Страницы меню навигации

cтаршего методиста ЦАПР АО ИОО

Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению

Работа с детьми со слабой мотивацией к обучению

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению

знаниями. Приохотить ребенка к

учению гораздо более достойная

задача, чем приневолить

К. Д. Ушинский

Попова Екатерина Александровна,

учитель математики

ГБОУ АО“Северодвинская школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей”

Что же такое мотивация?

Мотив(от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация — это общее название для процессов, методов и средств   побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.

Значение мотивации:

  • Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
  • Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых
  • Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
  • Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: 

  • во-первых,она определяется образовательным учреждением;
  • во-вторых,организацией образовательного процесса; 
  • в-третьих,особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); 
  • в-четвертых, особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;  
  • в-пятых, спецификой учебного предмета. 

Мотивационная сфера учения:мотив, смысл, эмоциональный настрой, интерес, цель.

Формирование мотивации учения

Смысл учения. Мотив учения.

  • Учёт возрастных особенностей школьников.
  • Создание ситуации успеха.
  • Вера учителя в возможности ученика.
  • Формирование адекватной самооценки у учащихся.

Постановка целей

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
  • Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Эмоции

  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
  • Эмоциональная речь учителя.
  • Применение поощрения или порицания.
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
  • Использование игровых технологий.

Интерес

  • Использование нестандартных ситуаций.
  • Нестандартная форма проведения уроков.
  • Использование коллективных и групповых форм организации  учебной деятельности.
  • Использование познавательных и дидактических технологий.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения. 

Типы отношения к учению:положительное, безразличное, отрицательное.

Страшная это опасность – безделье за партой;безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы. Это развращает.В.А.Сухомлинский

Признаки положительного отношения:

  • Активность учеников в учебном процессе
  • Умение ставить перспективные цели
  • Умение отстаивать свое мнение
  • Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности
  • Умение преодолевать трудности на пути достижения цели
  • Поиск нестандартных способов решения учебных задач

Признаки отрицательного отношения:

  • Бедность и узость мотивов
  • Слабая нацеленность на оценку
  • Неумение ставить цели, преодолевать трудности
  • Слабая заинтересованность в успехах
  • Отрицательное отношение к школе, учителям

Безразличное отношение

Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

Снижение положительной мотивации школьников — проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

Причина спада школьной мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
  2. Отношение ученика к учителю.
  3. Отношение учителя к ученику.
  4. Личная значимость предмета.
  5. Умственное развитие ученика.
  6. Продуктивность учебной деятельности.
  7. Непонимание цели учения.
  8. Страх перед школой.  
  9. Нарушение режима дня. 

Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:

— неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;

— неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом;

— не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;

— особенности личности учителя (не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:

— низкий уровень знаний;

— реже – не сложившиеся отношения с классом;

— несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

— в единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие. 

Пути (условия) развития и повышения мотивации учения учащихся: 

— создание на уроке ситуации успеха для учащихся;

— демонстрация достижений учащегося;

— интересность урока, его значимость, прозрачность;

— создание нестандартных ситуаций на уроке, применение нетрадиционных методов и форм организации урока;

— создание комфортной атмосферы, обстановки доверия;

— использование положительного подкрепления (похвала),

— использование отрицательного подкрепления (дополнительные занятия), в крайних случаях – наказания;

— связь учебного материала с жизнью, с историей вопроса;

— справедливое оценивание;посильные трудности;

— игровые моменты. 

Фронтальная работа

 Групповая работа

 Индивидуальная работа

 Принцип новизны

Принцип наглядности

Метод аналогии

Метод сравнения

Историческая справка

Принцип доступности

Связь с другими предметами

Связь с жизнью

Самостоятельные и контрольные работы

 Игровой прием

Прием сотрудничества, взаимопомощи

Тест

Работа в парах

Консультанты

 Дополнительные задания

Карточки-задания

Работа с учебником

Тест

Совместная работа

 

“Все наши замыслы, все поиски

 и построения превращаются в прах,

 если у ученика нет желания учиться”

 Сухомлинский В.А.

Конспект

ФИО: Попова Екатерина Александровна

Должность: учитель математики

Место работы: ГБОУ АО “Северодвинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

 

Тема урока по геометрии в 11 классе: “Площадь поверхности конуса”

Цель урока: закрепить знание формул площадей боковой и полной поверхности конуса.

Задачи:

обучающая – научить применять формулы в жизненной ситуации (кейс-технология);

развивающая – развивать учебно-информационные компетенции (умение работать с текстом, анализировать, критически мыслить);

воспитательная – развивать социальные компетенции (умение работать в группе, принимать коллективные решения, коммуникативные навыки).

Тип урока: повторение.

Формы работы учащихся: совместно с учителем, групповая, устная, письменная.

Метод: кейс-технология.

Вид кейс-технологии: мультимедийный, печатный.

Тип кейса: обучающий.

Этапы работы учеников: 1 – знакомство с ситуацией, 2 – выделение проблемы, 3 – предложение решения, 4 – анализ последствий принятия того или иного решения, 5 – решение.

Ход урока.

Вы часто на уроках геометрии задаёте вопрос: “Зачем нам это нужно?”. Давайте посмотрим на примерах, где и как мы встречаем конус. Это сигнальные конуса, ракушки конусовидной формы, королевские кусты имеют форму конуса. Но сегодня мы рассмотрим жизненную задачку: на родительском собрании в детском саду родителям было предложено сделать детям на новогодний утренник головные уборы – колпачки гномиков. Ваши действия?.. Можно измерить обхват головы ребенка и определить высоту колпачка. Например, h = 30 cм, С = 48 см.

Презентация – конечный слайд (в презентации ячейки таблицы заполняются последовательно, по щелчку):

ПАРАМЕТРЫ ФОРМУЛЫ ЧИСЛА ВЫЧИСЛЕНИЯ
1 Высота конуса — h 30
2 Длина окр-ти —  С С = 2πr 48
3 Радиус окр-ти — r 8 r = С :2π ≈ 48 : 6 ≈ 8
4 Образующая — l 31 l= =31
5 S бок поверхности S = πrl 744 S = 3•8•31=744
6 S пол поверхности S = πrl + 936 S = 744 + 3•64=936
7 S осевого сечения S = 240 S = 30•8=240
8 Угол м/д образующей

и осью — ∠α

sinα =

cosα =

tgα =

15 ̊ tgα =  =  ≈ 0,2667
9 Угол развёртки — ∠β β = 360r : l 93 ̊ β = 360•8:31≈ 93 ̊

 Задачи для самостоятельной работы в группах.

Предусмотрены задачи трех типов, по 4 варианта в каждом, по аналогии и на новую ситуацию. Подчёркнутые числа даны, остальные нужно найти.

R 3 4 5 8 20 10 30 15
H 4 3 12 15 20 10 30 15
L 5 5 13 17 40 20 60 30
C 18 24 30 48 120 60 180 90
S бп 45 60 195 408 2400 600 5400 1350
S пп 72 108 270 600 3600 900 8100 2025
S сеч 12 12 60 120 400 100 900 225
Α 37  ̊ 53  ̊ 22  ̊ 28  ̊ 30  ̊ 30  ̊ 30  ̊ 30  ̊
Β 216  ̊ 288  ̊ 139  ̊ 169  ̊ 180  ̊ 180  ̊ 180  ̊ 180  ̊

 

R 20 10 15 25
H 40 20 30 50
L 60 30 45 75
C 120 60 90 150
S бп 3600 900 2025 5625
S пп 4800 1200 2700 7500
S сеч 800 200 450 1250
Α 19  ̊ 19  ̊ 19  ̊ 19  ̊
Β 120  ̊ 120  ̊ 120  ̊ 120  ̊

Рефлексия:

Чтобы подвести итог урока, сделать выводы, что удалось или не удалось прошу закончить предложения на листах.

— Было интересно, потому что..

— Я бы хотела похвалить (поругать) себя за то, что…

— Урок я бы оценила на…

 Итог урока: сегодня мы закрепили знания…, повторили …, получилось…, не получилось…

Домашнее задание. №565,   №560 (в),   №570

Литература: Атанасян Л.С. “Геометрия 10-11” – М.: Просвещение, 2010

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.