Страницы меню навигации

К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РФ

УДК 371. 134

К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РФ

Веревкина Надежда Владимировна,

 ст. методист центра аттестации педагогических работников

ГАОУ ДПО «АО ИОО»,

Россия, г. Архангельск

amk-ippk@yandex.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются направления деятельности методического сопровождения аттестации педагогических работников в  образовательных организациях в контексте реализации национального проекта «Образование».

Abstract. The article describes the directions of the methodological support of teachers’ certification in the educational institutions in the context of implementation of the national project «Education» («Obrazovanie»).

Ключевые слова: образование; аттестация педагогических работников; методическое сопровождение; национальный проект.

Keywords: education; certification of teaching staff; methodological support; national project.

Осуществляемый порядок аттестации обеспечивает не только организацию контроля за полнотой набора, содержанием представляемых  документов аттестуемым, администрацией образовательной организации, но и комплексную оценку реальных результатов профессиональной деятельности педагогического работника, его профессионального потенциала, поэтому содержание деятельности методических служб в образовательных организациях определяется социальным заказом согласно актуальной нормативно — правовой базе и в соответствии с принципами национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ. Следует отметить, что методическая служба в каждой образовательной организации функционирует и  должна включать в себя методический, консультационный, прогностический, мониторинговый и другие направления деятельности. Однако экспертиза документов по итогам всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника (экспертных заключений и комментариев к ним), выполнения рекомендаций по итогам аттестации педагогических работников, беседа с руководителями и членами экспертных групп, аттестуемыми показали, что эта работа недостаточно осуществляется с молодыми педагогами, педагогическими работниками, иногда имеющими завышенную или заниженную самооценку, в образовательной организации не проводится индивидуальная работа с ними, то есть в практике эта работа в образовательной организации иногда является недостаточной. В образовательной организации должны предлагать педагогическому работнику, молодому педагогу такие направления деятельности, которые бы были эффективны не только в подготовке к предстоящей аттестации, но и в организации деятельности по развитию профессиональных компетенций педагога на протяжении всей жизни и как необходимое условие для дальнейшей работы в образовательной сфере; информационно-аналитический материал также позволит руководителям образовательных организаций осуществить анализ эффективности управления аттестацией, соотнести уровень профессиональной компетентности педагогических работников с качеством образования.

Считаем, что возможно создать необходимые условия в образовательной организации для успешного осуществления аттестации, вести методическое сопровождение. Методическое сопровождение педагогического работника будет более эффективно, если оно включает такие методы, как диагностические, прогностические, проектировочные, стимулирующие, позволяющие провести оценку предметных и методических компетенций педагогического работника, обеспечивающего результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ [1].

В ходе мотивационно-целевой деятельности в образовательной организации выявляют потенциальные возможности педагогического работника, систематизируют методическую работу по предоставлению возможности оценки предметных и методических компетенций, созданию условий по прохождению аттестации, организуют курсовую подготовку повышения квалификации педагогов, осуществляют поддержку престижа педагога, создают коллектив единомышленников, оказывают психологическую поддержку аттестующимся [2].

В ходе планово-прогностической деятельности в образовательной организации составляют планы методических объединений на учебный год по включению вопросов оказания методической помощи аттестующимся, проведении диагностики профессиональной деятельности начинающих педагогов, педагогических чтений, презентации проектов, уроков (занятий), методических декад, конкурсов профессиональной деятельности, тематических консультаций по совершенствованию технологий, методик и инструментария процедур оценки предметных и методических компетенций, разработке индивидуальной программы прохождения тестирования: цифровые компетенции педагога, компетенции современного успешного учителя, компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников, работа с трудным.

В ходе организационно-содержательной деятельности методист, заместитель директора по УВР осуществляют подбор различных методических разработок по апробации подходов и инструментария оценки предметных и методических компетенций педагогических работников по вопросам аттестации, систематизации папки достижений.

В ходе контрольно-диагностической деятельности методист, заместитель директора по УВР проводят анализ результатов педагогической диагностики уровня усвоения государственных стандартов, образовательно-воспитательных планов педагогов, мониторинга его профессиональной деятельности. Работа методической службы учреждения должна быть построена на основе  запросов каждого педагога, анализа организации образовательного процесса, с участием его в семинарах, методических объединениях, конкурсах профессионального мастерства и т.д. Отметим, что важное место в процессе методического сопровождения педагогов в процессе их аттестации отводится повышению квалификации через формирование базы данных кадрового состава, контролем прохождения курсовой подготовки педагогическими работниками, определением необходимости повышения квалификации каждого педагога, т.к. чем выше уровень развития педагога с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, способностей и мотивов к педагогической деятельности, тем эффективнее и результативнее будет деятельность учреждения образования. Основной групповой формой методической работы является деятельность методического объединения, которое вносит значительный вклад в решение задач по совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива образовательной организации. Методические объединения в соответствии со своим статусом работают над конкретной задачей и строят свою работу по разработанному плану, анализируют и прогнозируют свою деятельность с учетом актуальных проблем образовательной организации. Эта работа имеет практическую направленность: наряду с докладами, сообщениями, открытыми уроками и внеклассными мероприятиями используются такие формы работы, как мастер-класс, семинар-практикум, деловая игра, дискуссия, заседания круглого стола. Результаты проведённых мероприятий находят своё отражение в образовательном процессе. Позволяют повысить качество проведения современного урока (занятия) тематические педсоветы. Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта, получение индивидуальной образовательной траектории непрерывного повышения квалификации, оценка своих компетенций.

Существенную роль в подготовке педагогического работника к предстоящей аттестации  по новой методике играют педагогические подходы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, ситуативный. Непременным условием эффективности сопровождения аттестации педагогических работников является ее системность. Системный подход предполагает обязательную реализацию всех компонентов системы, связанных между собой и обеспечивающих в своем  единстве достижение поставленной цели – успешную подготовку педагога к предстоящей аттестации и её прохождение, разработку планов профессионального саморазвития педагогов с целью преодоления профессиональных дефицитов. Основой деятельностного подхода считаем вовлечение педагога в посильную и интересную деятельность, организация которой поможет ему успешно аттестоваться. Организация деятельности при этом должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно – потребностной и содержательной сторон. Учитывая, что любая деятельность возникает в той или иной  ситуации, также используется ситуативный подход. Основу деятельности в процессе сопровождения педагогического работника при подготовке к аттестации составляет помощь в приобретении умения активизировать  личностные возможности, поэтому представляется важным использование личностно-ориентированного подхода. В практику информационной работы методических служб по вопросам аттестации педагогических работников вводятся проведение совместных семинаров-совещаний для председателей первичных профсоюзных организаций, руководителей образовательных организаций и членов аттестационной комиссии, совместные обучающие семинары для педагогических работников и профсоюзного актива образовательной организации, выездные проблемные и тематические семинары-совещания с руководителями образовательных организаций муниципалитета, определение стажерских площадок, организация и внедрение системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях. При реализации системы деятельности методической службы по сопровождению аттестации педагогических работников возможно опираться на вышеназванные подходы.

Одной из форм распространения опыта  по этой теме в Архангельской области было участие педагогических коллективов в  заочных конкурсах. В целях активизации работы по информационно-методическому сопровождению участников аттестационных процедур и создания условий для успешного проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций был проведен областной заочный конкурс «Информационно-методическое сопровождение педагогических и руководящих работников в межаттестационный период», к участию во втором этапе которого было допущено 59 конкурсных материалов из 15 муниципальных образований и 8 государственных учреждений. Авторские коллективы представили 28 конкурсных материалов, авторство остальных (31 материал) носило индивидуальный характер. На конкурс поступили материалы, отражающие как отдельные аспекты информационно-методического сопровождения педагогических работников в межаттестационный период, так и в целом систему сопровождения, которая сложилась в общеобразовательных и дошкольных организациях, дополнительном образовании, профессиональных образовательных организациях и на уровне муниципальных образований. Итоги конкурса утверждены распоряжением министерства образования и науки Архангельской области. В Архангельском областном институте открытого образования состоялась выставка лучших конкурсных материалов и подготовлен CD-диск с получившими признание разработками. В рамках традиционной областной августовской конференции на дискуссионной площадке «Модели учительского роста: от профессионального становления к профессиональному мастерству» были представлены результаты областного заочного конкурса по информационно-методическому сопровождению педагогических и руководящих работников в межаттестационный период и лучшие практики организации аттестационных процедур. Участникам дискуссионной площадки представлена программа развития кадрового потенциала «Педагогический олимп» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 17» города Северодвинска и «дорожная карта» по подготовке учителя к предстоящей аттестации, разработанная муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя школа № 50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» города Архангельска на основе технологии дорожного картирования.

В настоящее время методическое сопровождение также будет осуществляться в рамках реализации интенсивных образовательных преобразований [6]. У каждого педагогического работника появится возможность самостоятельно оценить себя в независимом центре оценки качества. Он сможет получить рекомендации и скорректировать тот или иной пробел в своей деятельности, которая направлена на непрерывный рост повышения квалификации, непрерывное образование. Также в центрах непрерывного профессионального мастерства станет возможным, в том числе и по индивидуальной образовательной траектории, повысить уровень профессионального мастерства с использованием ресурсов современных технологических образовательных площадок, а также посредством онлайн-образования.

В целом отмечаем, что аттестация способствует реализации творческой инициативы, повышение социального статуса педагогического работника и руководителя, его социальной защищенности, позволяет более полно реализовать их право на объективную оценку их труда, выявит творческих, талантливых педагогов и управленцев. Реализация системы методического сопровождения на всех уровнях методической службы (организации, осуществляющей образовательную деятельность, муниципальном, региональном), комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий и мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогическому работнику в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности позволит сделать процесс аттестации для данного педагогического работника более управляемым, прозрачным и эффективным.

Список информационных источников

  1. Ельцова, О. Аттестация педагогов в 2020/21 учебном году: что подготовить старшему воспитателю в сентябре. – Текст: электронный / О. Ельцова, А. Терехова, В. Волкова // Справ. ст. воспитателя дошкол. учреждения. — 2020. — № 9. — Алгоритм для педагогов «Как описать свой опыт инновационной деятельности».
  2. Долгих, Т. Н. Сопровождение педагогов в межаттестационный период — залог успешной аттестации / Т. Н. Долгих, Т. В. Стрекалова. – Текст: непосредственный // Методист. — 2018. — № 1. — С. 7-9. — Библиогр. в конце ст.
  3. Ионова, Г. В. Методическое сопровождение аттестации педагогических работников среднего профессионального образования / Г. В. Ионова. – Текст: непосредственный // Среднее проф. образование. — 2018. — № 12. — С. 38-40. — Библиогр. в конце ст.
  4. Лазарева, М. Три карты самоанализа для педагогов, по которым вы проверите их готовность к аттестации / М. Лазарева. — Текст: электронный  // Справ. зам. директора шк. — 2020. — № 12. — С. 82-91. — Карта самоанализа по стандарту ISTE «Педагог». — С. 88;.
  5. Райцева, Е. Новая модель аттестации. Примеры заданий, которые будут выполнять учителя, с ответами / Е. Райцева. – Текст: непосредственный // Справ. зам. директора шк. — 2018. — № 10. — С. 82-91. — Профессиональная задача и образец решения. — С. 85-91.
  6. Шлыкова Т. Аттестация учителей, которая устроит Рособрнадзор. Готовые документы и инструкция / Т. Шлыкова. – Текст: непосредственный // Справ. зам. директора шк. — 2019. — № 11. — С. 28-36.
  7. Щербакова Т. График контроля работы учителей с сентября по декабрь / Т. Щербакова. – Текст: непосредственный // Справ. зам. директора шк. — 2019. — № 7. — С. 62-78.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.