыбы, и цветы.

Лес зеленый и поля — мы теперь одна семья.

Будем вместе мы дружить, этой дружбой дорожить.

Давай, Солнышко, скорей удивим моих друзей.

Лучик пусть меня пронзит, новым чудом поразит.

Капля лучик преломила , и всех сразу удивила.

Ах, ох, появилось семь цветов. « Раз, два, три — в небе радуга гори.»

И цветное коромысло вмиг над речкою повисло.

« Вот так чудо- чудеса, ах, какая красота!»

Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки.

« Надо по мосту пройти и желание найти!»

Данный материал можно применить при изучении разных тем по предметам «Окружающий мир», «География»  и закрепить тему «Круговорот воды в природе».

Ссылка для скачивания файлов: https://cloud.mail.ru/stock/nqoE6pkcmoDcg7EJhxkp95R6

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.