Эффективная форма повышения квалификации экспертов регионального банка региональной аттестационной комиссии Министерства образования и науки Архангельской области
УДК 371.14
ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Веревкина Н.В.,
ГАОУ ДПО «Архангельский областной
институт открытого образования»,
старший методист центра аттестации
педагогических работников,
Россия, г. Архангельск,
e—mail: amk—ippk@yandex.ru
Аннотация. В данной статье рассматривается одна из форм взаимодействия специалистов (экспертов) Архангельской области при аттестации педагогических работников.
Аbstract. Тhe article discusses the forms of experts cooperation in the teachers certification as a factor of their professional development in Аrkhangelsk region.
Ключевые слова: аттестация; эксперты; веб-сайт; методическое объединение; профессиональное развитие.
Keywords: teachers certification; professional development; experts cooperation.
Аттестация педагогических работников муниципальных, государственных и частных образовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области. Важнейшую составляющую процесса аттестации педагогических работников образовательных организаций представляет деятельность экспертов, которые проводят комплексную оценку уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивной деятельности аттестуемых. В Архангельской области успешно функционирует автоматизированная программа «Региональный банк экспертов». В состав регионального банка экспертов включен 3911 специалист региональной аттестационной комиссии. Эксперты привлекаются для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников.
В Архангельской области целенаправленно осуществляется повышение квалификации специалистов (экспертов). Для подготовки организаторов и участников аттестационных процедур разработаны и реализуются программы повышения квалификации для обучения экспертов. Тесное взаимодействие экспертов следует отметить в ходе целенаправленного осуществления повышения квалификации через очно – заочные курсы.
В Архангельской области 6 год функционирует Областная дистанционная школа экспертов (далее – ОДШЭ) регионального банка экспертов. Определен статус, порядок формирования, цель, задачи и регламент работы ОДШЭ.
ОДШЭ является одной из форм обучения экспертов регионального банка экспертов региональной аттестационной комиссии министерства образования и науки Архангельской области (далее — РБЭ).
ОДШЭ в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами министерства образования и науки Российской Федерации, министерства образования и науки Архангельской области, локальными нормативными актами ГАОУ ДПО Архангельский области «Институт Открытого Образования» (далее – АО ИОО). Состав слушателей ОДШЭ утверждается приказом ректора АО ИОО сроком на один год.
Целью ОДШЭ является подготовка экспертов, включенных в РБЭ, через реализацию программы повышения квалификации «Экспертиза в ходе аттестации педагогических работников».
Задачи ОДШЭ:
- обучение экспертов для проведения всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников и оформления экспертного заключения;
- повышение компетентности экспертов по вопросам осуществления экспертизы в ходе аттестации педагогических работников государственных, муниципальных и частных образовательных учреждений;
- систематизация, анализ и использование практического опыта экспертов;
- укрепление взаимодействия с муниципальными объединениями экспертов, функционирующими на территориях муниципальных образований.
Сотрудники центра аттестации педагогических работников АО ИОО, осуществляют общее руководство по организации и функционированию ОДШЭ. Партнерами ОДШЭ являются муниципальные объединения экспертов, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований и обеспечивающие практические занятия экспертов.
Список партнеров ОДШЭ утверждается приказом ректора АО ИОО сроком на один год.
Условиями участия в ОДШЭ являются:
- регистрация участника на сайте АО ИОО;
- доступ к сети Интернет;
- наличие адреса электронной почты,
- владение информационно-коммуникативными технологиями.
Практические и теоретические занятия в ОДШЭ проводятся с февраля по декабрь текущего года в соответствии с учебно-тематическим планом и программой повышения квалификации «Экспертиза в ходе аттестации педагогических работников», построенной по блочно-модульному принципу объемом на 72 часа. Форма обучения – очно-дистанционная с использованием дистанционных образовательных технологий, то есть с использованием точек цифрового образовательного кольца Архангельской области (ЦОК АО).
Реализация программы повышения квалификации «Экспертиза в ходе аттестации педагогических работников» осуществляется по специальному графику один раз в месяц с использованием видеоконференцсвязи «Цифровое муниципальное кольцо Архангельской области» профессорско-преподавательским составом АО ИОО с привлечением экспертов-практиков.
В течение месяца от одного проведенного занятия до следующего слушатели выполняют практические задания.
Обучение завершается итоговой аттестацией, в соответствии с программой повышения квалификации «Экспертиза в ходе аттестации педагогических работников».
Организаторы ОДШЭ обязаны:
- учитывать уровень профессиональной компетентности слушателей ОДШЭ при составлении, корректировке учебно-тематического плана, заданий для самостоятельной работы;
- привлекать к проведению занятий высококвалифицированных преподавателей профессорско-преподавательского состава АО ИОО, экспертов-практиков;
- обеспечивать техническое сопровождение занятий информационно-методическими материалами и нормативными документами;
- ежемесячно отслеживать результаты выполнения заданий каждого слушателя ОДШЭ.
Организаторы имеют право:
- использовать практические материалы экспертов РБЭ для распространения опыта.
Слушатели ОДШЭ обязаны:
- регулярно посещать занятия согласно установленному расписанию;
- своевременно выполнять практические задания для самостоятельной работы и отправлять на проверку.
Слушатели имеют право:
вносить предложения о совершенствовании процесса обучения,
получать консультации по вопросам, возникающим в ходе применения полученных знаний на практике.
Партнеры обязаны:
организовать возможность проведения практических занятий экспертами.
Партнеры имеют право:
представлять интересы муниципального объединения экспертов.
Учебная документация ведется в соответствии с уставом, локальными и нормативно-правовыми актами АО ИОО.
Слушатели ОДШЭ, освоившие в полном объеме программу повышения квалификации «Экспертиза в ходе аттестации педагогических работников», прошедшие полный теоретический курс и выполнившие задания, получают удостоверение о повышении квалификации на 72 часа.
В практической деятельности эксперты регионального банка региональной аттестационной комиссии используют методику, которая позволяет осуществить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников в ходе аттестации и аргументировать решение об установлении (отказе в установлении) заявленной квалификационной категории (первой, высшей).
Обучаясь в ОДШЭ, эксперты знакомятся с эффективным опытом оценки педагогической профессиональной деятельности, обмениваются, обобщают опыт коллег-профессионалов с целью поиска и систематизации наиболее эффективных методов экспертизы и внедрения в практику инновационных технологий: взаимодействие в группах с использованием технологии Wiki. Элемент Wiki системы дистанционного обучения позволяет экспертам при взаимодействии выполнять задание в группе, вносить свои правки и изменения с использованием вики-разметки в текст группового ответа. Использование этой системы дистанционного обучения способствует повышению эффективности и качества экспертной деятельности при проведении всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника, стимулированию целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации экспертов, их экспертной деятельности. Практика показывает, что эксперты, прошедшие обучение в данной форме успешно проводят всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников в ходе аттестации.