Страницы меню навигации

Интегрированный урок русского языка и технологии

Урок о весне

 

Интегрированный урок русского языка и технологии в 6 классе

Интегрированный урок русского языка и технологии в 6 классе

по теме «…чтобы красота не пропала»

Цель: — повторить в процессе работы с текстом  основные виды тропов и материал по теме «Лексика»;

           — подготовить учащихся к созданию собственного текста;

           — познакомить с северными традициями: изготовлением обрядового печенья «Тетерка» и борецкой росписью;

          — развивать творческую активность и самостоятельность в работе;

           — воспитывать бережное отношение к традициям северного края.

Предварительная подготовка к уроку: — подготовить проект «Народные традиции русского Севера»;

— подготовить защиту презентаций по темам «Северное обрядовое печенье», «Виды северной росписи». 

  1. Вступительное слово учителей русского языка (УР) и технологии (УТ).

УР: Здравствуйте, ребята

УТ: и уважаемые гости.

УР: Сегодня у нас с вами необычный урок, так как ведут его два учителя …

УТ:… и  помогут нам ученицы 7 Б класса, которые представят защиту проекта «Народные традиции Русского Севера».

  1. УР: Прочитайте тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Выслушать варианты: о красивом и прекрасном; о красивой природе; о прекрасных местах, зданиях, книгах; о прекрасных людях.)

— Во многом вы правы. Красота – это многозначное слово (справка о его значении из словаря С.И.Ожегова).

Красота 1. ед. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.). 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля.3. Красота!, в знач. сказать о чем-нибудь очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли, искупались. К.I || увел. красотища, -и, ж. (к 1 и 3 знач.; прост.).

  1. УР: И сегодня мы с вами решим, что необходимо сделать для того, чтобы красота не пропала, не исчезла, не ушла от нас. А помогут нам найти ответ на этот вопрос писатель-северянин Ф.Абрамов…

УТ:… и народные мастера с их удивительным умением  украшать свой быт.

  1. УР: На протяжении долгих лет Ф.Абрамов записывал свои наблюдения о природе в записных книжках и даже на отдельных листах. Эти заметки были включены писателем в цикл миниатюр «Наедине с природой», а также стали основой детских рассказов, напечатанных в книге «Алые олени».

Ф.Абрамов очень дорожил временем, поэтому объяснял сам себе, зачем делает эти многочисленные   записи о природе: «Зачем трачу время? А затем, чтобы красота не пропала. Затем, чтобы хоть каплю из того, что вижу  и обоняю, удержать».

— Все ли слова во фразе Абрамова вам понятны?(Нет. ОБОНЯЮ?)

— Что же обозначает слово, каково его лексическое значение? ( Справка из словаря Ожегова и Шведовой (ОБОНЯ́ТЬ, -яю, -яешь; несов., что (книжн.). Воспринимать обонянием. (Это значит слышать, чувствовать  носом, вдыхать запах.)

— Как вы понимаете смысл слов Ф. Абрамова? (Наверное, писатель в рассказах говорит нам о красоте  природы. Он поможет  нам ее увидеть, услышать, почувствовать.)

  1.  УР: Давайте обратимся к слову писателя и прочитаем  его рассказ. (Смотрим  отрывок

                 фильма А.Алина «Наедине с природой» и слушаем чтение рассказа «Капель»)

                        Весна по всем приметам шла скорая, дружная…

С крыш  капало. Из осевших сугробов за одну неделю выр…сли дома – большие, по — северному громоз…кие, с мокрыми поч…рневшими бр…венчатыми стенами. Днем, когда пр…гревало, на кос…горе вскипали ручьи  и по деревне  волнующе ра(сс, с)т…лался горьковатый душок оттаявших кустарников.

— Вам  понравилось? Поделитесь вашими  первыми впечатлениями о прочитанном.

 — Вставьте пропущенные буквы и пропущенные знаки препинания.

— Определите тему рассказа. (В рассказе говорится о весне, скорой и дружной). Как вы его назовете? ( Капель. Весна.)

  Сам Ф.Абрамов назвал его «Капель».

— На какие образные выражения вы обратили внимание при чтении рассказа?

-Скажите, в прямом или переносном значении употреблены эти выражения? Какие это средства выразительности? Сначала обратите внимание на наш «Словарик тропов» (индивидуальное задание —  записать на доске название известных тропов:1 – метафора, 2-олицетв., 3-сравнение, 4- эпитет).

              -Как эти слова помогли вам услышать, увидеть и почувствовать звуки, краски и запахи весны? (Весна наступила мгновенно, снег таял быстро, так что около домов сугробы        

                           быстро осели. Ручьи вскипали, значит, шумели, бурлили, текли. В свежем    

                           воздухе пахло горечью, оттаявшей из-под снега прошлогодней травы и     кустов.) 

  1. УР: А теперь нам бы хотелось, чтобы вы еще раз окунулись в красоту весны. Посмотрите отрывок из фильма «Наедине с природой», снятого в Верколе, родной деревне Ф.Абрамова, и вы не только услышите строки из рассказа писателя, но также увидите и услышите весну с  ее звонкой капелью.
  1. УТ: А что же в это время происходит на деревенском дворе? В доме и огороде кипит работа: все готовятся к пашне и посевной. Но крестьяне никогда не забывали и о праздниках. Одним из весенних праздников был день весеннего равноденствия. (Защита презентации «Северное обрядовое печенье».)

Защита презентации

  • слайд. Наш северный край богат удивительными традициями. В старину к весенним праздникам пекли специальное обрядовое печенье.

2 слайд.  ПЕЧЕНЬЕ — мелкие изделия из теста. Оно преподносилось в подарок в знак любви,     служило средством передачи магической силы и пожелания блага.

    3 слайд. Познакомимся с несколькими  видами обрядового северного печенья, которое до сих  пор пекут на Русском Севере. Это  «Тетёрки»,  «Жаворонки» и «Лесенки».

4 слайд. С давних времен на Севере выпекают печенье»Тетерки», причудливые фигурки которого напоминают образ солнца.  «Тетерка»  не блин, не печенье. «Тетёрка» – солнце в доме.

5 слайд. «Тетёрки» представляют собой круг, состоящий из трех обводов тонкого жгута из        теста, такой тройной жгут  символизировал Троицу (Бога Отца, Сына  и Святого Духа), а внутри обводки выкладывали узор. Таким образом, получалось колесо с узорами внутри.

          6 слайд. Форма «Тетерок» менялась в зависимости от умения, фантазии и настроения     мастерицы. Видов «Тетерок» множество: «Узорики», «Цветик», «Кренделёчки», «Лебедь», «Часики», «Вьюхи», «Восьмеры», «Коники», «Витушки».

7слайд. Сырье для изготовления самое простое: ржаная мука, вода, соль, яйца.

8слайд. «Тетерки» не «делают», не «катают», а «скут». Скать — значит скатывать из теста нити — жгуты, которые потом свиваются в  узор.

9слайд. Ещё в ХIХ веке с помощью такого печенья закликали весну. Его готовили к дню весеннего равноденствия (20 или 21 марта) или к Масленице. 

10слайд. Ржаные «Тетёрки» хранились весь год и не портились.  «Тетёрками» угощали детей, одаривали близких, давали домашней скотине, подносили в дар пробуждающейся природе, их  поднимали повыше  к солнышку и смотрели на просвет, потому что «Тетёрки» символизировали приход    весны и плодородие в новом году.

«Людям  на здраву,  Богам  на славу!» — так говорили о «Тетёрках» в народе.

         8.УР:

           — Тетерки? Какие ассоциации возникают у вас, ребята, когда вы слышите это слово?

                                                                                            (Тетерка   –     это самка тетерева.)

          — Правильно. С таким лексическим значением слова мы знакомы. А теперь посмотрим  на     печенье. Это печенье напоминает солнце, а называется тетерка. Странно, не так ли?

             — Как называются такие слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение? (Это омонимы.)

  1. УТ: Давайте посмотрим, как изображается образ птицы-тетерки мастерами северной росписи. (Защита презентации «Виды северной росписи».) 

Защита презентации

 1 слайд. На Русском Севере до сих пор сохранились различные виды народной росписи: пермогорская, мезенская, ракульская, борецкая.

2  слайд.  Сегодня мы поговорим о борецкой росписи.

3 слайд. Развитие и становление северных росписей тесно связано с историей нашего северного края. Среди легенд и преданий живет легенда о возникновении этой росписи. Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, покорил вольный град Новгород. И бежали новгородские бояре  со своими людьми во главе с  боярыней  Марфой Борецкой на северные земли. Поселились они на берегу Северной Двины и основали город Борок.  Среди вольного люда было много ремесленников, иконописцев, которые и стали расписывать деревянные изделия.

4 слайд. Расписывали избы и предметы домашнего обихода: туеса, короба, прялки.

5  слайд. В 18 веке хорошую золотофонную борецкую прялку можно было обменять на корову. С прялками ходили на посиделки, ею гордились, а в доме она висела на самом видном месте.

6 слайд. Росписью занимались в основном мужчины.  Основной цвет Борецкой росписи — красный. В качестве дополнительных используются зелёный, жёлтый, оранжевый, коричневый. Примечательной чертой Борецкой росписи является то, что все элементы орнамента обводятся тонким черным контуром.

7 слайд. Элементы росписи складывались веками. Это птицы, конь, дерево-тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.

8 слайд. Сюжеты росписи отражали сцены из повседневной жизни крестьян и ремесленников: пахоту, уборку урожая, кормление домашней птицы.

9 слайд. В разных видах северной росписи широко представлены образы птиц. Птицы символизировали тепло, свет, служили вестниками большого урожая и богатства. В пермогорской росписи изображали птицу  Сирин, в мезенской — лебедя или утку, а в борецкой  рисовали птицу тетёрку, которая почиталась крестьянами как вестник солнца и весны. 

10 слайд. Знакомство с народной росписью, красотой природы, которая запечатлена на предметах домашнего быта, помогает нам понять,  как богат, красив  и самобытен наш северный край.

  1. УТ: Ребята, вы познакомились с обрядовым печением «Тетерки» и северной борецкой росписью. А хотели бы вы научиться скать «тетерок» и расписывать доски? (Учащиеся читают задание на слайде). Не забывайте во время работы использовать правила  техники безопасности. Девочки из 7-ого  класса будут вам помогать.

Задание: девочки моют  руки и вместе с учителем технологии скут тетерок, а мальчики раскрашивают деревянные  доски.

  1. УР: А теперь снова давайте обратимся к миниатюрам Ф.Абрамова. (Смотрим отрывок из фильма «Наедине с природой» и слушаем чтение текста.)

— Текст, который вы услышали напечатан на рабочем листе.

Весна ныне идет какими-то короткими перебежками: вдруг все заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима.        

            Очень дружно в этом году работает весна и зима. Днем буйствует весна – солнце, лужи,    раскидает, набедокурит вокруг, как беззаботная молодайка, и уйдет  то ли  гулять, то ли отдыхать.

                    А кто за нее должен прибирать? И вот вечером, ночью и рано утром хлопочет зима. Как    добрая свекровь: все прибирает, сушит, очищает.

— Вам понравилось?

— Можно ли сказать, что эта миниатюра передает нам весеннее настроение?

— Давайте подберем другие определения к слову «настроение», выберем их из списка  на листе-помощнике. (Весеннее настроение – хорошее, безобразное, приподнятое, бодрое, радостное, ленивое, красивое, восторженное, светлое, безоблачное, ясное.)

— Можно ли назвать выбранные вами слова СИНОНИМАМИ? (Нет, так как СИНОНИМЫ — это слова одной и той же части речи, одинаковые по лексическому значению.)

— Но мы же можем употребить эти слова в тексте? Как можно назвать такие слова? (Это контекстные синонимы.)

—  С кем сравнивает весну и зиму писатель? (Весну сравнивает с молодайкой, зиму — с доброй свекровью.)

— Какой троп использует? (Это сравнение.)

 — Как вы понимаете значение слов « МОЛОДАЙКА» и «СВЕКРОВЬ»? (Молодайка — ж. разг.-сниж. То же, что: молодица (по словарю Ушакова) Молодайка — молодуха, замужняя женщина, мужняя жена (« Словарь синонимов».)

— Как вы думаете, почему именно с этими женщинами сравнивает писатель весну и зиму? (Он пишет о зиме в деревне, очеловечивает ее, весна и зима у Абрамова словно люди.)

— Слова какой части речи помогают передать действия весны и зимы? (Это глаголы.)

— Почему именно глаголы? (Абрамов показывает наступление весны. Весной же все  просыпается, оживает, происходят изменения в природе.  Все движется, а глаголы обозначают действия предметов.)

— Как называется такой прием? (Это олицетворение.)

  1.  УР: «Днем буйствует весна – солнце…»,- пишет Ф.Абрамов.

              УТ: С солнцем  сравнивали северяне печенье «тетерку» и изображение этой птицы на  расписных изделиях. 

УР: «В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется поставить другую – приятно.

          Греется на солнышке» вся природа,- так писал о марте, о весне, о весеннем солнышке Ф.Абрамов.

            УТ : Давайте покликаем весну, как это делали в старину. Поднимите своих тетёрок.

  1. УР: И вместе со мной произносите закличку.
  1. Вывод по уроку. 

            УР: Ф.Абрамов в своих  записных книжках писал: « Север не бросок. Красота его не поражает с первого взгляда. Ее надо разглядеть». И он разглядел ее и  показал нам в своих коротких рассказах и миниатюрах о природе.           

            УТ:  И мы, думаю, согласимся  с писателем.  На красоту северной росписи мы обращаем внимание сразу: эти изделия яркие, красочные. А вот красоту «тетерки» нужно рассмотреть: она не броска.

  1. Смотрим отрывок из фильма А.Алина «Наедине с природой». 
  1. Домашнее задание: 

по русскому языку:

  • напишите сочинение-миниатюру на одну из тем «Звуки весны», «Приметы весны», «…чтобы красота не пропала»; 

 по технологии: 

  • выполнить тест;
  • ответьте на вопросы:

— Что такое сусальное золото и золотофонная роспись?

— Когда на Севере праздновали день сорока святых?

 Итак, начнем с беседы, ответьте  на мои вопросы. Во время беседы заполняем таблицу.

— Дайте определение раздела науки о языке, в котором изучается лексика? (Лексикология – это                                раздел науки о языке, в котором исследуется словарный состав языка, его лексика.)

— Что называется лексикой? (Лексика – словарный состав языка.)

— Что является предметом изучения лексики? (Слово.)

— Завершите предложение: « Лексическое значение слова- это…? (Лексическое значение – это то, что слово обозначает.)

— Сколько значений может иметь слово? (Одно или несколько, в зависимости от количества лексических  значений их называют однозначными или многозначными. )

— Какие значения может иметь многозначное слово? (Прямое и переносное.)

           — Как у слова возникает переносное значение? (Прямое значение – это основное лексическое    значение слова. Переносное – это его вторичное значение. Переносные (непрямые) значения слов — такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д.

— Слова с переносным значением  могут быть тропами(изобразительно-выразительными средствами речи.)

— Какие из них мы уже знаем? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)

— А зачем они необходимы  в речи? (Они помогают красиво изобразить красоту предметов и окружающего нас мира. )

Седьмое апреля.

Классная работа.

Звуки, краски и запахи весны.

1. Заполните схему

Весна по всем приметам шла скорая, дружная…

С крыш капало. Из осевших сугробов за одну неделю выросли дома — большие. По — северному громоздкие, с мокрыми почерневшими бревенчатыми стенами. Днем, когда пригревало, на косогоре вскипали ручьи, и по деревне волнующе расстилался горьковатый душок оттаявших кустарников. 

Очень дружно в этом году работает весна и зима. Днем буйствует весна – солнце, лужи, раскидает, набедокурит вокруг, как беззаботная молодайка, и уйдет  то ли  гулять, то ли отдыхать.

А кто за нее должен прибирать? И вот вечером, ночью и рано утром хлопочет зима. Как добрая свекровь: все прибирает, сушит, очищает. 

Весна ныне идет какими-то короткими перебежками: вдруг все заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима. 

На мартовском солнышке 

В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется поставить другую – приятно.

Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками, греются березы-ластовицы, греется лесная детвора-верба. 

Домашнее задание:

  • написать сочинение-миниатюру на одну из тем «Звуки весны», «Приметы весны»;
  • составить 

Рабочий лист к уроку

Седьмое апреля.

Классная работа.

Чтобы  красота  не  пропала. 

  1. Вставьте пропущенные  буквы, расставьте  недостающие знаки препинания.       

    Весна по всем приметам шла скорая, дружная…

        С крыш  капало. Из  осевших  сугробов  за  одну неделю  выр…сли  дома — большие.

По – северному  громоз…кие, с мокрыми  почерневшими  бр…венчатыми стенами. Днем, когда  пр…гревало, на  кос…горе  в…кипали  ручьи   и  по  деревне  волнующе

ра(СС, С)т…лался  горьковатый  душок  оттаявших кустарников. 

  1. Слова в переносном значении помогают 

УВИДЕТЬ                    (что?)          

УСЛЫШАТЬ              (что?)          

ПОЧУВСТВОВАТЬ  (что?)           

  1. Восхищаемся          восторгаемся                

Любуемся                              замираем от восторга, не можем наглядеться, не можем отвести глаз

       Удивляемся                          ахаем 

  1. Текст 2 

          Весна ныне идет какими-то короткими перебежками: вдруг все заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима.

          Очень дружно в этом году работает весна и зима. Днем буйствует весна – солнце, лужи, раскидает, набедокурит вокруг, как беззаботная молодайка, и уйдет  то ли  гулять, то ли отдыхать.

          А кто за нее должен прибирать? И вот вечером, ночью и рано утром хлопочет зима. Как добрая свекровь: все прибирает, сушит, очищает. 

Домашнее задание.

По русскому языку:

  • написать сочинение-миниатюру на одну из тем «Звуки весны», «Приметы весны», «Чтобы красота не пропала»;

             по технологии:

  • ответьте на вопросы:

— Что такое сусальное золото и золотофонная роспись?

— Когда на Севере праздновали день сорока святых?

       3)  выполнить тест. 

Седьмое апреля.

                                                     Домашняя работа.

  1. Сочинение — миниатюра 

2.Выполните тест.

  1. Выберите виды обрядового весеннего печенья:

         А. каравай;

         Б. «Жаворонки»;

         В. «Тетёрки»;

                         Г. «Лесенки»;

         Д.  «Козули».

  1. Что символизирует печенье «Тетёрка»?

А. круг;

Б. солнце;

В. весну.

  1. Сколько жгутов обводки должно быть у печенья «Тетёрка»?

А. 1;

Б. 2;

В. 3.

  1. К какому празднику выпекали печенье «Тетёрка»?

А. к Рождеству;

Б. к дню весеннего равноденствия;

В. к Масленице. 

  1. Выберите виды северной росписи:

А. борецкая;

Б. мезенская;

В. пермогорская;

Г. хохломская.

  1. Кто в старину занимался росписью?

А. мужчины;

Б. женщины.

  1. Что символизировала птица тетёрка в северной росписи?

А. приход весны;

Б. солнце;

В. свет.

  1. Какой цвет в борецкой росписи является основным?

А. зелёный;

Б. красный;

В. чёрный.

  1. Какой цвет в борецкой росписи использовали для обводки?

А. красный;

Б. белый;

В. чёрный. 

 

1

1

Урок о зиме

Интегрированный урок русского языка и технологии в 6б классе

Интегрированный урок русского языка и технологии в 6б классе по теме «Здравствуй, зимушка-зима! (Подготовка к сочинению в жанре лирической миниатюры)».

Драчева Ольга Викторовна, учитель русского

языка и литературы, высшая квалификационная категория;

Белякова Галина Николаевна, учитель технологии, высшая

квалификационная категория

Цели:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
  • отрабатывать понятие «лирическая миниатюра»;
  • закрепить знания о средствах выразительности языка;
  • продолжить знакомство с творчеством Ф. Абрамова;
  • сформировать у учащихся представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства – декупаже на свече;

Развивающие:

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы;
  • подготовить к созданию лирической миниатюры;
  • украсить свечу в технике декупаж;
  • сформировать умения использовать современные компьютерные технологии;
  • развивать творческую активность и самостоятельность в работе.

Воспитательные

  • воспитывать творческую личность, духовно связанную с культурой северного края;
  • способствовать формированию личностного отношения к родной земле, воспитанию нравственных качеств (чувства прекрасного, бережного и чуткого отношения к природе);
  • воспитывать интерес к предметам – русскому языку и технологии.

Личностные УУД :

  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; умение понимать нравственные идеи текстов, оформлять свою мысль; уметь отбирать языковые средства.

Регулятивные УУД:

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
  • Включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД:

  • Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета.
  • Понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Владеть диалогической и монологической формами речи. Устанавливать рабочие отношения, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Формировать навыки работы в группе. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

        Оборудование урока:

      — рабочий лист;

инструменты: ножницы, кисточка, карандаш;

материалы: свеча, клей ПВА, трёхслойная бумажная салфетка;

      — компьютер и мультимедийный проектор. 

Предварительная подготовка к уроку:

индивидуальные задания:

— подготовить презентацию «История свечи. Свечи негаснущее пламя»;

— найти лексическое значение слов СПОЛОХИ, ДЕКУПАЖ.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся
 1.Организа-ционный настрой учащихся на работу. Проверка готовности к уроку.2. Актуализация опорных знаний.

Повторить пройденный материал.

Подготовить к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирование новых знаний.

УР – Здравствуйте, ребята!УТ- Здравствуйте, наши гости!УР—  Сегодня у нас необычный урок, на котором мы вспомним уже известное

УР – и узнаем новое.

Вместе – Мы желаем вам удачи!

 

 

УР —  – Напишем терминологический диктант, объясните значение слов:

Федор Абрамов, текст, заголовок, тема, основная мысль, миниатюра, лирическая миниатюра.

 

— Значение какого словосочетания вы не можете объяснить?

 

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Какие цели и задачи мы поставим перед собой?

 

— Вспомним о том, что такое миниатюра.

— Узнаем о том, что такое лирическая миниатюра.

Познакомимся со структурой лирической миниатюры.

— Проанализируем тексты Ф.Абрамова.

— Подготовимся к написанию письменной работы.

 

— Посмотрите отрывок из фильма Алексея Алина «Наедине с природой». Чем вам понравился фильм?

 

— При помощи каких средств автору фильма удалось показать нам неповторимую красоту северной природы, передать эмоции и чувства?

 

 

 

 

— Вы правы. К тому же с отрывками из этого фильма мы уже знакомы. Вы помните, что в фильме представлены зарисовки Ф.Абрамова о природе. Писатель на протяжении долгих лет записывал свои наблюдения о ней в записных книжках и на отдельных листах. Эти заметки стали основой детских рассказов, напечатанных в книге «Где зима с летом встречается».

 

— Давайте еще раз обратимся к миниатюре «Первый снег», текст ее написан на рабочем листе под номером 2. (Первый снег. Землю, как на праздник, накрыли чистейшей, белоснежной скатертью.) Это миниатюра?

 

— Как вы думаете, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы передать свои чувства читателю, чтобы заинтересовать своего читателя?

 

 

 

 

 

— Давайте вспомним, какие изобразительные средства (тропы) мы знаем? Выполним задание 3 на рабочем листе: пусть каждый снеговик найдет свое имя – художественный троп.

Какое средство речевой выразительности используется в 1,2,3,4 предложениях? Этот художественный троп и будет именем снеговика.

1.     Свист снегиря в декабре. Тонюсенький прокол ленивой тишины зимнего леса.

2.     И солнце ещё не грело – по-медвежьи, на четвереньках, ползало по еловым вершинам за рекой.

3.     … облаком поднимается снежная пыль, и яма образуется на том месте, как от снаряда.

4.     Одно из самых величественных зрелищ – как разгорается утренняя заря зимой.

 

Какой троп использует Абрамов в миниатюре «Первый снег»?

 

Промежуточный вывод учителя. Обратите внимание, что Абрамов всего в двух предложениях необычно передал красоту первого снега, он восхищается им. Нарисовать картину ему помогают слова, которые мы называем изобразительно-выразительными средствами.

Писатель любит природу, познает ее, радуется каждому общению с ней. И свои чувства он передает нам в своих лирических миниатюрах.

 

— Что является предметом изображения в лирике?

Значит, лирический – это чувствительный.

О том, что такое миниатюра, вы уже знаете. Объедините теперь эти два понятия и попробуйте дать определение лирической миниатюры?

 

Промежуточный вывод учителя: лирическая миниатюра – художественное произведение, раскрывающее чувства героя в рассказе маленького объёма.

 

Проверяют наличие рабочих листов, ручек, карандашей, материалов по технологии.  

 

 

 

Записывают слова в первый столбик в задании 1 на рабочем листе, говорят определения.

 

 

Лирическая миниатюра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образы красивой северной природы: рябина, желтая листва, поля, засыпанные снегом (это изобразительный ряд); музыкальное сопровождение (это музыкальный ряд); рассказ о первом снеге (это литературный ряд).

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, текст небольшого объема на узкую тему.

 

 

Он описывает первый снег красивыми словами, которые помогают нам увидеть картину природы, увидеть какой он первый снег. Он сравнивает снег с белоснежной чистейшей скатертью. Такие слова называются изобразительные средства.

 

 

 

 

 

 

 

Метафора, эпитет

 

Олицетворение

 

Сравнение

 

Эпитет

 

 

Сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувства, переживания.

 

 

 

 

 

Записываем это определение в рабочий лист.

 

 

4. Закрепление нового материала.   Очень любил этот жанр наш северный писатель Фёдор Александрович Абрамов.  Давайте снова обратимся к его слову и проанализируем две миниатюры о зиме.СЕРЕБРЯНЫЕ СПОЛОХИ ( СПОЛОХИ, -ов, ед. сполох, -а, м. Народное название северного сияния, а также зарницы. В небе играют с.)

     Короток, хмур декабрьский денёк. Снежные сумерки вровень с окошками, мутный рассвет в десятом часу утра. Днём прочирикает, утопая в сугробах, стайка детишек, возвращающихся из школы, проскрипит воз с дровами или сеном – и вечер. В морозном небе за деревней начинают плясать и переливаться серебряные сполохи – северное сияние.

 

ЯНВАРЬ

     Запорошённые снегом кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей, вслушивающиеся в тишину. А на лапах елей и сосен разное зверьё из снега: зайцы, медведи, лисы

     Ночью пришло тепло, и дождём смыло с лап всё зверьё.

     И олени убежали.

 

— Прочитайте тексты. Подумайте, какие чувства автора выражены в миниатюрах. Какое настроение создается у читателя?

 

— Какие слова помогли нам увидеть картину? Какие слова находит автор для передачи своего эмоционального состояния? Какие это изобразительно-выразительные средства?

 

— Что нового и необычного увидел Абрамов?

 

Промежуточный вывод учителя. Обычный человек может не заметить изменений в природе. Видит эти необычные картины внимательный глаз художника слова, глаз человека отзывчивого, умеющего видеть красоту природы.

 

Физкультминутка

УТ – Давайте представим: стайка ребятишек пробежала.

УР — Засияло северное сияние, засияли сполохи.

 

— Ребята, для того, чтобы написать лирическую миниатюру нам необходимо знать ее «секреты». В рабочем листе под цифрой 5 записана схема. Рассмотрите ее и расшифруйте «секреты» лирической миниатюры.

 

 

 

 

 

 

Промежуточный вывод учителя. Это и будет план вашей лирической миниатюры.

 

УТ — Вы только что прочитали миниатюры Абрамова о зиме. А вот как видит зиму художник. Вот она во всей своей красе. А руку художника вы не узнали? Назовите его имя?

 

УР — Итак, мы вспомнили с вами первые дни зимы, увидели зиму в миниатюрах Ф. Абрамова и на картинах А. Борисова. Дома вам предстоит написать сочинение в жанре лирической миниатюры по первой строчке «Стояли зимние дни…», «Ночью выпал снег…», «Недавно шел первый снег…», «Вечером ударил мороз…», «Входишь в лес, а там…», «Декабрь – полночь года…». Домашнее задание записано на рабочем листе.

  

 

Объясняем лексическое значение слова «сполохи» (индивидуальное задание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по парам. Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают со схемой.

Нам нужно придумать предмет описания, то есть понаблюдать за природой в разные дни и разное время суток. Мы должны заметить что-то интересное и описать в лирической миниатюре, какие мысли и чувства эта картина вызывает у нас. Для описания мы должны подобрать точные, яркие слова.

 

 

 

 

Смотрят репродукции картин А.А.Борисова. Говорят, что некоторые из них они видели в музее освоения Арктики в г. Архангельске.

 

 

 

 

 

 

 

 

  УТОдна из тем сочинения, предложенных вам «Декабрь — полночь года», так как в этом месяце длинные и темные ночи. К тому же в декабре самый короткий день в году. Это 21 декабря.В старину зимними вечерами темнота царила в домах людей и только трепетный огонёк лучины, а затем и свечи освещал жилище.

 

— А вы, знаете, что свеча скоро будет отмечать свой юбилей — две тысячи лет.

 

-Кто бы мог подумать, но у свечи есть своя история. С ней вас познакомят мальчики, которые подготовили презентацию «Свечи негаснущее пламя».

Смотрите и слушайте внимательно, в домашнем задании на рабочих листах вам нужно будет ответить на вопросы по теме презентации.

 

 

-Ребята, а давайте вспомним случаи из жизни, когда в вашем доме зажигали свечи.

 

 

 

Промежуточный вывод учителя: И на всех этих праздниках свеча является постоянной спутницей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся показывают презентацию и рассказывают об истории свечи.

 

 

 

Свечу зажигают на праздники: день рожденья, юбилей, Новый год, Рождество, Святки, Крещение.

 

 

 

  2.Практическая работа. УТ — Сегодня, я приглашаю вас в мастерскую «Магия новогоднего декупажа», где познакомлю с декупажем на свече.- Вспомните, что обозначает слово декупаж? (ДЕКУПАЖ – (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету).

— С какими видами декупажа вы уже знакомы? (Декупаж на ткани, на дереве.)

— Работать будем по технологической карте. Прочитайте и рассмотрите её, если есть вопросы, задайте их. Обратите внимание на пункт №3. Посмотрите, как втирается рисунок в свечу.

Внимание! При работе с ножницами не забывайте пользоваться правилами охраны труда.

Если нет вопросов, можно приступать к работе. (Учителя осуществляют помощь в работе).

Во время работы звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года»).

 
  Подведение итоговУТ —  Приведите рабочие места в порядок ипоставьте свои работы в подсвечники.

Всей семьёй в зимний вечер

Соберёмся за столом.

Скажет мама: «Может, свечи

Ради праздника зажжём?»

Тут и пригодится та красивая свеча, которую вы сегодня украсили в технике декупаж.

УР — Эту свечу можно преподнести в качестве новогоднего подарка вашим близким или друзьям.

Ребята, вы тоже ждете подарков на Новый год? И, наверное, написали письмо Деду Морозу?

Послушайте его обращение к вам.

Спасибо за работу на уроке!

 Учащиеся приводят рабочие места в порядок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый финал

 

Домашнее заданиеПо русскому языку: напишите лирическую миниатюру по первой строчке «Стояли зимние дни…», «Ночью выпал снег…», «Недавно шел первый снег…», «Вечером ударил мороз…», «Входишь в лес, а там…», «Декабрь – полночь года…»По технологии: ответьте на вопросы теста.

1. Где впервые появились свечи?

а. в Греции

б. в Риме

в. в России

2.  Из какого материала первое время делали фитиль?

а. из ниток

б. из пакли

3.  Какими по составу могут быть свечи?

а. парафиновые

б. стеариновые

в. восковые

г. литые

4. Какие свечи относятся к натуральным?

а. парафиновые

б. стеариновые

в. восковые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Как можно отличить натуральные свечи от искусственных?

а. по цвету

б. по составу

в. по запаху

 

Рабочий лист к уроку

Двадцать третье декабря.

Классная работа.

Здравствуй, зимушка-зима!

 

  1. Первый снег. Землю, как на праздник, накрыли чистейшей, белоснежной скатертью.  3. Найди имя снеговику.
  1. Серебряные сполохи

Короток, хмур декабрьский денёк. Снежные сумерки вровень с окошками, мутный рассвет в десятом часу утра. Днём прочирикает, утопая в сугробах, стайка детишек, возвращающихся из школы, проскрипит воз с дровами или сеном – и вечер. В морозном небе за деревней начинают плясать и переливаться серебряные сполохи – северное сияние. ( Найдите эпитеты, метафоры, олицетворение )

Январь

 Запорошённые снегом кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей, вслушивающиеся в тишину. А на лапах елей и сосен разное зверьё из снега: зайцы, медведи, лисы.

Ночью пришло тепло, и дождём смыло с лап всё зверьё.

     И олени убежали. ( Найдите сравнение, метафоры, олицетворение ) 

  1. «Секреты» лирической миниатюры

Картина природы                Личные наблюдения                Чувства                 Отношение к описываемому                 Изобразительные средства 

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните, как пишутся сложные прилагательные.

 

Цвет Оттенки цвета Сложные прилагательные
Белый М…лочный

Ж…мчужный

Розовый (Бледно) розовый, (нежно) розовый
Голубой Н…бесный (Нежно) г… лубой
Серый (Светло) серый, (темно) серый
Ч…рный (Светло) ч…рный, (темно) ч…рный
  1. Подберите синонимы к глаголам.

(СНЕГ)  БЛЕСТИТ  — сверкает, блистает, сияет, переливается………………………………………………………………………………………..

(СНЕГ)   ПАДАЕТ —   летит, кружится, порхает…………………………………………………………………………………………………………

  1. Домашнее задание.

По русскому языку: напишите лирическую миниатюру по первой строчке «Стояли зимние дни…», «Ночью выпал снег…», «Недавно шел первый снег…», «Вечером ударил мороз…», «Входишь в лес, а там…», «Декабрь – полночь года…». В своей работе вы можете использовать материалы с рабочего листа (задания 6,7).

            По технологии: ответьте на вопросы теста.

  1. Где впервые появились свечи?

а. в Греции

б. в Риме

в. в России

  1. Из какого материала первое время делали фитиль?

а. из ниток

б. из пакли

  1. Какими по составу могут быть свечи?

а. парафиновые

б. стеариновые

в. восковые

г. литые

  1. Какие свечи относятся к натуральным?

а. парафиновые

б. стеариновые

в. восковые

  1. Как можно отличить натуральные свечи от искусственных?

а. по цвету

б. по составу

в. по запаху

Технологическая карта по изготовлению свечи с декупажем

Инструменты и материалы для работы:

ножницы,

салфетка трёхслойная,

карандаш,

свеча.

Слова презентации «История  свечи. Свечи негаснущее пламя»

1 слайд. Свеча была придумана в древнем Риме около 2000 тысяч лет назад. Это были волокна растений, пропитанные смолой и покрытые воском.  Позже появились восковые и сальные свечи, которые называли «Церей» и « Фебацей». 

2 слайд.  До XIII века свечи были очень дорогими, их жгли лишь во дворцах и церквях. Производством свечей в средние века занимались мыловары и пекари. Мыловары получали воск, а пекари делали из него свечи. 

3 слайд. Свечи в их нынешнем виде появились на заре Средневековья. 

4 слайд.  Они  были маканые (от глагола «макать»), катаные и литые. Фитиль делали из пакли, его заменили на нитяной. 

5 слайд. Но славу свечному освещению  принесли восковые свечи. Они не так быстро сгорали, меньше коптили, источали медовый запах. Изготовляли их методом обливания: над котлом с растопленным воском подвешивали обруч с фитилями и, вращая его, обливали воском фитили, пока свечи не достигали нужной толщины.

6 слайд. На Руси до XVIII столетия все свечи изготовлялись в домашних условиях. Но уже в 1721 году монополия на производство свечей была передана церкви.

7 слайд. В начале того же века появились свечи из спермацета (воскообразное вещество, содержащееся в специальных полостях головы кита), отличающиеся белизной и полупрозрачностью. Именно огоньки этих свечей сверкали в подвесках хрустальных  люстр и особых подсвечниках — жирандолях.

8 слайд. К середине 18 века стали производить свечи из парафина и стеарина, воскообразного продукта перегонки нефти белого цвета. Такие свечи опасны для человека, они выделяют токсичные вещества.

9 слайд.  Сегодня в продаже можно встретить как натуральные — восковые свечи, которые сделаны из пчелиного воска, так и искусственные — парафиновые и стеариновые. Отличить их просто. Восковые свечи мягкие, легко режутся, а парафиновые и стеариновые крошатся. 

10 слайд.  Каких только причудливых форм не бывают свечи: и прямые, и витые, и фигурные? 

11 слайд. И сегодня свеча – это символ озарения, символ живительной силы солнца. У христиан свеча – это божественный свет, сияющий в храме. Свеча – это надежда, мудрость, сила и красота. Часто мы используем свечи для украшения своего дома на различные праздники.

1

1

Урок об осени

 

1

Интегрированный урок русского языка и технологии в 6б классе

Интегрированный урок русского языка и технологии в 6б классе

по теме «Мотивы осени (текст и его основные признаки)»

 

                                            Драчёва Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы,

           высшая квалификационная категория;

                                 Белякова Галина Николаевна, учитель технологии,

           высшая квалификационная категория 

Цели:

Образовательные:

  • формировать умение работать с текстом;
  • совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
  • сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей;
  • сформировать у учащихся представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства – декупаже.

Развивающие:

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;
  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы;
  • изготовить столовую салфетку в технике декупаж.

Воспитательные воспитывать интерес к предметам – русскому языку и технологии. 

Личностные УУД :

  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; умение понимать нравственные идеи текстов, оформлять свою мысль; уметь отбирать языковые средства.

Регулятивные УУД:

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
  • Включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. 

Познавательные УУД:

  • Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета.
  • Понимать, структурировать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. 

Коммуникативные УУД: 

Владеть диалогической и монологической формами речи. Устанавливать рабочие отношения, вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Формировать навыки работы в группе. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 

Задачи:

  • обобщить сведения о тексте и его основных признаках;
  • вспомнить типы, стили речи;
  • познакомить с декоративно-прикладным видом искусства – декупажем;
  • сформировать умения использовать современные компьютерные технологии;
  • развивать творческую активность и самостоятельность в работе;
  • воспитывать творческую личность, духовно связанную с культурой северного края.

Оборудование урока:

      — рабочий лист;

инструменты: ножницы, кисточка;

материалы: тканевая салфетка, клей ПВА, трёхслойная бумажная салфетка;

      — компьютер и мультимедийный проектор. 

Предварительная подготовка к уроку:

индивидуальные задания: подготовить презентацию «История декупажа»;

-найти лексическое значение следующих слов: РАЗГУЛ, ДЕКУПАЖ, АППЛИКАЦИЯ, ИНКРУСТАЦИЯ. 

Ход урока Деятельность  учащихся
1. УР — Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

УТ- Улыбки подарим гостям!

УР— К уроку готовы?

УР — Тогда за работу!

Вместе — Удачи желаем мы вам!

Проверяют наличие рабочих листов, ручек, карандашей, материалов по технологии.
2. УР — Перед вами лежит салфетка. А на рабочем листе под цифрой 2 написан  текст из цикла «Наедине  с природой» нашего земляка, писателя Ф. Абрамова. (Слайд 2).

— Что общего между ними?

 

УТ – Из чего соткана ткань для салфетки?

— Как соединены нити ткани?

 

 

УР – Обратите внимание на текст. Из чего он состоит?

Как нитки ткани соединены вместе, так и предложения в тексте Ф.Абрамова  связаны в единое целое.

 

УТ – Если из ткани удалить (выдернуть) несколько нитей, что с ней произойдет?

 

УР – А что произойдет с текстом, если из него удалить несколько предложений?

 

УР– Правильно.

— Что же такое текст? Вспомните определение.

 

 

 

 

 

Промежуточный вывод учителя.  Значит, текст как словесная ткань. Он связан в единое целое. К тому же произошло слово «текст» от латинского слова «textus», обозначающего «ТКАНЬ; сплетение, связь, сочетание».

 

 

— Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? Правильно о тексте.

 

 

 

 

 

Ткань для салфетки соткана из нитей. Они соединены вместе, переплетаются.

 

— Текст состоит из предложений.

 

 

 

— Она порвется, потеряет целостность.

 

— Текст тоже рассыплется.

 

 

— Текст – это 2 и более предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст – это речевое высказывание, в котором предложения  связаны общей темой и общей мыслью.

 

 

 

 

 

 

 

— Наверное, о тексте.

 

 

 

3. УР  — Отметьте неверные высказывания

 

1.Текст состоит из предложений.                                  

2.К тексту нельзя придумать заглавие.                            

3.Все предложения в тексте имеют границы.

4.Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

5.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

6.Текст можно разделить на части.

7.Каждая часть текста записывается с красной строки.

 

Попробуйте определить, какие цели и задачи мы поставим перед собой?

 

— Вспомним …  (все, что мы знаем о тексте, о его признаках).

— Проанализируем …   (тексты).

 

 (Выявляем основные признаки текста, его свойства. От анализа чужого текста к созданию собственного текста)

 

 

Ученики отмечают неверные высказывания, называют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Давайте обратимся к слову писателя. Посмотрите отрывок из фильма Алексея Алина «Наедине с природой», послушаем текст Абрамова о рябине. Этот текст записан на рабочих листах под цифрой 2.

 — Анализ текста Ф.Абрамова «Рябина».

Рябина

Красная  рябина   ц…рица  …сеннего леса.

З… леная поляна и красные зар…сли рябины на ней. Как народные вышивки. Как невесты на б…седе.

Красные, изнывающие под тяжест…ю  яго… рябины как малявинские девки. Малявинский разгул рябин.

— Вставьте пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания.

 

— Определите тему и основную мысль текста.

 

 

— Назовите слова, с помощью которых Абрамов помогает описать красоту рябины?

 

 

— Как их можно назвать? (Ключевые слова — это слова, которые помогают лучше понять текст, запомнить его и пересказать самое главное. Это самые важные, опорные, смыслообразующие, то есть это те слова, на которых держится ткань текста.)

 

— Почему Абрамов сравнивает рябину с народными вышивками? С невестами на беседе? Какой троп использует?  Посмотрите на вышитое полотенце. Красная народная вышивка на нем очень красива?

— Вспомните красных девушек в фольклорных произведениях. Что обозначало это слово, этот постоянный эпитет?

 

-В тексте есть еще одна загадка. С кем еще сравнивает Абрамов рябину?  О каких-то малявинских девках  и  «малявинском разгуле» он пишет? О ком говорит?

 Малявинские девки – это главные героини картин  русского  художника Филиппа Андреевича Малявина, художник. Вот они. Крестьянки в ярких красных нарядах. (Слайды 6,7).

 

 

 

Промежуточный вывод учителя. Увидели картину? Представили? Без стеснения загорелась красная рябина, разгулялась, дала себе волю, наполнила осеннюю природу яркими красками.

 

Ученики смотрят фильм, слушают текст миниатюры «Рябина».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют орфограммы и пунктограммы.

 

— В рассказе говорится о красной рябине и ее необычной красоте

 

— Красная, царица, красные заросли, народные вышивки, невесты на беседе, малявинские девки, малявинский разгул.

 

 

 

 

 

 

 

— Сравнение

 

 

 

 

— Красный – значит КРАСИВЫЙ.

 

 

 

Ученики смотрят слайды 6,7. Узнают лексическое значение слова «разгул».

(Разгул – это безудержное проявление чего-нибудь. Это слово произошло от глагола «разгуляться», что означает дать себе волю, начать действовать без стеснения.)

 

 

 

 

 

5. УТ – Ребята, вы знаете, что красоту осенней природы художники передают в картинах, писатели – в рассказах, а мастера прикладного искусства – в своих работах. И сегодня я хочу вас познакомить с удивительным видом прикладного искусства, которому посвящена наша выставка.

Как называется этот вид искусства? (Декупаж.)

Сегодня моими помощниками будут мальчики. Они подготовили презентацию  и сейчас представят её вам.

Слушайте внимательно, в домашнем задании на рабочих листах вам нужно будет ответить на вопросы по теме презентации.

 

УР – Во время рассказа мальчиков вы услышали заимствованные слова, пришедшие к нам из французского и латинского языков. Давайте запомним их  правописание. Запишите слова на рабочем листе под цифрой 3.

ДЕКУПАЖ – (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету.

АППЛИКАЦИЯ – (от лат. applicatio — прикладывание) — изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи.

ИНКРУСТАЦИЯ — (лат. incrustatio, от incrusto — покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором) — вид декорирования изделий и зданий (их фасада, интерьера) узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра. (Слайд 17).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Мальчики представляют презентацию «История декупажа».

 

 

 

 

 

Ученики записывают слова на рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. 2.Практическая работа.

УТ — Сегодня мы открываем мастерскую «Магия декупажа».

Работать будем следующим образом: мальчики  в группах и парах, а девочки индивидуально. 

Вам нужно выполнить декупаж на тканевой салфетке. Выберите из  бумажных салфеток  те, на которых изображены дары северной  природы.

В работе вам поможет технологическая карта. Прочитайте её, если есть вопросы, задайте их.

Обратите внимание на способы подготовки  салфетки к работе. Рисунок можно вырезать, а можно оборвать по краю.

Внимание! При работе с ножницами не забывайте  пользоваться  правилами охраны труда.

Можно приступать к работе. (Учителя осуществляют помощь в работе).

Во время работы звучит музыка (П. И. Чайковский «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь»).

Подведение итогов

УТ — Приведите рабочие места в порядок. Прикрепите ваши работы на выставку «Магия

декупажа».

Декупажное творение-

Это наше настроение,

Это сердца вдохновение,

Рук умелых мастерство!

Учащиеся приводят рабочие места в порядок и оформляют своими работами выставку «Магия декупажа».

7. УРВы только  что выполнили работу по технологии.  Ваша салфетка была белая. А аппликация помогла ее сделать красивой. Теперь она  радует глаз. Почему?

Так  и текст. Яркие образные обороты делают его красивым.

 

 — Работа с текстом Ф.Абрамова «Осень».

Осень

Брусничным соком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок.[… ] Красные сосны, прошитые лимонными березами.

Лимонно-солнечные кустарники. [… ]

Поле капустное. Иссиня-морозные кочаны.

Желтый березняк, густо расшитый красной рябиной.

— О чем рассказывает текст? Какова его основная мысль? Как бы вы его озаглавили?

 

 

— Разделите текст на абзацы?

— Что такое абзац?

 

 

— Почему именно так вы разделили текст?

— Что такое микротема?

 

 

 

 

 

          — Назовите ключевые слова текста.

 

 

 

— Какие цвета преобладают в описании осенней природы?

 

— Объясните правописание слов «лимонно-солнечные, иссиня-морозные».

 

Промежуточный вывод учителя. Вы заметили, что в тексте Абрамова преобладает желтый цвет, а это цвет увядания, грусти! Этот цвет перемежается с красным, он вспыхивает как огонь костра на короткое время золотой осени и очень скоро  гаснет.

 

Обратимся к заданию 5 на рабочем листе. Какую из схем можно соотнести с текстом Ф.Абрамова?

— Что отражает схема? Какой вывод можно сделать?

 

 

 

 

 

 

 

— Определите стиль текста? Тип речи?

 

 

 

С помощью каких слов рисует картину осени Абрамов? Как называются такие слова, употребленные в переносном значении? Найдем их. 

Для этого выполним задание 6: найдите в миниатюре Абрамова эпитеты и метафоры, выпишите их на листики березы и осины.

 

— Зачем автор использует эти метафоры, эпитеты? 

 

 

Промежуточный вывод учителя. Употребление слов в переносном значении делает речь яркой, образной.

 

— А теперь давайте проверим наши знания. Работать вы будете в парах.  Мы выполним задание 7 на рабочем листе.

Восстановите предложения, вставив в них пропущенные слова.

1…………………… текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. 2……………………………………  –  самое главное, что хотел сказать автор. 3. Текст – это ……………………….предложений, связанных по смыслу и грамматически. 4. К тексту можно подобрать разные ……………………………… 5. В тексте может быть несколько ……………………………………………..

6. ……………………………………………- это слова, которые помогают лучше понять текст, запомнить его и пересказать самое главное.

7. ……………………………….  связь  в  тексте обязательна.

Итог  урока и домашнее задание.

УТ — Сегодня на уроке вы познакомились с   техникой  декупажа и выполнили декупаж на тканевой салфетке. Дома вы должны выполнить задание на рабочем листе.

Домашнее задание по технологии:

Тест. Выберите и подчеркните правильный ответ.

1.Как переводится слово «декупаж»?

а. вырезать    б. приклеивать    в. рисовать

2. Где впервые появился декупаж?

а. Германия   б. Китай   в. Франция

3.С какой техникой  декоративно-прикладного искусства можно сравнить декупаж?

а. аппликация   б. вышивка   в. роспись

4. Какие предметы можно украсить техникой декупаж?

а. любые   б. только специальные

5. Кто из известных художников использовал в своём творчестве технику декупаж?

а. Казимир Малевич   б. Анри Матисс   в. Пабло Пикассо

2. Найти ответ на вопрос: «Когда техника декупажа появилась в России?»

 

УР — Сегодня на уроке мы обращались к текстам Ф.Абрамова об осени. За окном это же время года. Вот поэтому дома я вам и предлагаю создать свой текст, учитывая все его признаки. Свой текст озаглавьте.

— Создать текст в художественном стиле, тип – описание. (Например, «Мелодия осеннего леса»).

 — Создать текст в художественном стиле, тип – повествование. (Например, «Прогулка в осеннем лесу»).

 

 

Салфетка стала красивее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст рассказывает об осени, о том, как меняют свой цвет деревья, кусты, капуста.

 

— Красная строка, отступ в начале строки. Абзац — часть текста между двумя отступами.

 

— Абрамов в начале текста рассказывает о деревьях. Это 1 абзац. Во 2 части текста он говорит о кустарниках. В 3 части повествует о кочанах капусты, а в 4 – о березняке. Микротема – это часть текста, в котором повествуется о чем-то.

 

— Это слова, рисующие цвет осенних деревьев, кустов, кочанов капусты.

 

— Желтый цвет, его оттенки, красный цвет, его оттенки.

 

-Эти слова пишутся через дефис, так как обозначают цвет.

 

 

 

 

 

 

 

— Вторую схему.

 

— На схеме изображено, как могут быть связаны  предложения в тексте. 1 схема – цепная связь, 2-ая – параллельная. Предложения в тексте «Осень» соединены параллельной связью. Все предложения текста раскрывает смысл названия текста.

 

-Художественный стиль, тип речи — описание, так как Абрамов словами описывает картину осенней природы.

 

Изобразительные средства. Это эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

Ученики выписывают эпитеты и метафоры, называют их.

 

Абрамов помогает услышать, увидеть и почувствовать краски осени.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики выполняют задание. Проверяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Рефлексия.

УР — И вот прозвенел звонок с урока. Мы хотим, чтобы вы оценили наш урок.

УТ — У доски вы видите осенние листочки. Перед выходом из кабинета возьмите один из них и прикрепите к нашей выставке.

Если урок был интересным, то выберите красный,

если урок был для вас полезным, пусть ваш листочек будет жёлтым, а если на уроке было что-то не так, выберите зелёный листок.

УР- Спасибо за урок! До новой встречи!

 

 

 

Психологическая оценка урока учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист к уроку

                                                                                                                              

Тридцатое сентября.

Классная работа.

Мотивы осени 

1.Отметьте неверные высказывания.

  1. Текст состоит из предложений.
  2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3.Все предложения в тексте имеют границы.

4.Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

5.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

6.Текст можно разделить на части.

7.Каждая часть текста записывается с красной строки. 

  1. Рябина

Красная  рябина   ц…рица   …сеннего леса.

З… леная поляна и красные зар…сли рябины на ней. Как народные вышивки. Как невесты на  б…седе.

Красные, изнывающие  под  тяжест…ю  яго… рябины  кА к малявинские  девки. Малявинский  разгул  рябин.

 

 

  1. _____________________________________________________________________________________

 

  1. __________________

Брусничным соком стала наливаться листва черемухи.  Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок [… ]  Красные сосны, прошитые лимонными березами. Лимонно  (солнечные)  кустарники. [… ]   Поле капустное. Иссиня ( морозные)  кочаны. Желтый березняк, густо расшитый красной рябиной.

  1. Восстановите предложения, вставив в них пропущенные слова.

1…………………… текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. 2……………………………………  – самое главное, что хотел сказать автор. 3. Текст – это ………………………. предложений, связанных по смыслу и грамматически. 4. К тексту можно подобрать разные ……………………………… 5. В тексте может быть несколько ……………………………………………..

  1. ……………………………………………- это слова, которые помогают лучше понять текст, запомнить его и пересказать самое главное.
  2. ………………………………. связь в тексте обязательна.

 

  1. Домашнее задание.

1) Домашнее задание по русскому языку. Выберите одно из заданий. Создайте свой текст, учитывая все его признаки. Свой текст озаглавьте.

1) Создать текст в художественном стиле, тип – повествование (Например, «Прогулка в осеннем лесу»).

2) Создать текст в художественном стиле, тип – описание (Например, «Мелодия осеннего леса»).

2)  Домашнее задание по технологии.

Тест. Выберите и подчеркните правильный ответ.

1.Как переводится слово «декупаж»?

а. вырезать    б. приклеивать    в. рисовать

  1. Где впервые появился декупаж?

а. Германия   б. Китай   в. Франция

3.С какой техникой  декоративно-прикладного искусства можно сравнить декупаж?

а. аппликация   б. вышивка   в. роспись

  1. Какие предметы можно украсить техникой декупаж?

 а. любые   б. только специальные

  1. Кто из известных художников использовал в своём творчестве технику декупаж?

а. Казимир Малевич   б. Анри Матисс   в. Пабло Пикассо

  1. Найти ответ на вопрос: «Когда техника декупажа появилась в России?»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.