Страницы меню навигации

Квалификационная категория – «педагог–наставник»: перспективы введения и аттестации педагогических работников

УДК 371.1.08

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ – «ПЕДАГОГ–НАСТАВНИК»: ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ И АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Веревкина Надежда Владимировна, старший методист центра аттестации педагогических работников, ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», Россия, г Архангельск, capr@onedu.ru

 

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы наставничества при аттестации педагогических работников образовательных организаций на квалификационную категорию «педагог – наставник».

Ключевые слова: наставничество; аттестация; методическое сопровождение

Keywords: mentoring; certification; methodological guidance

 

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем современного профессионального образования. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагогический работник, его профессионализм. Современный динамично меняющийся мир требует от педагогического работника высокого профессионализма, которого возможно достичь в условиях личностного самосовершенствования. Этот процесс требует от педагогического работника определенной профессиональной трансформации. В концепции профессионального стандарта педагогического работника указано: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться», из которого следует, что педагогический работник должен непрерывно повышать свою профессиональную компетенцию, а также быть мобильным, ответственным, готовым к решению профессиональных задач. Аттестация педагогических работников является одним из способов совершенствования профессиональной компетенции, поэтому подготовка его к аттестации имеет огромное значение. 

23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. 23 февраля 2018 года на Всероссийском форуме «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив был сформирован перечень поручений Президента РФ. В декабре 2019 г. дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». «Наставничество» становится одной из немногих сквозных тем, проходящих через весь нацпроект «Образование». [1, 2]  Несмотря на то, что на государственном уровне тема наставничества обсуждается с 2013 года, наставничество носит формальный характер. Часто наставничество в образовательных организациях проходит стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого педагога, который только пришел на работу в образовательную организацию. Однако в данный момент и молодые педагоги, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении, так как наставничество –  это универсальная технология передачи опыта, знаний, и поэтому нужно менять привычную систему наставничества и организовывать ее в разных направлениях. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Ежегодный мониторинг педагогических кадров образовательных организаций показал необходимость организовать наставничество с целью переквалификации педагогических работников внутри образовательного учреждения. Задача образовательной организации —  создавать ситуацию успешности работы начинающего педагогического работника, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности, а также приобретение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей [3, 4]. Возможно использование в практике работы методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества педагогов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в том числе с применением лучших практик обмена опытом. Необходим комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленные на организацию взаимоотношений педагога — наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, которые прописываются в Программе наставничества образовательной организации, где Программа наставничестваэто комплекс  мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, Наставляемый – это участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при  его помощи и поддержке решаемые конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник – это участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, человек компетентный, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. В Архангельской области разработана региональная методика аттестации оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную  деятельность и применяется с 01 ноября 2016 года. Данная методика определяет порядок и направления профессионального саморазвития педагогического работника и включает в себя критерии на первую и высшую квалификационные категории [5].

Педагогическим работникам образовательных организаций при аттестации на квалификационную категорию «педагог – наставник» рекомендуется заблаговременно (до подачи заявления о проведении аттестации) использовать методику для самоанализа и самооценки. Анализ результатов самооценки позволит ему самостоятельно разработать программу индивидуальной подготовки к предстоящей аттестации (индивидуальный маршрут, дорожную карту) и основу установления квалификационной категории «педагог – наставник», которая  прописана в п. 39 Проекта  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (МШРГ – 2 от 2022 г.) (критерий № 1) и методику оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную  деятельность  на  территории Архангельской  области, на первую и высшую квалификационные категории разработана (далее –  методика), прописанную в письму министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 г. № 09/01-11/5361 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических  работников в целях установления квалификационной категории» в целях осуществления единого подхода к оценке профессиональной деятельности педагогов, повышения объективности их оценивания на основе общих критериев и показателей специалистами — экспертами регионального банка в процессе осуществления [4, 5].

Использование данной методики экспертам регионального банка региональной аттестационной комиссии министерства образования Архангельской области позволяет осуществить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников в ходе аттестации и аргументировать решение об установлении (отказе в установлении) заявленной квалификационной категории «педагог – наставник».

При аттестации на квалификационную категорию «педагог – наставник» экспертам регионального банка региональной аттестационной комиссии министерства образования Архангельской области рекомендуется анализ показателей результативности образовательной деятельности наставляемого 1 (первого критерия):

показатели профессиональной деятельности количество баллов источники информации
1.1. Системность наставнической работы, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно  — методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
1.2.Совместная деятельность педагога – наставника и педагога
1.3. Руководство педагогической практикой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным

программам высшего образования по специальностям, направлениям подготовки «Образования и педагогические науки»

1.4. Участие в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства
1.5. Динамика сопровождения профессионального становления (на основе диагностики сформированности профессиональных компетенций)
1.6. Помощь молодым педагогам, координация их действия в соответствии с трудовой функцией, в том числе педагогическим  работникам с длительным перерывом в педагогической деятельности, педагогическим работникам, не имеющих базового педагогического образования
1.7. Передача социального опыта. Активное участие в формировании продуктивного профессионального взаимодействия с педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций, специалистами управления образованием.

 

Показатели, отражающие 2, 3 критерий, и для высшей квалификационной категории — 4 критерий, предлагаются использовать при установлении квалификационной категории «педагог – наставник» прописанные в письме министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 г. № 09/01-11/5361 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических  работников в целях установления квалификационной категории». [5, 6, 7].

Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагогического работника, заявившегося на квалификационную категорию «педагог – наставник» могут  явиться:

 — анализ «Положения о Наставничестве образовательной организации». Основной формой наставничества, согласно Положения является «Педагог-педагог», где не задается возрастной параметр. Форма «Педагог-педагог» предусматривает две основные роли: наставляемый и наставник;

 — анализ мероприятий программы Наставничества образовательной организации;

—  анализ этапов деятельности педагога — наставника: адаптационный, основной (проектировочный)  и контрольно-оценочный. 

 — анализ мероприятий, указанных в дорожной карте внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации: информирование педагогического и родительского сообществ образовательной организации о реализации программы наставничества, сбор дополнительной информации о запросах наставляемого (педагогического работника),  анализ выбора форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества, проведение собеседования с наставниками, наставляемыми, результаты анкетирования участников и проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества. Для примера предлагается Дорожная карта  МБОУ Городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 70» в Приложении [7].

—           анализ форм и методов работы педагога-наставника с начинающим специалистом (наставляемым): консультирование (индивидуальное, групповое); активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др);

 — анализ системного использования двух и более новых образовательных технологий (технология сотрудничества, коучинг, кейс-метод, технология открытого пространства,  квик-настройка, мастер-класс, практикум и др.).

Следует отметить, что наставничество в образовательной организации, будучи многогранным видом деятельности для педагога, является способом повышения педагогического мастерства педагогического работника и действенной технологией формирования и совершенствования инструментов наращивания профессиональных компетенций педагогов, оказывает плодотворное влияние на повышение качества образования и улучшение качества работы всей образовательной организации.

В заключение хотелось бы отметить, что при аттестации экспертиза профессиональной деятельности педагога — наставника рассматривается в рамках как «горизонтального» непрерывного образования педагога и определяется степенью осознанного профессионального продвижения, профессионального роста как наставляемого, так и самого педагога — наставника, что требует особой доли ответственности в решении конкретных профессиональные задач по приобретению нового профессионального и жизненного опыта.

Список использованных источников:

  • Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 N 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» // Гарант.ру. Информационно-правовой портал: [сайт]. – 2022. – URL: https://base.garant.ru/72833182/
  • Распоряжение Минпросвещения  России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества  обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную  деятельность  по  общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших  практик  обмена опытом между  обучающимися» // Гарант.ру. Информационно-правовой портал: [сайт]. – 2022. – URL : https://base.garant.ru/73473531/
  • Письмо Минпросвещения России  от 23.01.2020  №МР-42/02 «О направлении  целевой  модели  наставничества  и  методических рекомендаций»  (вместе с «Методическими  рекомендациями  по  внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную  деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным  и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». – URL : https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/
  • Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области от17.12.2019 №2321 «Об утверждении типового положения о наставничестве в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам на территории Архангельской области, в рамках федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» национального проекта «Образование»
  • Письмо министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 г. № 09/01-11/5361 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории» . – URL : https://www.onedu.ru/sveden/struct/capr/docs/detail/?ID=943230
  • Документационное сопровождение аттестации педагогических работников: методические рекомендации / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [сост. Н. В. Веревкинв, Г. И. Горшкова, С. В. Суханова] . — Архангельск : АО ИОО, 2016. — 65 с. : ил.
  • Блог Надежды Веревкиной старшего методиста ЦАПР АО ИОО. — URL : https://nverevkina.ru/attestuemomu/

Приложение

Дорожная карта

работы педагога — наставника (ФИО) с начинающим педагогом (ФИО)

Мероприятие Деятельность педагога — наставника Результат работы
1год
1 Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур(анкетирование,

собеседование)

Индивидуальный образовательный маршрут начинающего специалиста (далее – НС)
2 Изучение нормативно-правовой базы.

Ведение школьной документации

Деятельность по изучению

«Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы.

Обучение правилам заполнения журнала

Компетентность начинающего педагога в заполнении школьной документации
3 Ознакомление с обновлённым ФГОС НОО Разработка программы индивидуального профессионального

Саморазвития педагога

Наличие программы индивидуального профессионального развития
4 Обеспечение каналов многосторонней связи с  начинающим педагогом Создание на личном сайте/блоге наставника страницы;

организация общения посредством электронной

почты

Возможность постоянного взаимодействия и общения
5 Проектирование и анализ образовательной деятельности в

Контексте требований ФГОС

Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного

Проектирования урока

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-

деятельностного  типа

6 Освоение современных образовательных технологий Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы педагогической мастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения Обогащение опыта, умение молодого педагога

Использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных

технологий

7 Формирование позитивного имиджа педагога.

Мониторинг

Профессионального

роста

Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций.

Практикумы по решению

Педагогических ситуаций. Осуществление мониторинга

Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. Коррекция индивидуального

Образовательного маршрута

8 Моделирование внеклассной работы класса по формированию произношения и развитию слухового восприятия устной речи Организация деятельности по изучению вопросов моделирования внеклассной     работы в классе

(проектирование целей; особенности

проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)

Самостоятельное оформление школьной документации.

Наличие рабочей программы по формированию произношения и развитию слухового восприятия устной речи

9 Описание

методической  темы

Оказание методической помощи  наставником Выбор методической темы,

освоение технологии работы над выбранной темой

10 Создание портфолио Организация деятельности

 по изучению вопроса.

Презентация портфолио

наставником

Наличие  портфолио
11 Проектирование уроков в контексте требований ФГОС Организация самостоятельного проектирования занятия. Видеосъемка занятия. Анализ и самоанализ занятий Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа
12 Итоги реализации

программы

Подготовка отчета

педагога- наставника

2 год
Мероприятие Деятельность наставника Результат работы
1 Разработка рабочей программы учителя, программы внеклассной работы с классом.

Ведение школьной документации

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам Самостоятельно разработанные рабочие программы по формированию произношения и

Произносительной стороны устной речи. Компетентность в оформлении школьной

документации

2 Введение в процесс аттестации.

Требования к

квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников Подготовка НС к прохождению аттестации в рамках школы
3 Организация продуктивной

деятельности

Разработка КИМов Методические продукты

 

4 Организация внеурочной деятельности в очной и дистанционной форме(ZOOM) Организация и проведение практикума по разработке программы внеурочной деятельности.  (Речевые конференции, речевые

праздники)

Наличие программы внеурочной деятельности
5 Аттестация Консультированиепо оформлению документов Аттестация на первую

Квалификационную категорию

6 Продуктивная деятельность Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной

инициативы

Совместный проект
7 Методическая выставка достижений Оказание методической помощи Уровень профессионализ мамолодого педагога-систематизация наработок профессиональной

деятельности

8 Выступление на окружном МО Показать опыт работы по применению педагогической

технологии

Опыт работы по применению

Педагогической технологии

9 Мониторинг

Профессионального роста

Выбор диагностических

методик. Осуществление мониторинга

10 Итоги реализации

программы

Подготовка отчета наставника

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.