Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению
Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить
К. Д. Ушинский
Попова Екатерина Александровна,
учитель математики
ГБОУ АО“Северодвинская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей”
Что же такое мотивация?
Мотив(от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.
Значение мотивации:
- Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
- Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
- Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:
- во-первых,она определяется образовательным учреждением;
- во-вторых,организацией образовательного процесса;
- в-третьих,особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
- в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
- в-пятых, спецификой учебного предмета.
Мотивационная сфера учения:мотив, смысл, эмоциональный настрой, интерес, цель.
Формирование мотивации учения
Смысл учения. Мотив учения.
- Учёт возрастных особенностей школьников.
- Создание ситуации успеха.
- Вера учителя в возможности ученика.
- Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Постановка целей
- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
- Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Эмоции
- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
- Эмоциональная речь учителя.
- Применение поощрения или порицания.
- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
- Использование игровых технологий.
Интерес
- Использование нестандартных ситуаций.
- Нестандартная форма проведения уроков.
- Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.
- Использование познавательных и дидактических технологий.
Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.
Типы отношения к учению:положительное, безразличное, отрицательное.
Страшная это опасность – безделье за партой;безделье шесть часов ежедневно,
безделье месяцы и годы. Это развращает.В.А.Сухомлинский
Признаки положительного отношения:
- Активность учеников в учебном процессе
- Умение ставить перспективные цели
- Умение отстаивать свое мнение
- Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
- Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
- Поиск нестандартных способов решения учебных задач
Признаки отрицательного отношения:
- Бедность и узость мотивов
- Слабая нацеленность на оценку
- Неумение ставить цели, преодолевать трудности
- Слабая заинтересованность в успехах
- Отрицательное отношение к школе, учителям
Безразличное отношение
Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Причина спада школьной мотивации:
- У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
- Отношение ученика к учителю.
- Отношение учителя к ученику.
- Личная значимость предмета.
- Умственное развитие ученика.
- Продуктивность учебной деятельности.
- Непонимание цели учения.
- Страх перед школой.
- Нарушение режима дня.
Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:
— неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
— неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;
— не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
— особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).
Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:
— низкий уровень знаний;
— реже – не сложившиеся отношения с классом;
— несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;
— в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие.
Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся:
— создание на уроке ситуации успеха для учащихся;
— демонстрация достижений учащегося;
— интересность урока, его значимость, прозрачность;
— создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
— создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;
— использование положительного подкрепления (похвала),
— использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;
— связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;
— справедливое оценивание;посильные трудности;
— игровые моменты.
Фронтальная работа |
Групповая работа
Индивидуальная работа
Принцип новизны
Принцип наглядности
Метод аналогии
Метод сравнения
Историческая справка
Принцип доступности
Связь с другими предметами
Связь с жизнью
Самостоятельные и контрольные работы
Игровой прием
Прием сотрудничества, взаимопомощи
Тест
Работа в парах
Консультанты
Дополнительные задания
Карточки-задания
Работа с учебником
Тест
Совместная работа
“Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться”
Сухомлинский В.А.
Конспект
ФИО: Попова Екатерина Александровна
Должность: учитель математики
Место работы: ГБОУ АО “Северодвинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
Тема урока по геометрии в 11 классе: “Площадь поверхности конуса”
Цель урока: закрепить знание формул площадей боковой и полной поверхности конуса.
Задачи:
обучающая – научить применять формулы в жизненной ситуации (кейс-технология);
развивающая – развивать учебно-информационные компетенции (умение работать с текстом, анализировать, критически мыслить);
воспитательная – развивать социальные компетенции (умение работать в группе, принимать коллективные решения, коммуникативные навыки).
Тип урока: повторение.
Формы работы учащихся: совместно с учителем, групповая, устная, письменная.
Метод: кейс-технология.
Вид кейс-технологии: мультимедийный, печатный.
Тип кейса: обучающий.
Этапы работы учеников: 1 – знакомство с ситуацией, 2 – выделение проблемы, 3 – предложение решения, 4 – анализ последствий принятия того или иного решения, 5 – решение.
Ход урока.
Вы часто на уроках геометрии задаёте вопрос: “Зачем нам это нужно?”. Давайте посмотрим на примерах, где и как мы встречаем конус. Это сигнальные конуса, ракушки конусовидной формы, королевские кусты имеют форму конуса. Но сегодня мы рассмотрим жизненную задачку: на родительском собрании в детском саду родителям было предложено сделать детям на новогодний утренник головные уборы – колпачки гномиков. Ваши действия?.. Можно измерить обхват головы ребенка и определить высоту колпачка. Например, h = 30 cм, С = 48 см.
Презентация – конечный слайд (в презентации ячейки таблицы заполняются последовательно, по щелчку):
№ | ПАРАМЕТРЫ | ФОРМУЛЫ | ЧИСЛА | ВЫЧИСЛЕНИЯ |
1 | Высота конуса — h | 30 | ||
2 | Длина окр-ти — С | С = 2πr | 48 | |
3 | Радиус окр-ти — r | 8 | r = С :2π ≈ 48 : 6 ≈ 8 | |
4 | Образующая — l | 31 | l= =31 | |
5 | S бок поверхности | S = πrl | 744 | S = 3•8•31=744 |
6 | S пол поверхности | S = πrl + | 936 | S = 744 + 3•64=936 |
7 | S осевого сечения | S = | 240 | S = 30•8=240 |
8 | Угол м/д образующей
и осью — ∠α |
sinα =
cosα = tgα = |
15 ̊ | tgα = = ≈ 0,2667 |
9 | Угол развёртки — ∠β | β = 360r : l | 93 ̊ | β = 360•8:31≈ 93 ̊ |
Задачи для самостоятельной работы в группах.
Предусмотрены задачи трех типов, по 4 варианта в каждом, по аналогии и на новую ситуацию. Подчёркнутые числа даны, остальные нужно найти.
R | 3 | 4 | 5 | 8 | 20 | 10 | 30 | 15 |
H | 4 | 3 | 12 | 15 | 20 | 10 | 30 | 15 |
L | 5 | 5 | 13 | 17 | 40 | 20 | 60 | 30 |
C | 18 | 24 | 30 | 48 | 120 | 60 | 180 | 90 |
S бп | 45 | 60 | 195 | 408 | 2400 | 600 | 5400 | 1350 |
S пп | 72 | 108 | 270 | 600 | 3600 | 900 | 8100 | 2025 |
S сеч | 12 | 12 | 60 | 120 | 400 | 100 | 900 | 225 |
Α | 37 ̊ | 53 ̊ | 22 ̊ | 28 ̊ | 30 ̊ | 30 ̊ | 30 ̊ | 30 ̊ |
Β | 216 ̊ | 288 ̊ | 139 ̊ | 169 ̊ | 180 ̊ | 180 ̊ | 180 ̊ | 180 ̊ |
R | 20 | 10 | 15 | 25 |
H | 40 | 20 | 30 | 50 |
L | 60 | 30 | 45 | 75 |
C | 120 | 60 | 90 | 150 |
S бп | 3600 | 900 | 2025 | 5625 |
S пп | 4800 | 1200 | 2700 | 7500 |
S сеч | 800 | 200 | 450 | 1250 |
Α | 19 ̊ | 19 ̊ | 19 ̊ | 19 ̊ |
Β | 120 ̊ | 120 ̊ | 120 ̊ | 120 ̊ |
Рефлексия:
Чтобы подвести итог урока, сделать выводы, что удалось или не удалось прошу закончить предложения на листах.
— Было интересно, потому что..
— Я бы хотела похвалить (поругать) себя за то, что…
— Урок я бы оценила на…
Итог урока: сегодня мы закрепили знания…, повторили …, получилось…, не получилось…
Домашнее задание. №565, №560 (в), №570
Литература: Атанасян Л.С. “Геометрия 10-11” – М.: Просвещение, 2010