Страницы меню навигации

Литературная гостиная

Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Северодвинская школа-интернат» 

Литературная гостиная
«Поморские посиделки «Не любо – не слушай!»

Выполнили:

Кобзева Елена Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории;

Кокоулина Елена Николаевна,
учитель технологии
первой квалификационной категории;

Ларина Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории;

г. Северодвинск, 2015 г. 

Литературная гостиная
«Поморские посиделки  «Не любо – не слушай»

Цель: 

формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями  русского Севера.

Задачи:

— расширять читательский кругозор обучающихся;

— обогащать духовный мир детей; создавая условия для проявления творческой активности;

— воспитывать любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

Оформление:

  • Помещение оформлено под деревенскую северную избу, обязательный атрибут – русская печь. Стол накрыт узорчатой скатертью, на столе – самовар, чашки с блюдцами, пироги. Участники выступления одеты в народные северные костюмы.
  • Компьютер, мультимедиапроектор.
  • Презентация.

Сценарий 

  • На экране – отрывок из м/ф «Морожены песни» (3.34 – 4.32)
  • Ведущая 1: — Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на посиделки.

Гостям рады, что пришли,

Для нас времечко нашли!

Будут здесь у нас забавы –

Представление на славу. 

Ведущая 2:

— Мы потешить вас спешим,

Может быть, и рассмешим.

И вернемся, как во сне,

К нашей русской старине!

Ведущая 1: — Это присказка читается,

Ведущая 2: — Сказка только начинается!

  • Ведущая 2: — Дорогие ребята, гости! Сегодня речь у нас пойдет о русской старине, о том, как жили – не тужили наши деды. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

Ведущая 1:

— Огонёк души не тухнет,

Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!

  • Входит хозяйка:

— Ух, устала, уморилась (ставит ухват, поправляет платок, фартук). — Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? От души накормить гостей! То – то! Стряпалась. Ведь к нам на посиделки славные ребята пожаловали: бывалые, умные, а главное – старину любят. Любите?

Все: — Любим.

  • На экране – отрывок из м/ф «Смех и горе у Бела моря» (1.50 – 2.59)
  • Ведущая 1: — На российском крайнем Севере, у побережья Белого моря, живут поморы. Жить на севере было непросто, особенно холодной зимой, и сложился здесь особый жизненный уклад и особый поморский характер — сдержанный, немногословный, неторопливый. И кухня поморская очень простая, но сытная. Готовить старались то, что было полезно для здоровья, давало силы. И сегодня мы вспомним традиции и рецепты поморской кухни. А поможет нам в этом наш земляк, сказочник Степан Писахов.
  • Стук в дверь. Входит купчиха.

— Ох, устала я, пока до вас добиралась!

— Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Угощусь я чаем сладким,

Что едала, расскажу.

Хозяйка: — Наша толстая Федора наедается не скоро. А расскажи-ка, дорогая гостьюшка, как ты пост соблюдаешь?

Купчиха: — Соблюдаю исправно.

Хозяйка: — А расскажи, как.

Купчиха: — Ну слушайте:

… как пост настал, ну, тут я постничать стала.             Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чай-то нельзя, потому — пост. Дак я кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять и заедала всё черными сухариками.             Пока кипяточек пила, и завтрак поспел, съела я капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым.             Потом обедать пришла пора. Обед весь постный-постный! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя: квасной, гороховой, малиновой. Заела все вареной черникой с изюмом.             А время идет да идет. И  паужне черед пришел. Вздохнула я, да ничего не поделать — постничать надо! Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.              Ученик 1: — Да уж, ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат. 8)    Купчиха: — Вот и ужну подали. Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять. Легла я спать и глянула в угол, а там лешш, глянула в другой, а там лешш! Глянула к двери — и там лешш! Из-под кровати лешши, кругом лешши! И хвостами помахивают. Со страху я закричала.             Прибежала кухарка, дала пирога с горохом — мне и полегчало.  [Ст. Писахов. «Как купчиха постничала»].       9) Выходит Хозяйка «с пирогами:

— Да-да, а потом пришёл доктор – посмотрел, послушал и сказал: «Первый раз вижу, что до белой горячки объелась!»

Угощайтесь, гости дорогие. Как говорил  Степан Писахов: «Река нам рыбу дарила, а дареным мы не торгуем, а угостить хорошего человека всегда рады». (Ставит на стол треску с картошкой).

Ученик 2: — А ведь любили  наши предки рыбой полакомиться, а особенно треску уважали. Недаром их прозвали трескоедами.

Ученик 3: — Да, «Трещочки не поешь — не пообедаешь…»            Ученик 4: — А мой дед сказывал, что «Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают». [Ст. Писахов. «Не любо – не слушай»].              Ученик 5: — «А котора рыба побойче — выпотрошится да в пирог завернется. Семга да палтусина ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают». [Ст. Писахов. «Не любо – не слушай»].             Хозяюшка (с дровами): — Да уж, русская печка – главная в доме. Это деревенская кормилица. Она и отапливает жилье, и пищу в ней готовят, выпекают хлеб, сушат одежду, продукты. В ней даже мылись. А пироги из русской печки ни с чем не сравнишь.            Ученик 6: — И то правда! По праздникам уж обязательно в каждом доме делались пироги. Особенно хороши были «рыбники». Они делались из любой рыбы.             Ученик 1: — «Перед теткой Бутеней пироги понаставлены: пирог с треской, пирог с палтусиной, пирог с шепталой, пирог с морошкой и всяческо друго печенье и варенье». [Ст. Писахов. «Зажигалка»].

  • Хозяюшка: — А кто знает, сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки – мастерицы? (не менее 50-ти).

 — А вот мы сейчас наших гостей и проверим: все ли толк в пирогах знают?(викторина)— Пирог с запечённой в тесте черникой? (ягодник)— Пирог из гороховой муки? (гороховик)— Пирог с грибами? (губник)— Маленький пирожок четырёхугольной формы, из середины которого через отверстие виднеется  мелкая рыбёшка (кулебяка)— Пирог с запечённой крупной рыбой (рыбник)—  Пирожок, который замешивался из пшеничной муки  (пшеничник)— Пирожок, политый сверху разведённой на молоке картошкой и сметаной (калитка)— Что такое пирог с шепталой? (с курагой) 

 Ученик 2: А помнишь, Сеня Малина сказывал, как наши мужики как-то акулу поймали? И «Сало той акулы страсть како скусно было. Мы из того сала колобы пекли,  и таки ли сытны колобы, что мы стали впрок наедаться. И так ведь было: колоб съешь — два месяца сыт»! [Ст. Писахов. «С промыслом мимо чиновников»]. 

11) Хозяюшка:  — Угощайтесь, гости дорогие! «Ну, и урожай был на моем огороде! Столько назрело да выросло, что из огорода выперло. Которо в поле, то ничего, а одна репина на дорогу выбоченилась — ни проехать ни пройти. А капуста выросла така, что я одним листом дом от дождя закрывала». [Ст. Писахов. «Летно пиво»].

— А кто из гостей наших знает, какой овощ в старину парили в печке и называли «вторым хлебом»? (Репа).

             Ученик 3: — Репа и редька водились в изобилии с незапамятных времен. Если репу мелко порезать и высушить на противне, получалась вяленица, вместо конфет детворе. С репой пекли пироги, называя их сиченниками или курниками.             Ученик 4: — Из репы варили «репню» — густую похлебку.             Ученик 5: — Да что репа? Вот Сеня Малина рассказывал, что у него из-за редьки одно лето одни страдания вышли. А давайте его послушаем.             На экране – отрывок из м/ф «Смех и горе у Бела моря» (3.05 – 4.13)                        Сеня Малина: —  Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать — редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее есть. Ели редьку кусками, редьку ломтями, редьку с солью, редьку голью, редьку с квасом, редьку с маслом, редьку мочену, редьку сушену, редьку с хлебом, редьку терту, редьку маком, редьку так! Из редьки кисель варили. С редькой чай пили. А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели и так заболели, что свету невзвидел! По людскому совету на стену лез, вызнялся до второго етажа, в горнице по полу катался. Не помогло. Побежал к железной дороге, на станцию. Поезд стоял. Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Хотел привязаться к последнему вагону, да там кондуктор стоял. Вот поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел. Поезд шибче, я — бегом. Поезд полным ходом. Я упал да за землю ухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало! Покеда бегал да вагоны толкал, — зубна боль у меня из ума выпала, зубы и болеть перестали.  [Ст. Писахов. «Сахарна редька»].             Хозяйка: — Стоп, стоп, таку сказку можно несколько лет слушать. А давайте отдохнём и частушки пропоём. (Звучат частушки в исполнении учеников)

Ученики:

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки,

Так споём же под чаёк

Чайные частушки.

 

Самовар блестит, кипя,

Чай в нём так и пенится!

Погляди-ка на себя-

Ну и отраженьице!

 

В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям

Если в чае есть чаинки,

Значит письма пишут вам!

 

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

 

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

 Ученик 6:

—  Позабавилась душа:

Эх, частушка хороша! 

  • Ученик 1: — Поморы говорят: «Где есть чай – там под елью рай», «Чай пьешь – до ста лет проживешь», «Выпей чайку – забудешь тоску».

Ученик 2: — Главное в поморском чаепитии – это  душевность, веселье, покой и радость. Чай согревает не только тело, но и душу.

Ученик 3: 

— На Руси — один зарок,

Кроме всякой пищи:

Утром — чай, в обед — чаек,

Вечером — чаище.»

Хозяюшка : 

— Выпивая чашку чая,

я обычно не скучаю…

Потому что никогда

Я не пью его одна.

  • Исполняется танец под музыку «Северная плясовая»

14) Ученица 4, ученица 5 инсценируют сказку «Подруженьки»:

Обе подруженьки страсть как любили чай пить. Это для них разлюбезно дело. Пили чай всегда вместе и всяка по-своему. На стол два самовара подымали. Одной надо, чтобы самовар все время кипел-разговаривал.

— Терпеть не могу из молчашшого самовара чай пить, буди с сердитым сидеть!

Друга, как самовар закипит, его той же минутой крышкой прихлопнет:

— Перекипела вода, вкус терят, с аппетиту сбиват!

Чай пили — одна вприкуску, друга внакладку. Одной надо, чтобы чашечка была с цветочком: хошь маленькой, хошь с одной стороны, а чтобы был цветочек. «Коли есть цветочек, я буди в саду сижу!»

Другой надо чашечку с золотом: пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, — значит, чашечка нарядна!

Одна пила с блюдечка: на растопыренных пальчиках его держит и с краю выфыркиват, да так тонкозвучно, буди птичка поет.

Друга чашечку за ручку двумя пальчиками поддерживат над блюдечком и чаем булькат.

Пьют в полном молчании, от удовольствия улыбаются, маленькими поклонами колышутся.

  • Ученики декламируют под мелодию «Славянская народная песня»:

Ученик 6:

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки.
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.

Ученик 1:

Дни общения – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады люди как-никак.

Ученик 2:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Ученик 3:

Не погаснет, не потухнет

На холмах семи ветров

Мастерство российской кухни,
Слава русских поваров!

Ученик 4:

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.

Ученик 5:

Посиделки, вечеринки

Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси. 

Ученик 6:

Жизнь такая – не иная,
Не заморская – чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

  • Этап рефлексии «Волшебный горшочек»

Хозяйка: 

— Хорошо посидели? А теперь мы раздадим вам по волшебному колобку, а вы выразите своё отношение к нашим посиделкам одним словом и запишите его на пирожке.

(Хозяйки зачитывают несколько отзывов, в произвольном порядке доставая их из горшочка). 

Хозяйка: 

А за слова ваши ласковые да пожелания приветливые угощаем вас ягодниками поморскими, пейте чаёк да нас добрым словом вспоминайте.

 

 

Частушки

Северная плясовая

Славянская народная песня

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.