Квалификационная категория – «педагог–наставник»: перспективы введения и аттестации педагогических работников
УДК 371.1.08
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ – «ПЕДАГОГ–НАСТАВНИК»: ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ И АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Веревкина Надежда Владимировна, старший методист центра аттестации педагогических работников, ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», Россия, г Архангельск, capr@onedu.ru
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы наставничества при аттестации педагогических работников образовательных организаций на квалификационную категорию «педагог – наставник».
Ключевые слова: наставничество; аттестация; методическое сопровождение
Keywords: mentoring; certification; methodological guidance
Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем современного профессионального образования. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагогический работник, его профессионализм. Современный динамично меняющийся мир требует от педагогического работника высокого профессионализма, которого возможно достичь в условиях личностного самосовершенствования. Этот процесс требует от педагогического работника определенной профессиональной трансформации. В концепции профессионального стандарта педагогического работника указано: «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться», из которого следует, что педагогический работник должен непрерывно повышать свою профессиональную компетенцию, а также быть мобильным, ответственным, готовым к решению профессиональных задач. Аттестация педагогических работников является одним из способов совершенствования профессиональной компетенции, поэтому подготовка его к аттестации имеет огромное значение.
23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития В. В. Путин подчеркнул, что необходимо возрождать институт наставничества. 23 февраля 2018 года на Всероссийском форуме «Наставник», организованный Агентством стратегических инициатив был сформирован перечень поручений Президента РФ. В декабре 2019 г. дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». «Наставничество» становится одной из немногих сквозных тем, проходящих через весь нацпроект «Образование». [1, 2] Несмотря на то, что на государственном уровне тема наставничества обсуждается с 2013 года, наставничество носит формальный характер. Часто наставничество в образовательных организациях проходит стихийно, когда педагоги помогают друг другу по просьбе, или традиционно опытный педагог-наставник учит молодого педагога, который только пришел на работу в образовательную организацию. Однако в данный момент и молодые педагоги, и педагоги с опытом одинаково нуждаются в методическом сопровождении, так как наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, и поэтому нужно менять привычную систему наставничества и организовывать ее в разных направлениях. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Ежегодный мониторинг педагогических кадров образовательных организаций показал необходимость организовать наставничество с целью переквалификации педагогических работников внутри образовательного учреждения. Задача образовательной организации — создавать ситуацию успешности работы начинающего педагогического работника, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности, а также приобретение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей [3, 4]. Возможно использование в практике работы методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества педагогов для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в том числе с применением лучших практик обмена опытом. Необходим комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленные на организацию взаимоотношений педагога — наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, которые прописываются в Программе наставничества образовательной организации, где Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, Наставляемый – это участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решаемые конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник – это участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, человек компетентный, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. В Архангельской области разработана региональная методика аттестации оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и применяется с 01 ноября 2016 года. Данная методика определяет порядок и направления профессионального саморазвития педагогического работника и включает в себя критерии на первую и высшую квалификационные категории [5].
Педагогическим работникам образовательных организаций при аттестации на квалификационную категорию «педагог – наставник» рекомендуется заблаговременно (до подачи заявления о проведении аттестации) использовать методику для самоанализа и самооценки. Анализ результатов самооценки позволит ему самостоятельно разработать программу индивидуальной подготовки к предстоящей аттестации (индивидуальный маршрут, дорожную карту) и основу установления квалификационной категории «педагог – наставник», которая прописана в п. 39 Проекта Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (МШРГ – 2 от 2022 г.) (критерий № 1) и методику оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Архангельской области, на первую и высшую квалификационные категории разработана (далее – методика), прописанную в письму министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 г. № 09/01-11/5361 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории» в целях осуществления единого подхода к оценке профессиональной деятельности педагогов, повышения объективности их оценивания на основе общих критериев и показателей специалистами — экспертами регионального банка в процессе осуществления [4, 5].
Использование данной методики экспертам регионального банка региональной аттестационной комиссии министерства образования Архангельской области позволяет осуществить всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников в ходе аттестации и аргументировать решение об установлении (отказе в установлении) заявленной квалификационной категории «педагог – наставник».
При аттестации на квалификационную категорию «педагог – наставник» экспертам регионального банка региональной аттестационной комиссии министерства образования Архангельской области рекомендуется анализ показателей результативности образовательной деятельности наставляемого 1 (первого критерия):
показатели профессиональной деятельности | количество баллов | источники информации |
1.1. Системность наставнической работы, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно — методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | ||
1.2.Совместная деятельность педагога – наставника и педагога | ||
1.3. Руководство педагогической практикой студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным
программам высшего образования по специальностям, направлениям подготовки «Образования и педагогические науки» |
||
1.4. Участие в подготовке педагогических работников, в том числе из числа молодых специалистов, к участию в конкурсах профессионального (педагогического) мастерства | ||
1.5. Динамика сопровождения профессионального становления (на основе диагностики сформированности профессиональных компетенций) | ||
1.6. Помощь молодым педагогам, координация их действия в соответствии с трудовой функцией, в том числе педагогическим работникам с длительным перерывом в педагогической деятельности, педагогическим работникам, не имеющих базового педагогического образования | ||
1.7. Передача социального опыта. Активное участие в формировании продуктивного профессионального взаимодействия с педагогическими и руководящими работниками образовательных организаций, специалистами управления образованием. |
Показатели, отражающие 2, 3 критерий, и для высшей квалификационной категории — 4 критерий, предлагаются использовать при установлении квалификационной категории «педагог – наставник» прописанные в письме министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 г. № 09/01-11/5361 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории». [5, 6, 7].
Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагогического работника, заявившегося на квалификационную категорию «педагог – наставник» могут явиться:
— анализ «Положения о Наставничестве образовательной организации». Основной формой наставничества, согласно Положения является «Педагог-педагог», где не задается возрастной параметр. Форма «Педагог-педагог» предусматривает две основные роли: наставляемый и наставник;
— анализ мероприятий программы Наставничества образовательной организации;
— анализ этапов деятельности педагога — наставника: адаптационный, основной (проектировочный) и контрольно-оценочный.
— анализ мероприятий, указанных в дорожной карте внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации: информирование педагогического и родительского сообществ образовательной организации о реализации программы наставничества, сбор дополнительной информации о запросах наставляемого (педагогического работника), анализ выбора форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества, проведение собеседования с наставниками, наставляемыми, результаты анкетирования участников и проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества. Для примера предлагается Дорожная карта МБОУ Городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 70» в Приложении [7].
— анализ форм и методов работы педагога-наставника с начинающим специалистом (наставляемым): консультирование (индивидуальное, групповое); активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др);
— анализ системного использования двух и более новых образовательных технологий (технология сотрудничества, коучинг, кейс-метод, технология открытого пространства, квик-настройка, мастер-класс, практикум и др.).
Следует отметить, что наставничество в образовательной организации, будучи многогранным видом деятельности для педагога, является способом повышения педагогического мастерства педагогического работника и действенной технологией формирования и совершенствования инструментов наращивания профессиональных компетенций педагогов, оказывает плодотворное влияние на повышение качества образования и улучшение качества работы всей образовательной организации.
В заключение хотелось бы отметить, что при аттестации экспертиза профессиональной деятельности педагога — наставника рассматривается в рамках как «горизонтального» непрерывного образования педагога и определяется степенью осознанного профессионального продвижения, профессионального роста как наставляемого, так и самого педагога — наставника, что требует особой доли ответственности в решении конкретных профессиональные задач по приобретению нового профессионального и жизненного опыта.
Список использованных источников:
- Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 N 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» // Гарант.ру. Информационно-правовой портал: [сайт]. – 2022. – URL: https://base.garant.ru/72833182/
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» // Гарант.ру. Информационно-правовой портал: [сайт]. – 2022. – URL : https://base.garant.ru/73473531/
- Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». – URL : https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-23012020-n-mr-4202-o-napravlenii/
- Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области от17.12.2019 №2321 «Об утверждении типового положения о наставничестве в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам на территории Архангельской области, в рамках федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Современная школа» национального проекта «Образование»
- Письмо министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 г. № 09/01-11/5361 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории» . – URL : https://www.onedu.ru/sveden/struct/capr/docs/detail/?ID=943230
- Документационное сопровождение аттестации педагогических работников: методические рекомендации / Арханг. обл. ин-т открытого образования; [сост. Н. В. Веревкинв, Г. И. Горшкова, С. В. Суханова] . — Архангельск : АО ИОО, 2016. — 65 с. : ил.
- Блог Надежды Веревкиной старшего методиста ЦАПР АО ИОО. — URL : https://nverevkina.ru/attestuemomu/
Приложение
Дорожная карта
работы педагога — наставника (ФИО) с начинающим педагогом (ФИО)
№ | Мероприятие | Деятельность педагога — наставника | Результат работы |
1год | |||
1 | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста | Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур(анкетирование,
собеседование) |
Индивидуальный образовательный маршрут начинающего специалиста (далее – НС) |
2 | Изучение нормативно-правовой базы.
Ведение школьной документации |
Деятельность по изучению
«Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения журнала |
Компетентность начинающего педагога в заполнении школьной документации |
3 | Ознакомление с обновлённым ФГОС НОО | Разработка программы индивидуального профессионального
Саморазвития педагога |
Наличие программы индивидуального профессионального развития |
4 | Обеспечение каналов многосторонней связи с начинающим педагогом | Создание на личном сайте/блоге наставника страницы;
организация общения посредством электронной почты |
Возможность постоянного взаимодействия и общения |
5 | Проектирование и анализ образовательной деятельности в
Контексте требований ФГОС |
Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ.
Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного Проектирования урока |
Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-
деятельностного типа |
6 | Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы педагогической мастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения | Обогащение опыта, умение молодого педагога
Использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий |
7 | Формирование позитивного имиджа педагога.
Мониторинг Профессионального роста |
Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций.
Практикумы по решению Педагогических ситуаций. Осуществление мониторинга |
Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. Коррекция индивидуального
Образовательного маршрута |
8 | Моделирование внеклассной работы класса по формированию произношения и развитию слухового восприятия устной речи | Организация деятельности по изучению вопросов моделирования внеклассной работы в классе
(проектирование целей; особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) |
Самостоятельное оформление школьной документации.
Наличие рабочей программы по формированию произношения и развитию слухового восприятия устной речи |
9 | Описание
методической темы |
Оказание методической помощи наставником | Выбор методической темы,
освоение технологии работы над выбранной темой |
10 | Создание портфолио | Организация деятельности
по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником |
Наличие портфолио |
11 | Проектирование уроков в контексте требований ФГОС | Организация самостоятельного проектирования занятия. Видеосъемка занятия. Анализ и самоанализ занятий | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа |
12 | Итоги реализации
программы |
Подготовка отчета
педагога- наставника |
|
2 год | |||
№ | Мероприятие | Деятельность наставника | Результат работы |
1 | Разработка рабочей программы учителя, программы внеклассной работы с классом.
Ведение школьной документации |
Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Самостоятельно разработанные рабочие программы по формированию произношения и
Произносительной стороны устной речи. Компетентность в оформлении школьной документации |
2 | Введение в процесс аттестации.
Требования к квалификации |
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Подготовка НС к прохождению аттестации в рамках школы |
3 | Организация продуктивной
деятельности |
Разработка КИМов | Методические продукты
|
4 | Организация внеурочной деятельности в очной и дистанционной форме(ZOOM) | Организация и проведение практикума по разработке программы внеурочной деятельности. (Речевые конференции, речевые
праздники) |
Наличие программы внеурочной деятельности |
5 | Аттестация | Консультированиепо оформлению документов | Аттестация на первую
Квалификационную категорию |
6 | Продуктивная деятельность | Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной
инициативы |
Совместный проект |
7 | Методическая выставка достижений | Оказание методической помощи | Уровень профессионализ мамолодого педагога-систематизация наработок профессиональной
деятельности |
8 | Выступление на окружном МО | Показать опыт работы по применению педагогической
технологии |
Опыт работы по применению
Педагогической технологии |
9 | Мониторинг
Профессионального роста |
Выбор диагностических
методик. Осуществление мониторинга |
|
10 | Итоги реализации
программы |
Подготовка отчета наставника
|