Наставничество
tsentr-attestatsii-pedagogicheskikh-rabotnikov |
Опыт работы по теме «Наставничество как эффективная форма обучения»
Опыт работы по теме «Наставничество как эффективная форма обучения»
Наставник: Вашукевич Ольга Николаевна учитель- дефектолог, логопед МБОУ «ОСОШ №1», Устьянского округа, Архангельской области
Наставляемый: учитель начальных классов, осуществляющий обучение с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (школа 8 вида).
Срок действия: с 1 октября 2020 г. по 28мая 2021г.
Аннотация опыта
В данной работе представлен опыт работы по наставничеству в МБОУ «ОСОШ №1».
Организовали, разработали и участвовали в данном мероприятии Вашукевич Ольга Николаевна, учитель- дефектолог, логопед (наставник), учитель начальных классов, осуществляющий обучение с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (школа 8 вида, наставляемый), специалисты МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1».
Целью работы является сопровождение и помощь учителю начальных классов (молодому специалисту), направленные на повышение его профессионального потенциала в области коррекционного обучения с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
Все компоненты системы работы тесно связаны с науками «Дефектология» и «Логопедия». Данный опыт работы может быть успешно использован педагогами начальных классов, учителями-дефектологами, педагогами-психологами и учителями-логопедами, как на уроках (занятиях), так и во внеурочной деятельности.
Содержание:
I.Теоретическая интерпретация
- Система работы
III. Компоненты системы работы
- Вывод
Библиография
Приложение 1. Дорожная Карта
Приложение 2. Программа наставничества
Приложение 3. Анкета для молодого педагога (текущая диагностика)
I. Теоретическая интерпретация
Тысячи молодых учителей приступают к работе в образовательных организациях ежегодно. У всех из них возникают вопросы, ответы на которые молодые специалисты не найдут в изученных ими курсах академической программы, в интернете и в коротких учебных школьных практиках. Для того чтобы молодой педагог, начиная свою педагогическую карьеру, легко адаптировался к новой, профессиональной среде, организуется система наставничества. Для большинства наставничество в школе — это отношения учителя – стажера и педагога – наставника на начальном этапе вхождения в профессию. В публикации хочу познакомить Вас с опытом работы по наставничеству в МБОУ «ОСОШ №1».
Цель: сопровождение и помощь учителю начальных классов (молодому специалисту), направленные на повышение его профессионального потенциала в области коррекционного обучения с обучающимися с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- Создать комфортную профессиональную среду внутри образовательной организации, на основании дорожной карты
- Составить план наставничества «учитель-учитель»
- Осуществлять сопровождение молодого специалиста
- Помочь наставляемому обрести уверенность в профессии и осознать всю важность и ответственность своей профессиональной деятельности
II. Система работы
Наставничество — это метод адаптации к профессии к новому образовательному учреждению. Наставничество может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры. Нами выбран начальный этап «вхождение в профессию». Модель – «Учитель-учитель».
Какие встретились сложности в работе молодого специалиста:
- Методические аспекты урока для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Особенности и виды диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Составление психолого-педагогических характеристик для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Использование современных образовательных технологий на уроке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Инновационные процессы в обучении и другое.
Причина: имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у педагога ещё не сформированы профессионально значимые качества.
Основное направление в работе: оказание методической помощи молодому специалисту.
Все это подтолкнуло к разработке положения о программе наставничества, затем была разработана дорожная карта. Работа велась в несколько этапов.
Этапы работы с молодым специалистом
I.Этап Знакомство.
В начале нашего сотрудничества была проведена анкета для молодого педагога (текущая диагностика), с использованием методики оценки профессиональной направленности личности учителя по Л.Г. Панфиловой, Потехину К.И.
Получили результат: молодой специалист коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, само организован, инициативен, доброжелателен, владеет современными средствами ИКТ. Но, вместе с тем, имеет пробелы в разработке учебно-методической и программной документации по ФГОС, в методике преподавания.
II.этап Поддержка.
Особое внимание молодого специалиста направлено:
— на требования к организации коррекционной работы;
— на требования к ведению рабочей документации;
— на формы и методы организации коррекционной работы;
— на механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;
— на использование ИКТ (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности).
Наставляемому оказывалась поддержка в разных формах:
Еженедельные встречи-беседы, консультации, собеседования, мастер-классы, практикумы, практические занятия, творческие мастерские, презентации, семинары.
III. этап Планирование.
Совместно с молодым специалистом были определены пути формирования профессиональных компетенций:
- разработка программы собственного профессионального роста;
- выбор методической темы для самообразования;
- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
- подготовка к первичному повышению квалификации
IV.этап Стажировка.
Этот этап в отношениях «наставник — молодой педагог» самый сложный и продолжительный.
- Ведется работа над темой по самообразованию;
- Осуществляется методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста;
- Вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.
Посещение уроков
При посещении уроков (занятий) совместно с молодым учителем, беседуя с ним об увиденном, необходимо учить его:
- ставить задачи;
- анализировать деятельность учителя и обучающихся;
- планировать свою деятельность.
Не секрет, что в начале деятельности у молодых все хорошо, они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя. При анализе урока необходимо говорить и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у начинающего учителя критическое отношение к себе.
Примеры совместных практических заданий:
- Календарно-тематического планирование для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Составление психолого-педагогических характеристик для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Диагностика обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Собеседование по теме «Самообразование педагога – наставляемого»;
- Использование современных образовательных технологий на уроке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
- Анализ контрольных работ обучающихся интеллектуальными нарушениями;
- Инновационные процессы в обучении;
- Оформление портфолио педагога;
- Оформление документации. Составление отчета о проделанной работе за год.
Повышение профессионального потенциала наставляемого
- Взаимопосещение уроков. Анализ современного урока.
- Участие в обучающих вебинарах, семинарах по направлению «Дефектология».
- Курсы повышения квалификации в АО ИОО, (Удостоверение № , 21.09.20- 07.10.21;
- Участие в РМО логопедов-дефектологов ( Представление авторской разработки по коррекции речевых нарушений с применением ИКТ, справка-подтверждение № 338, 02.21);
- Участие в работе ШМО учителей начальных классов;
- Участие в педсоветах ОО;
- Обучение наставляемого по образовательной программе магистратуры (САФУ), 2 курс, направление «Логопедия»;
- Обучение на образовательной платформе «Я – учитель», сертификат , 23.03.20
III. Компоненты системы работы
Таблица 1
Наименование компонента | Формы реализации | Участники | Срок | Планируемые результаты | |
|
|||||
Оформление и ведение документации учителя ОО | Консультация | Завуч по УВР
|
Сентябрь 2020 г |
Наставляемый научится оформлять и вести документацию в соответствии с требованиями ОО | |
Особенности и виды диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Практическое занятие | Наставник, педагог-психолог, наставляемый | Наставляемый
получит знания и умения по проведению диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями |
||
Формы, методы и приемы, используемые на уроке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Консультация | Завуч, наставник
|
Октябрь 2020 — май 2021 г
|
Наставляемый научится подбирать и эффективно использовать формы, методы и приемы, используемые на уроке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | |
Составление психолого-педагогических характеристик для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Практическое занятие | Наставник, педагог-психолог, наставляемый
|
Наставляемый научится составлять психолого-педагогическую характеристику для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | ||
Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально – попустительский, демократический) | Практикум
|
Наставник, педагог-психолог, наставляемый
|
Ноябрь 2020 г | Наставляемый научится выбирать и применять в работе эффективный стиль общения. | |
Собеседование по теме «Самообразование педагога – наставляемого» | Собеседование | Наставник, наставляемый
|
Наставляемый выберет тему самообразования и составит план работы по ней. | ||
Помощь наставляемому в прохождении производственной практики | Собеседование
|
Наставник, наставляемый
|
Декабрь 2020 г |
Наставляемый успешно пройдет производственную практику | |
Использование современных образовательных технологий на уроке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Мастер-класс | Наставник, наставляемый
|
Наставляемый познакомится с содержанием современных образовательных технологий | ||
Анализ контрольных работ обучающихся интеллектуальными нарушениями | Практическое занятие
|
Наставник, наставляемый
|
Январь 2021 г
|
Наставляемый научится проводить анализ контрольных работ | |
Анализ изученной литературы по теме самообразования | Собеседование |
Наставник, наставляемый |
Наставляемый получит теоретический опыт по теме самообразования | ||
Участие в разработке (доработке) учебно – дидактических материалов | Творческая мастерская
|
Наставник, наставляемый
|
Февраль 2021 г |
Наставляемый разработает учебно- дидактические материалы для своей педагогической деятельности и будет применять на практике | |
Инновационные процессы в обучении | Семинар | Завуч,
наставник, педагог-психолог, наставляемый |
Наставляемый познакомится с инновационными процессами в обучении | ||
Оформление портфолио педагога | Мастер – класс | Наставник, наставляемый |
Март 2021 г
|
Наставляемый научится грамотно оформлять портфолио педагога | |
Оценивание материалов портфолио наставляемого | Презентация | Наставник, наставляемый | Наставляемый научится презентовать собственное портфолио | ||
Выступление
по теме самообразования |
Семинар
|
Завуч,
наставник, педагог-психолог, наставляемый |
Апрель 2021 г |
Наставляемый представит опыт работы по теме самообразования за год | |
Оформление документации. Составление отчета о проделанной работе за год | Практическое занятие | Наставник, наставляемый | Наставляемый научится составлять отчет о проделанной работе за год | ||
Анализ работы
по теме самообразования за учебный год |
Консультация
|
Завуч,
наставник, педагог-психолог, наставляемый |
Май 2021 г |
Наставляемый критически оценит опыт работы по теме самообразования за год, выявит проблемы, над которыми продолжит работать в следующем учебном году | |
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого по программе наставничества | Собеседование | Завуч,
наставник, педагог-психолог, наставляемый |
Наставляемый получит опыт работы по программе наставничества | ||
Развитие наставляемого Таблица 2 |
|||||
Взаимопосещение уроков.
Анализ современного урока |
наставник, наставляемый | В течение года | Наставляемый получит опыт работы с обучающихся с интеллектуальными нарушениями научится грамотно анализировать урок | ||
Участие в обучающих вебинарах, семинарах по направлению «Дефектология» | наставник, наставляемый | В течение года | Наставляемый получит теоретические и практические знания по направлению «Дефектология»нтеоретические и практические знания по направле | ||
Курсы повышения квалификации | наставник, наставляемый | В течение года | Наставляемый получит теоретические и практические знания | ||
Участие в РМО логопедов-дефектологов | наставник, наставляемый | Ноябрь, январь, апрель | Наставляемый получит теоретические и практические знания | ||
Участие в ШМО учителей начальных классов | Завуч,
наставник, педагог-психолог, наставляемый |
В течение года | Наставляемый получит теоретические и практические знания | ||
Участие в педсоветах ОО | Завуч,
наставник, педагог-психолог, наставляемый |
В течение года | Наставляемый получит теоретические и практические знания | ||
Участие в XXVII областном творческом конкурсе для детей с ОВЗ «Путешествие в сказку» | наставник, наставляемый | Ноябрь – февраль | Наставляемый организует сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями для участия в конкурсе | ||
Обучение наставляемого по образовательной программе магистратуры (САФУ) | наставляемый | Август 2019 – январь 2022 г | Наставляемый приобретет компетенции по специальности «Специальное (дефектологическое) образование «Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи» | ||
Обучение на образовательной платформе «Я – учитель» | наставник, наставляемый | В течение года | Наставляемый получит оценку компетенций по своей педагогической деятельности |
IV. Вывод
Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию,
постижению профессии. И по этой дороге он может идти в одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти по этому пути рука об руку с верным помощником, другом, единомышленником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом.
Я думаю, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Начинающий педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Стремясь к внедрению качественных изменений в жизни школы, я понимаю, что самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участниками образовательных отношений, понимать и принимать их потребности и, в то же время, быть готовым вести за собой. Китайский философ Лао-Цзы сказал: «Чтобы вести за собой людей, надо идти за ними».
Библиография
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2) Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
3) Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
4) Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области от17.12.2019 №2321 «Об утверждении типового положения о наставничестве в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам на территории Архангельской области, в рамках федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» национального проекта «Образование», Уставом МБОУ«ОСОШ №1»
5) Приказ № 513, от 21.09.2020 о внедрении целевой модели наставничества в МБОУ «ОСОШ №1»
6 ) Диагностика «Личностно значимых качеств педагога и его профессиональных запросов» Л.Г. Панфилова, Потехин К.И.
Приложение 1.
Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества
в образовательной организации
Наставник — учитель –дефектолог, логопед — Вашукевич О.Н.
Наставляемый- учитель начальных классов — Рогачева Ю.А.
Мероприятие | Сроки | Ответственные |
Информирование педагогического сообщества образовательной организации о реализации программы наставничества | 2-3 неделя сентября 2020г. | Заместитель директора по УВР,
Куратор ОО |
Информирование родительского сообщества о планируемой реализации программы наставничества | 2-3 неделя сентября
2020 г. |
Заместитель директора по УВР |
Проведение анкетирования среди педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы | 3 неделя сентября 2020 г.
|
Куратор |
Сбор дополнительной информации о запросах наставляемых (педагоги) от третьих лиц: психолог, заместитель директора по УВР. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников | 3 неделя октября 2020 г. | Куратор
|
Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц данных. Формирование базы наставляемых | 3 неделя сентября
2020 г. |
Куратор
|
Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества | 4 неделя сентября
2020 г. |
Куратор
|
Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников | 4 неделя сентября
2020 г. |
Куратор
Педагог-психолог Заместитель директора по УВР |
Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных | 4 неделя сентября
2020 г. |
Куратор |
Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование базы наставников | 4 неделя сентября
2020 г. |
Куратор
|
Оценка участников-наставников по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников | 4 неделя сентября
2020 г. |
Куратор, педагог — психолог
|
Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога) | 4 неделя сентября
2020 г. |
Куратор
|
Поиск экспертов и материалов для проведение обучения наставников | Сентябрь – октябрь
2020 г. |
Куратор
|
Обучение наставников | Октябрь 2020г. | Куратор |
Организация групповой встречи наставников и наставляемых | 1 неделя
октября 2020 г. |
Куратор
|
Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи | 1 неделя
октября 2020 г |
Куратор
|
Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары | 1 неделя октября
2020г |
Куратор
|
Информирование участников о сложившихся парах/группах. Закрепление пар/групп приказом руководителя образовательной организации | 1 неделя октября
2020г |
Куратор
|
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого | 2 неделя октября
2020 г |
Куратор
|
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого | 2 неделя октября
2020 |
Наставник, куратор
|
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым | 2 неделя октября
2020 |
Наставник
|
Регулярные встречи наставника и наставляемого | 1 раз в 2 недели | Наставник |
Сроки сбора обратной связи от участников программы наставничества | 1 раз в месяц | Куратор |
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого | 2 неделя мая 2021 г. | Наставник
|
Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых | 2 неделя мая 2021 г. | Куратор
|
Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества | 2 неделя мая 2021 г. | Куратор
Педагог — психолог
|
Приглашение на торжественное мероприятие всех участников программы наставничества, представителей иных образовательных организаций и некоммерческих организаций | 2 неделя мая 2021 г. | Куратор
|
Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества | 3 неделя мая 2021 г. | Куратор
Заместитель директора по УВР |
Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества | 3 неделя мая
2021 г. |
Куратор
|
Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключительного этапа мониторинга влияния программ на всех участников | 3 неделя мая 2021 г. | Куратор
Педагог-психолог |
Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы | 4 неделя мая 2021 г. | Куратор
Наставник
|
Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров | 4 неделя мая 2021 г. | Заместитель директора по УВР
|
Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых | 4 неделя мая 2021 г. | Куратор |
Приложение 2.
Программа наставничества
Форма наставничества, модель: «Учитель-учитель»
Цель взаимодействия: Сопровождение и помощь учителю начальных классов (молодому специалисту), направленные на повышение его профессионального потенциала в области коррекционного обучения с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
ФИО наставляемого(ых), класс/группа: Рогачева Юлия Алексеевна (учитель начальных классов)
ФИО, должность наставника: Вашукевич Ольга Николаевна (учитель –дефектолог, логопед)
Срок действия: с 1 октября 2020 г. по 28мая 2021г.
План взаимодействия
№ | Задания, мероприятия, проекты | Формы реализации | Срок | Планируемые результаты | Факт.
результаты |
Оценка наставника | |
1. | Анализ затруднений, способов их решений | ||||||
Оформление и ведение документации учителя ОО | Консультация- завуч по УВР |
Сентябрь 2020 г. |
Наставляемый научится оформлять и вести документацию в соответствии с требованиями ОО | ||||
Особенности и виды диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Практическое занятие: наставник, педагог-психолог | Наставляемый получит знания и умения по проведению диагностики обучающихся с интеллектуальными нарушениями | |||||
Формы, методы и приемы, используемые на уроке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Консультация: завуч, наставник |
Октябрь 2020 г. Май 2021 г.
|
Наставляемый научится подбирать и эффективно использовать формы, методы и приемы, используемые на уроке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | ||||
Составление психолого-педагогических характеристик для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Практическое занятие,
наставник, педагог-психолог |
Наставляемый научится составлять психолого-педагогическую характеристику для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | |||||
Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально – попустительский, демократический) | Практикум.
|
Ноябрь 2020 г. |
Наставляемый научится выбирать и применять в работе эффективный стиль общения. | ||||
Собеседование по теме «Самообразование педагога – наставляемого». | Собеседование. | Наставляемый выберет тему самообразования и составит план работы по ней. | |||||
Помощь наставляемому в прохождении производственной практики | Собеседование.
|
Декабрь 2020 г. |
Наставляемый успешно пройдет производственную практику. | ||||
Использование современных образовательных технологий на уроке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями | Мастер-класс — наставник | Наставляемый познакомится с содержанием современных образовательных технологий | |||||
Анализ контрольных работ обучающихся интеллектуальными нарушениями. | Практическое занятие. |
Январь 2021 г. |
Наставляемый научится проводить анализ контрольных работ. | ||||
Анализ изученной литературы по теме самообразования. | Собеседование. | Наставляемый получит теоретический опыт по теме самообразования. | |||||
Участие в разработке (доработке) учебно – дидактических материалов. | Творческая мастерская.
|
Февраль 2021 г. |
Наставляемый разработает учебно- дидактические материалы для своей педагогической деятельности и будет применять на практике. | ||||
Инновационные процессы в обучении. | Семинар. | Наставляемый познакомится с инновационными процессами в обучении. | |||||
Оформление портфолио педагога. | Мастер – класс. |
Март 2021 г. |
Наставляемый научится грамотно оформлять портфолио педагога. | ||||
Оценивание материалов портфолио наставляемого. | Презентация. | Наставляемый научится презентовать собственное портфолио. | |||||
Выступление по теме самообразования. | Семинар.
|
Апрель 2021 г. |
Наставляемый представит опыт работы по теме самообразования за год. | ||||
Оформление документации. Составление отчета о проделанной работе за год. | Практическое занятие. | Наставляемый научится составлять отчет о проделанной работе за год. | |||||
Анализ работы по теме самообразования за учебный год. | Консультация.
|
Май 2021 г. |
Наставляемый критически оценит опыт работы по теме самообразования за год, выявит проблемы, над которыми продолжит работать в следующем учебном году. | ||||
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого по программе наставничества. | Собеседование. | Наставляемый получит опыт работы по программе наставничества. | |||||
2. | Развитие наставляемого | ||||||
А)Взаимопосещение уроков.
Анализ современного урока. |
В течение года. | Наставляемый получит опыт работы с обучающихся с интеллектуальными нарушениями научится грамотно анализировать урок | |||||
Б )Участие в обучающих вебинарах, семинарах по направлению «Дефектология». | В течение года. | Наставляемый получит теоретические и практические знания по направлению «Дефектология» теоретические и практические знания по направлениям. | |||||
В)Курсы повышения квалификации. | В течение года. | Наставляемый получит теоретические и практические знания. | |||||
Г) Участие в РМО логопедов-дефектологов | Ноябрь, январь, апрель. | Наставляемый получит теоретические и практические знания. | |||||
Д) Участие в ШМО учителей начальных классов. | В течение года. | Наставляемый получит теоретические и практические знания. | |||||
Е) Участие в педсоветах ОО. | В течение года. | Наставляемый получит теоретические и практические знания. | |||||
Ё) Участие в XXVII областном творческом конкурсе для детей с ОВЗ «Путешествие в сказку». | Ноябрь – февраль. | Наставляемый организует сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями для участия в конкурсе. | |||||
Ж) Обучение наставляемого по образовательной программе магистратуры (САФУ). | Август 2019 – январь 2022 г. | Наставляемый приобретет компетенции по специальности «Специальное (дефектологическое) образование «Логопедическая работа с лицами с нарушениями речи». | |||||
З) Обучение на образовательной платформе «Я – учитель». | В течение года. | Наставляемый получит оценку компетенций по своей педагогической деятельности. | |||||
Приложение 3.
Анкета для молодого педагога
(Текущая диагностика)
Уважаемый педагог!
С целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Нам очень важно знать ваше мнение. Заранее благодарим Вас.
Ф.И.О.____________________________________________________________
1. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации (в первое время работы в школе)?
- Тревожность, неуверенность в своих силах
- Пессимизм, чувство собственной неполноценности
- Повышенная утомляемость, снижение работоспособности
- Страх перед обучающимися
- Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки
- Другое ________________________________________________________
2. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?
- Да, изменилось в лучшую сторону
- Да, изменилось в худшую сторону
- Нет, осталось прежним
- Затрудняюсь ответить
- Другое ____________________________________________________________
3. Что делается в образовательной организации для молодых педагогов?
- Закрепление за молодыми преподавателями педагога — наставника
- Консультации и помощь, оказываемые молодому со стороны педагогов со стажем
- Оказывается помощь со стороны администрации образовательного учреждения
4. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?
- Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности
- Нет, трудностей практически не возникает
- Затрудняюсь ответить
5. Что для Вас является основными трудностями в процессе адаптации к новой социально-профессиональной деятельности?
- Неожиданное посещение уроков (занятий) завучем школы;
- Разговор с администрацией ОО по поводу возникающих проблем;
- Знакомство с родителями школьников, проведение родительного собрания;
- Индивидуальная беседа с родителями учеников по различным поводам;
- Взаимодействие с обучающимися:
— в процессе организации учебной деятельности;
— в процессе организации самостоятельной деятельности.
- Переживание неуверенности в своей профессиональной подготовке;
- Разработка документации (планирование, конспекты уроков и т.п.)
- Другое________________________________________________________
6. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
- Да
- Нет
- Частично
7. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?______________________________
8. Представляет ли для вас трудность (да/нет):
- подбирать для детей задания различной степени трудности, ориентируясь на их индивидуальные особенности ________________________________________________
- организовывать сотрудничество между учениками _______________________________
- подбирать методы и приемы для проведения урока (занятия) ______________________
- мотивировать учеников, активизировать их внимание в процессе совместной деятельности _____________________________________________________________
- создавать проблемно-поисковые ситуации в зависимости от цели деятельности _____________________________________________________________
- другое (допишите)_____________________________________________________
9. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение (пронумеруйте в порядке выбора):
- cамообразованию
- семинарам-практикумам
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника школе молодого педагога
- другое (допишите)_____________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Педагогическая экспертиза и наставничество при аттестации педагогического работника образовательных организаций
Веревкина, Н.В. Педагогическая экспертиза и наставничество при аттестации педагогического работника образовательных организаций / Н.В. Веревкина // XV Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские чтения», г. Москва, 21-25 января 2023 г.: сб. статей. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд-во НШУОС, МАНПО, «5 за знания», 2023. – С. 389-394. – 0,4 п.л. – ISBN 978-5-98923-938-2 (РИНЦ; идентификационный номер eLIBRARY ID: 50314539; eLIBRARY.RU: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50314539&pff=1).
Секция 9. Профессиональное развитие педагога в условиях образовательной среды
УДК 37.082
Педагогическая экспертиза и наставничество при аттестации педагогического работника образовательных организаций
Веревкина Надежда Владимировна, старший методист центра аттестации педагогических работников, ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», Россия, г. Архангельск, capr@onedu.ru
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы педагогической экспертизы и наставничества при аттестации педагогических работников образовательных организаций.
Ключевые слова: аттестация; наставничество; педагогический работник; образовательная организация.
Совершенствование профессиональной компетентности – процесс постоянный. Он длится в течение всей трудовой деятельности человека, но в определенные периоды, прежде всего, кризисные для общества в целом и работника в частности, меняются цели профессиональной деятельности, и возникает необходимость в переосмыслении происходящих в обществе изменений и подготовленности к решению профессиональных задач в новых условиях. В современных условиях развития цивилизации проблема образования на всех уровнях приобретает всеобщий характер. Необходимость системы непрерывного образования в течение всей жизни диктуется глобальными изменениями, произошедшими и происходящими в мире. Ускорение развития науки и технологий, информатизация общества и рост конкуренции на рынке труда постоянно повышают требования к качеству образования, что всё более актуализирует идею непрерывного образования. В настоящее время вошли в противоречие усложнение общественной жизни и повышение требований к результатам образования, с одной стороны, некогда приобретенной компетентности, — с другой [1, 4].
В целях достижения сквозного результата федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» национального проекта «Образование» Министерством просвещения Российской Федерации разработана и утверждена методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145). В целевой модели наставничества представлена система концептуальных взглядов, подходов и методов, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого, а также система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях [2, 3].
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, предусматривает оценку профессиональной деятельности при подтверждении соответствия занимаемой должности, всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации на первую квалификационную категорию, высшую квалификационную категорию. В связи с введением новых документов по аттестации предусматривается всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников при аттестации на квалификационную категорию «педагог-методист», квалификационную категорию «педагог-наставник». Аттестация обязательна для каждого педагогического работника организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и проблема педагогической экспертизы становится одной из важных, поскольку вариативная и разнообразная педагогическая практика требует анализа происходящих в сфере образования процессов, результативности образовательных систем и педагогической деятельности [5, 6].
В связи с проведением аттестации педагогических кадров проблема педагогической экспертизы приобретает новый смысл. Если аттестация – это экспертная оценка, или суждение экспертов о педагогическом объекте на основе их личного опыта, то есть ХОРОШО – ПЛОХО, ЛУЧШЕ – ХУЖЕ, то педагогическая экспертиза – это количественная оценка качества педагогического объекта на основе комплексной диагностики, то есть НАСКОЛЬКО ХОРОШО – ПЛОХО, ЛУЧШЕ – ХУЖЕ. Педагогическая экспертиза вовлекает множество субъектов (руководители образовательных организаций, их заместителей, методический состав, экспертов регионального банка аттестационной комиссии министерства образования Архангельской области и др.), которые оценивают профессиональную компетентность одного и того же педагога с разных иногда противоречивых позиций. При этом педагог остается, оставаясь лишь объектом экспертизы, не владея знаниями, умениями педагогической самоэкспертизы, иногда не принимает выводов и рекомендаций экспертов при аттестации. В таком случае, педагогическая экспертиза не становится фактором профессионального и личностного роста педагога, а значит и не выполняет своего главного предназначения [4, 6].
При достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего педагога чаще всего протекает сложно и занимает длительный период времени. От молодого педагога требуются высокое эмоциональное напряжение, мобилизация всех внутренних ресурсов для вхождения в новую для него педагогическую деятельность. Чтобы период адаптации прошел успешно, молодым педагогам нужно не просто помогать, а помогать целенаправленно, системно, адресно, персонифицированно и неформально.
В ходе общения с представителями администраций образовательных организаций, слушателями курсов повышения квалификации, экспертами молодые педагоги имеют проблемы при организации и проведении учебных занятий, внеклассных и внеурочных мероприятий, а также в отношениях с коллегами. родителями. Чаще молодые педагоги проходили адаптацию к педагогической деятельности самостоятельно, организация работы по наставничеству в некоторых образовательных организациях возлагается на заместителя руководителя.
При аттестации в начальный период профессиональной деятельности молодые педагоги сталкиваются с определенными трудностями в своей профессиональной деятельности. В ходе беседы с молодыми педагогами определено, что они ознакомлены со своими должностными обязанностями, с учебной нагрузкой, положением об оплате труда, мерами государственной поддержки молодых специалистов, с правилами внутреннего трудового распорядка, с уставом учреждения, с кодексом профессиональной этики педагога, со структурой управления в учреждении, историей и традициями педагогического коллектива, с кодексами, федеральными и региональными законами. Любой начинающий педагог сталкивается с определенными трудностями в начальный период профессионального становления. Молодые педагоги испытывают трудности с ведением школьной документации, с установлением дисциплины в классе, при организации и проведении учебных занятий, при проведении родительских собраний, при организации внеурочной деятельности, в отношениях с родителями, в отношениях с коллегами и в проведении классных мероприятий. В решении профессиональных задач помогают руководитель образовательной организации, заместители руководителей, коллеги, наставник. Однако реальная ситуация заключается в том, что административные работники образовательной организации оказывают помощь молодым педагогам в большей степени, чем наставники. Весьма значимым для молодых учителей является развитие потребности в проектировании профессионального карьерного роста, в совершенствовании профессиональной компетентности. При этом молодой педагог нуждается в помощи [3, 6].
По увеличению количества заявителей молодых педагогов на первую квалификационную категорию можно сделать вывод, что в образовательных организациях ведется работа по наставничеству. Однако следует отметить, что качество работы наставников не всегда соответствует желаемому результату. Причинами являются большая педагогическая нагрузка у педагогов — наставников в образовательной организации, классное руководство, выполнение общественной работы и т.д. Все это занимает у педагога-наставника много сил и времени. Очень важно знать, что профессиональная деятельность прописана в соответствующих регламентах, которые необходимо четко соблюдать, чтобы повысить ответственность за выполнение работы и предотвратить конфликтные ситуации между участниками образовательного процесса[4, 5].
Наставник и администрация школы должны информировать их о возможных перспективах карьеры. Необходимо молодого педагога ознакомить с нормативными актами, регламентирующими их профессиональные обязанности, о возможности карьерного роста в образовательной организации, получение реальной поддержки от наставника.
Между наставником и молодым педагогом в процессе взаимодействия должно складываться межличностное общение, которое позволит проанализировать сильные и слабые стороны профессиональных качеств его, проконтролировать его практическую деятельность, отслеживать его профессиональный рост и коммуникативные навыки. Важно, чтобы профессионал вошел в доверие к молодому педагогу, наладил контакт и предложил конструктивные формы и методы взаимодействия. Необходимо чтоб наставничество было организовано грамотно и содержательно, носило неформальный характер. Необходимым является доброжелательные отношения с наставником и коллегами, оказание наставником методической помощи, консультации по их просьбе, посещение их занятий с последующим анализом, помощь в заполнении документации, участии в конкурсах профессионального мастерства, посещении занятий наставников с последующим анализом мероприятий, посещение молодым педагогом занятий, различных мероприятий наставника, подготовки к аттестации и т.д. практика сопровождения, которая предполагает длительное взаимодействие с человеком, в отличие от разовых консультаций или презентаций, мастер-классов: − практика передачи опыта через освоение в действии. Тот, кто осваивает новый способ, технологию, сам действует, пробует, проектирует, исследует, а наставник помогает ему в осуществлении этого реального практического действия; − практика, которая предполагает не только демонстрацию и обучение освоению действия, но и анализ самого процесса. Наставник со своим подопечным обсуждают риски и ограничения в реализации того или иного действия, анализируют различные способы его осуществления; − практика, предполагающая неформальные, близкие, доверительные и уважительные отношения друг к другу. В процессе наставничества всегда должна быть задана возможность выбора самого наставника [3, 4].
Выбор наставников осуществляется на основе опыта работы и готовности делиться профессиональным опытом. Наставником является опытный высококвалифицированный педагог, у которого другие педагоги могут получить поддержку, профессиональную рекомендацию.
Наставник и молодой педагог разрабатывают индивидуальный план профессионального развития результатом чего может быть аттестация на квалификационную категорию, т.к. эффективность работы наставника зависит не только от срока сопровождения им молодого педагога, но важнее – от результатов, достигнутых молодыми специалистами за период профессиональной деятельности под руководством наставника. Это значимые личные достижения на различных уровнях, например для молодого учителя:
— преодолены трудности в заполнении школьной документации;
— значимые результаты среди учеников на предметных олимпиадах и различных конкурсах;
— улучшение дисциплины в классе;
— педагогический рост качества открытых уроков и внеклассных мероприятий;
— участие в различных общешкольных, муниципальных мероприятиях профессиональной направленности,
— выступления на заседаниях методических объединений;
— участие в муниципальном семинаре-практикуме, конкурсах и.т.д.
Показателями профессиональной деятельности наставляемого при аттестации на квалификационную категорию «педагог – наставник» могут быть:
— совместная деятельность педагога – наставника и молодого педагога;
— системность наставнической работы, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно — методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах;
— динамика сопровождения профессионального становления (на основе диагностики сформированности профессиональных компетенций;
— участие в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства;
— руководство и деятельность, направленные на выявление и устранение методических проблем в педагогической деятельности, включая методические проблемы формирования метапредметных результатов, функциональной грамотности, глобальных компетенций, критического мышления, профессиональных умений;
— личный вклад в совершенствование методов, организационных форм, средств и приемов обучения, педагогических технологий, обеспечивающих достижение комплексных (предметных и метапредметных) результатов освоения обучающимися образовательных программ, в том числе результатов обучающихся, имеющих особые образовательные потребности;
— руководство педагогической практикой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования по специальностям, направлениям подготовки «Образования и педагогические науки»;
— помощь молодым педагогам, координация их действия в соответствии с трудовой функцией, в том числе педагогическим работникам с длительным перерывом в педагогической деятельности, педагогическим работникам, не имеющих базового педагогического образования;
— передача социального опыта. Активное участие в формировании продуктивного профессионального взаимодействия с педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций и т.д.
При этом необходимо принять во внимание, что ни администрация образовательной организации, ни эксперты, ни наставник и ни наставляемый, а их деятельность и ее развитие становятся объектом экспертизы при аттестации. Мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников наставничества и положительная динамика образовательных результатов помогают отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах является понимание как составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми педагогами; деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации; работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность; организацию работы с кадрами по итогам аттестации. [4, 5].
Педагогическая экспертиза и наставничество при аттестации педагогического работника образовательных организаций можно рассматривать как социально-педагогический факт, целью которой и результатом является повышение профессионального и личностного уровня молодого педагога.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с послед. изм. и доп.).
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения России от 17.04.2019 № 179 «Об утверждении методик расчета целевых показателей федеральных проектов национального проекта «Образование» (вместе с Методикой расчета показателей федерального проекта «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования)».
- Шамова Т.И. Экспериментальные школы: перспективное направление развития профессиональной компетентности руководителей и педагогов школ / Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сб. статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (г. Москва, 25 января 2010 г.). — М.: МПГУ, 2010. — С. 24-31.
- Блог Надежды Веревкиной, старшего методиста ЦАПР АО ИОО [Электронный ресурс].- URL: https://nverevkina.ru/.
Наставничество как инструмент повышения квалификации педагога
Наставничество как инструмент повышения квалификации педагога
Самоукова Татьяна Дмитриевна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
МБОУ СШ № 70 г. Архангельска
23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества.
В начале 2018 года был проведен Всероссийский форум «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив, по результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений Президента РФ.
В декабре 2019 г. дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». «Наставничество» становится одной из немногих сквозных тем, проходящих через весь нацпроект «Образование».
Несмотря на то, что на государственном уровне тема наставничества обсуждается с 2013 года, наставничество носит формальный характер. Часто наставничество в образовательных организациях проходит стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого специалиста, который только пришел на работу в ОО. Однако в данный момент и молодые специалисты, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении. Поэтому нужно менять привычную систему наставничества и организовывать ее в разных направлениях.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний,
Формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через с
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает
новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, человек компетентный, готовый поделиться опытом и
навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в
образовательных организациях.
Ежегодный мониторинг педагогических кадров в МБОУ СШ № 70 г. Архангельска показал необходимость организовать наставничество с целью переквалификации педагогических работников внутри образовательного учреждения. Данный вопрос стал для нас актуальным, когда воспитатель дошкольных групп со стажем более 30 лет перешёл в должность педагога дополнительного образования школы, а затем в должность учителя начальных классов. Педагогу предстояла принять на себя новую должность, и здесь необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя.
Задача школы — создавать ситуацию успешности работы начинающего учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности, а также приобретение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
Используя в практике работы методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества педагогов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, в МБОУ СШ № 70 г. Архангельска разработана программа Наставничества образовательной организации.
Основной формой наставничества, согласно «Положению о Наставничестве», является форма «Педагог-педагог», где не задается возрастной параметр, как было раньше в предыдущие годы.
Форма «Педагог-педагог» предусматривает две основные роли: наставляемый и наставник. Наставником выступил опытный педагог начальных классов. Наставляемым стал педагогический работник, изъявивший желание сменить должность.
В форме «Педагог-педагог» предусмотрены вариации ролевых моделей, которые различаются от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставников:
Ролевая модель «Опытный педагог — опытный педагог». В роли наставников выступают педагоги, имеющие профессиональные успехи, опыт работы, которые не останавливаются в повышении своего профессионального потенциала и уровня. В рамках данной ролевой модели можно выстроить взаимодействие по линии «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающие проблемы», методическая поддержка (проблемы: «Не могу найти общий язык с воспитанниками», «испытываю стресс во время общения с родителями»).
Ролевая модель «Опытный педагог — молодой педагог». Традиционное, но не менее важное направление наставничества – работа опытного педагога-наставника с молодым специалистом. Его цель – организовать профессиональное обучение и передать практический опыт начинающему педагогу.
Ролевая модель «Педагог-педагог, имеющий другую педагогическую специальность». В школе имеются профессионалы, которые могут оказать помощь в приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей коллегам, принявшим на себя новую должность в рамках социального партнерства.
Программа Наставничества МБОУ СШ № 70 построена с учётом ролевой модели «Педагог-педагог, имеющий другую педагогическую специальность».
Срок реализации программы: 2 года.
Цель: обеспечение качественного уровня развития системы наставничества через эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию начинающего специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства специалиста со стажем менее 3-х лет, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры начинающего специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать начинающего специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Ожидаемые результаты
для начинающего специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагога в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие начинающего учителя в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация начинающего специалиста;
- повышение уровня компетенций педагога со стажем менее 3-х лет.
Педагогические компетенции начинающего специалиста:
организационные:
- умение самостоятельно подготовить и провести личностно ориентированный урок с использованием различных форм, методов, приемов, технологий;
- проводить уроки разной целевой направленности;
- способствовать изменению мотивов и целей обучающихся;
- планировать свою деятельность, ставить цели, выбирать оптимальные средства обучения.
коммуникативные:
- демократический стиль общения с обучающимися;
- преимущественное использование организующих, а не оценивающих воздействий на уроке;
- управление своим эмоциональным состоянием;
информационные:
- регулярное изучение нормативных документов;
- пополнение «методической копилки»;
- знание и использование источников повышения профессионального мастерства.
управленческие:
- умение ставить цель и выбирать оптимальный путь ее достижения;
- определять учебные задачи;
- повышать познавательную активность и мотивацию обучающихся;
- объективно оценивать деятельность обучающихся;
- анализировать собственную деятельность, а также деятельность обучающихся и педагогов;
— определять проблемы и организовывать работу по их устранению;
- расставлять приоритеты в профессиональной деятельности.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав начинающего специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Формы и методы работы педагога-наставника с начинающим специалистом:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).
Деятельность наставника
- й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий начинающего специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений начинающего учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности начинающего педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Показателями и критериями оценки результативности наставничества будет успешная аттестация на 1 квалификационную категорию начинающего специалиста через два года. Промежуточные результаты работы начинающего специалиста будут рассматриваться на заседании методического объединения учителей начальных классов в конце каждого учебного года по результатам отчета наставника.
Дорожная карта
работы наставника ___________________________________________________
с начинающим педагогом ___________________________________________________
№ | Мероприятие | Деятельность наставника | Результат работы |
1 год | |||
1 | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста | Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование,
собеседование) |
Индивидуальный образовательный маршрут начинающего специалиста (далее – НС) |
2 | Изучение нормативно- правовой базы.
Ведение школьной документации |
Деятельность по изучению
«Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения журнала |
Компетентность начинающего педагога в заполнении школьной документации |
3 | Ознакомление с обновлённым ФГОС НОО | Разработка программы индивидуального профессионального
саморазвития педагога |
Наличие программы индивидуального профессионального развития |
4 | Обеспечение каналов многосторонней связи с начинающим педагогом | Создание на личном сайте/блоге наставника страницы;
организация общения посредством электронной почты |
Возможность постоянного взаимодействия и общения |
5 | Проектирование и анализ образовательной деятельности в
контексте требований ФГОС |
Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ.
Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока |
Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-
деятельностного типа |
6 | Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы педагогической мастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных
технологий |
7 | Формирование позитивного имиджа педагога.
Мониторинг Профессионального роста |
Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций.
Практикумы по решению педагогических ситуаций. Осуществление мониторинга |
Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. Коррекция индивидуального
образовательного маршрута |
8 | Моделирование внеклассной работы класса по формированию произношения и развитию слухового восприятия устной речи | Организация деятельности по изучению вопросов моделирования внеклассной работы в классе
(проектирование целей; особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) |
Самостоятельное оформление школьной документации.
Наличие рабочей программы по формированию произношения и развитию слухового восприятия устной речи |
9 | Описание
методической темы |
Оказание методической помощи наставником | Выбор методической темы,
освоение технологии работы над выбранной темой |
10 | Создание портфолио | Организация деятельности по изучению вопроса.
Презентация портфолио наставником |
Наличие портфолио |
11 | Проектирование уроков в контексте требований ФГОС | Организация самостоятельного проектирования занятия. Видеосъемка занятия. Анализ и самоанализ занятий | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно- деятельностного типа |
12 | Итоги реализации
программы |
Подготовка отчета
наставника и НС |
|
2 год | |||
№ | Мероприятие | Деятельность наставника | Результат работы |
1 | Разработка рабочей программы учителя, программы внеклассной работы с классом.
Ведение школьной документации |
Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Самостоятельно разработанные рабочие программы по формированию произношения и
произносительной стороны устной речи. Компетентность в оформлении школьной документации |
2 | Введение в процесс аттестации.
Требования к квалификации |
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Подготовка НС к прохождению аттестации в рамках школы |
3 | Организация продуктивной
деятельности |
Разработка КИМов | Методические продукты
|
4 | Организация внеурочной деятельности в очной и дистанционной форме (ZOOM) | Организация и проведение практикума по разработке программы внеурочной деятельности. (Речевые конференции, речевые
праздники) |
Наличие программы внеурочной деятельности |
5 | Аттестация | Консультирование по оформлению документов | Аттестация НС на первую
квалификационную категорию |
6 | Продуктивная деятельность | Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной
инициативы |
Совместный проект |
7 | Методическая выставка достижений | Оказание методической помощи | Уровень профессионализма молодого педагога — систематизация наработок профессиональной
деятельности |
8 | Выступление на окружном МО | Показать опыт работы по применению педагогической
технологии |
Опыт работы по применению
педагогической технологии |
9 | Мониторинг
Профессионального роста |
Выбор диагностических
методик. Осуществление мониторинга |
|
10 | Итоги реализации
программы |
Подготовка отчета наставника и
НС |
Папка наставника
Наставник: _________________________________________
Начинающий специалист: ______________________________
Циклограмма работы
с начинающим специалистом
МБОУ СШ № 70
ФИО педагога __________________________________________
Цель: Сформировать профессиональные умения и навыки для успешного применения на практике.
Задачи:
- определить содержание обучения, количество часов на обучение начинающего специалиста;
- познакомить с методами обучения;
- провести диагностику успешности работы начинающего учителя, используя анкеты.
№ | Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 | сентябрь | Собеседование с НС
«Правила внутреннего распорядка и режим работы». Посещение занятий НС с целью оказания методической помощи. Участие в мониторинге в 1 классах |
Инструктаж о ведении школьной документации.
Нормы оценивания знаний обучающихся. Посещение занятий НС с целью оказания методической помощи |
Практическое занятие для НС
«Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование». Формы и методы работы на занятии |
Микроисследование
«Диагностика профессионального уровня педагогического коллектива». (анкетирование НС). Выбор темы по самообразованию |
2 | октябрь | Практическое занятие
«Современное занятие и его анализ». Работа со школьной документацией. Семинар по обучению формирования произносительной стороны устной речи |
Практическое занятие:
«Работа с фонетическими дневниками» |
Организация занятий молодого специалиста учителем – наставником с целью оказания ему методической помощи | Собеседование с НС по оформлению отчетной документации по итогам I четверти |
3 | ноябрь | Составление отчета о происхождении учебной программы. Собеседование с НС по оформлению отчетной документации.
Семинар по обучению формирования произношения |
Посещение занятий НС с целью оказания методической помощи. Консультация: анализ и самоанализ занятий | Практическое занятие для НС
«Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование» |
Посещение занятий НС с целью оказания методической помощи |
4 | декабрь | Составление психолого- педагогической характеристики ученика.
Степень комфортности начинающего учителя в педагогическом коллективе |
Консультации по подготовке самоанализа открытых занятий.
Посещение НС занятий педагога – наставника |
Аспекты профессиональной учебной деятельности учителя
Семинар по обучению формирования произносительной стороны устной речи |
Организация и проведение занятий с использованием здоровье сберегающих технологий.
Посещение занятий НС |
5 | январь | Семинар по обучению формирования произносительной стороны устной речи | Провести диагностику успешности работы НС.
Практическое занятие «Психолого — педагогический подход к обучающимся, предупреждение педагогической запущенности» |
Применение в работе информационных технологий. (ИКТ) Посещение НС занятий педагога – наставника | Отчет молодого специалиста о работе по теме самообразования.
Посещение занятий НС с целью оказания методической помощи |
6 | февраль | Практическая помощь в подготовке работы дистанционном формате. (S, ZOOM).
Семинар по обучению формирования |
Практическое занятие
|
Посещение уроков НС с целью оказания методической помощи, их анализ | Практическое занятие
«Изучение уровня развития слухового восприятия с использованием |
7 | март | Практическая помощь в подготовке открытого занятия в рамках школы.
Семинар по обучению формирования |
Открытые занятия молодого специалиста, их анализ
. |
Посещение занятий молодого специалиста с целью оказания методической помощи, их анализ. Степень комфортности НС в пед. коллективе | Практическое занятие
«Инновационные процессы в обучении. Новые образовательные технологии» |
8 | апрель | Консультация
«Работа с детьми с ОВЗ». Семинар по обучению формирования произносительной стороны устной речи |
Практическое занятие
«Работа с детьми с ОВЗ». Самоанализ занятия. Работа по организации повторения» |
Посещение занятий НС с целью оказания методической помощи, их анализ | Отчет учителя – наставника о работе с НС.
Степень выраженности личностных качеств |
9 | май | Практическая помощь при составлении планирования на новый учебный год.
Подготовка к мониторингу. Подготовка к речевой конференции в младших классах |
Практическое занятие
«Методика организации мониторинга . Формы и методы определения уровня УУД учащихся и сравнительного анализа» |
Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество) | Выполнение учебных программ и их анализ |
П Л А Н Р А Б О Т Ы
Наставник:_____________________________________________
ФИО педагога
Начинающий специалист: _______________________________________________________
ФИО педагога
№ п/ п |
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
Форма отчетности |
Отметка наставника о
выполнении |
1. | — Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;
— Проведение инструктажа по заполнению журнала |
сентябрь | Календарно- тематическое планирование.
Памятка по заполнению журнала |
|
2. |
— Выбор темы по самообразованию;
— Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; — Участие в оформлении учебного кабинета; — Практическое занятие: «Как работать с фонетическими дневниками обучающихся. Выполнение единых требований к ведению дневников» |
октябрь | Список учебно- дидактического материала.
Паспорт кабинета. Памятка по ведению и оформлению дневников |
|
3. |
— Участие в заседании методического объединения учителей-дефектологов;
— Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, турниру по орфоэпии, олимпиадам по предмету. — Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета. — Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию |
ноябрь | Протокол МО учителей нач. классов Выработка рекомендаций.
Список литературы |
|
4. | — Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися. (Речевые мероприятия, праздники)
— Анализ работы за первое полугодие |
декабрь | Выработка рекомендаций | |
5. | — Участие в заседании методического объединения учителей начальных классов
— Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе» |
январь | Протокол МО учителей нач. классов
Видеозапись занятия с использованием образовательных технологий |
|
6. | — Общие положения в составлении карты ученика.
— Структура содержания и порядок ведения карты. — Оценивание материалов карты |
февраль | Карта ученика начальной школы | |
7. | — Участие в заседании МО учителей- дефектологов (выступление по теме самообразования).
— Проведение внеклассного мероприятия (речевой праздник по теме) |
март | Протокол МО учителей — дефектологов. Презентация. Сценарий мероприятия | |
8. | — Практикум «Виды занятий по формированию произносительной стороны устной речи» | апрель | Подбор примеров занятий | |
9. | — Отчет молодого специалиста о проделанной работе.
— Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год |
май | Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работ | |
10. | Совместная разработка системы занятий по теме или отдельного занятия, консультации по волнующим вопроса с психологом, наставником,
администрацией, участие в работе МО учителей-дефектологов, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп |
в течение года | в течение года |
Дневник наставника
№ п/п | Дата | Тема обсуждения | Подпись | |
Наставник | Начинающий педагог | |||
1 | — Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;
— Проведение инструктажа по заполнению, журнала |
|||
2 | — Выбор темы по самообразованию;
— Участие в разработке (доработке) учебно- дидактических материалов; — Участие в оформлении учебного кабинета; — Практическое занятие: «Как работать с фонетическими дневниками обучающихся. Выполнение единых требований к ведению дневников» |
|||
3 | — Участие в заседании методического объединения;
— Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, турниру по орфоэпии, олимпиадам по предмету. — Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета — Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию |
|||
4 | — Общие вопросы методики проведения занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи
и внеурочных мероприятий по предмету с учащимися — Анализ работы за первое полугодие |
|||
5 | — Участие в заседании методического объединения
— Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе» |
|||
6 | Портфолио
— Структура содержания и порядок ведения портфолио — Оценивание материалов портфолио |
|||
7 | — Участие в заседании МО учителей — дефектологов (выступление по теме самообразования)
— Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися |
|||
8 | — Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) | |||
9 | — Отчет о проделанной работе
— Оказание помощи в составлении личной карты самообразования начинающего учителя на следующий учебный год |
|||
10 | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопроса с психологом, наставником, администрацией, участие в МО учителей- дефектологов, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп |
Отчет наставника _______________________________________________________
ФИО педагога
о работе с начинающим специалистом,
_______________________________________________________
ФИО педагога
2022 – 2023 учебный год
1. Посещение уроков начинающего специалиста
№ п/п | Дата
|
Тема урока | Положительные аспекты, выявленные в ходе посещения и анализа урока | Проблемы, выявленные в ходе анализа урока |
1 | 27.02.2023 | Нумерация. Числа второго десятка | В работу на повторение включает всех обучающихся.
В новом материале выделены наиболее трудные места, содержание объясняется через проблемную ситуацию |
Нет чёткого разведения понятий «цифры», «число» |
2 | 28.02.2023 | Название чисел второго десятка | Учитель владеет методикой ведения урока. Удерживает внимание детей | Допускаются речевые ошибки |
3 | 01.03.2023 | Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц | Методы и приёмы урока продуманы.
Стиль общения- совместная работа. Включает в работу всех детей |
Отсутствие индивидуальной работы на уроке |
4 | 02.03.2023 | Запись и чтение чисел второго десятка | Этапы урока соблюдены, большинство учащихся активно работают, чередование форм и методов работы, использование вопросов разных видов | Четко не сформулированы задачи урока |
- Посещение внеклассных мероприятий
№ п/п | Дата | Тема занятия | Оценка мероприятия |
1 | 27.02.2023 | Классный час «Разговоры о важном» по теме: «Традиционные семейные ценности» | Методические приёмы, используемые на мероприятии, отвечают поставленной цели. Классный руководитель оптимально реализовывает воспитательные возможности методического материала. Дети заинтересованы и активно участвуют в обсуждении темы |
3. Проведено консультаций по работе со школьной документацией и по организации образовательного процесса
Дата проведения | Тематика консультаций и бесед | Дата проведения | Тематика консультаций и бесед |
- Краткий обзор профессиональных успехов и затруднений молодого специалиста:
За пройденный промежуток времени и работу с начинающим специалистом можно сделать вывод:
— учитель владеет методикой ведения урока на начальном уровне;
— достаточно чётко подобрано содержание урока;
— полностью владеет материалом урока;
— чувствуется уважительное отношение педагога и учащихся друг к другу и понимание;
— учитель не только следит за ходом учебного процесса, но и за порядком в классе, за характером
взаимоотношении учащихся в классе.
Следует обратить внимание на использование различных форм контроля и оценки знаний учащихся.
Наставник / /
Начинающий специалист / /