Страницы меню навигации

БАНК ЭКСПЕРТОВ КАК ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

УДК 378.2.

БАНК ЭКСПЕРТОВ КАК ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Суханова Светлана Вячеславовна,

старший методист,

ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», центр аттестации педагогических работников,

Россия, г. Архангельск,

E-mail: sukhanovas@inbox.ru

Петров Александр Олегович,

методист,

ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», центр аттестации педагогических работников,

Россия, г. Архангельск,

E-mail: amk-ippk@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются алгоритм информатизации регионального банка специалистов (экспертов), формы обучения и повышения квалификации специалистов (экспертов), формирование экспертной группы из специалистов (экспертов) при проведении аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории.

Ключевые слова: аттестация педагогических работников; информационная система; профессиональная деятельность; эксперты; методическое объединение; профессиональное развитие.

Summary. Тhe article presents information and technological aspects of using the experts database for teacher’s certification.

Key words: teacher’s certification, experts, database, professional development.

 

Исходя из содержания Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на период до 2025 года, паспорта национального проекта «Образование», а также Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2030 года, актуальным направлением развития системы образования на сегодняшний день является проектирование современной цифровой образовательной среды образовательной организации [1,5]. Эти стратегические документы по сути формируют «образ будущего» страны и задает ключевые показатели на 10 лет вперед. Долгосрочные ориентиры остались неизменными, но были актуализированы с учетом новых факторов, связанных с пандемией коронавируса и кризисом в глобальной экономике.

Согласно указанным стратегическим документам цифровая образовательная среда образовательной организации представляет собой цифровое пространство для всех участников образовательных отношений, позволяющее конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с зачетом результатов обучения по онлайн-курсам; автоматизировать административные, управленческие и организационные процессы; проводить процедуры оценки качества образования; перевести отчетность образовательной организации в цифровой формат; обеспечить возможность организации электронного, смешанного и дистанционного обучения; формировать профили «цифровых компетенций» участников образовательных отношений [5].

Особое внимание в указе уделяется цифровой трансформации экономики — пандемия сделала ее необходимость наглядной. В частности, указ ставит задачи добиться «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, здравоохранения, образования и государственного управления, четырехкратное увеличение вложений в IT.

Одним из механизмов обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций предполагается введение новой системы аттестации. Тем не менее есть опыт применения информационно-технологического ресурса в процедуре аттестации педагогических работников образовательных организаций на первую и высшую квалификационную категорию.

Известно, что объективность проведения аттестации зависит от компетентности экспертов, привлекаемых к проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, претендующих на первую или высшую квалификационную категорию, подбора специалистов (экспертов) регионального банка.

Основное назначение информационно-технологической системы:

  • накопление, хранение, обработка и получение сведений о педагогических работниках, осуществляющих образовательную деятельность на территории Архангельской области, заявившихся в региональную аттестационную комиссию для установления квалификационной категории;
  • накопление, хранение, обработка и получение сведений о специалистах (экспертах), привлеченных для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

Процедура аттестации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Архангельской области, проводится в соответствии с законами Российской Федерации и регламентирована региональными нормативно-правовыми документами [2,3].

Региональный банк экспертов Архангельской области представляет информационно-технологический Интернет-ресурс, располагающийся на сайте Архангельского областного института открытого образования по адресу http://www.arkh-edu.ru/. Банк представляет собой список специалистов, созданный на платформе CMS Bitrix в рамках сайта Архангельского областного института открытого образования. Банк включает 3387 экспертов, а также содержит необходимые информационные данные (место работы, должность, квалификационную категорию и т.д.). Банк оснащен удобной системой поиска. Фильтры позволяют вести поиск не только по фамилии, имени, отчеству искомого эксперта, но и территории, образовательной организации, должности, предмету, а также направлению деятельности специалиста. Ежегодно в конце календарного года региональная аттестационная комиссия министерства образования Архангельской области утверждает список экспертов на год и списочный состав экспертов обновляется. В течение года, педагоги аттестуются на первую или высшую квалификационную категорию, меняют фамилии, места жительства и работы. В этом случае руководитель образовательной организации направляет информационное письмо в региональную аттестационную комиссию министерства образования Архангельской области с указанием изменившихся данных педагогического работника-эксперта. Таким образом, банк содержит всегда актуальную достоверную информацию.

Состав экспертов – это педагогические и руководящие работники образовательных организаций Архангельской области, сотрудники Департамента образования муниципальных органов управления. По инициативе руководителей профессиональных образовательных организаций внесены в банк экспертов представители отраслевых организаций, сотрудники организаций-работодателей. Региональный банк экспертов отражает профессиональную направленность в различных видах их деятельности.

            Для аттестации педагогов на квалификационную категорию разработаны единые региональные требования. Наличие разработанной в Архангельской области методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников и использование ее для самооценки позволяет педагогам заблаговременно разрабатывать программы подготовки к предстоящей аттестации (индивидуальный маршрут, «дорожную карту») [4].

Существуют разные формы повышения экспертной компетентности. Одной из них является дистанционное обучение: проведение вебинаров, занятий с использованием видеоконференцсвязи «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области», объединяющее 25 муниципальных территорий (рис. 1).

рис. 1

 

Архангельский областной институт открытого образования является оператором «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области» при содействии Министерства образования Архангельской области. Данный проект является современным и очень востребованным. Основная задача проекта – повышение эффективности коммуникаций с использованием современных технических средств и технологий. При проведении мероприятий используется уникальная система видеоконференцсвязи, где в качестве узлов, оборудованных системами передачи видео- и аудиоинформации в реальном масштабе времени, рассматриваются образовательные организации в каждом из муниципальных образований Архангельской области, комплектуемыми соответствующим оборудованием, с одной стороны, а с другой стороны центральная система управления, установленная в Архангельском областном институте открытого образования.

Самые первые сеансы видеоконференцсвязи начались еще в 2012 году. Сейчас появились новые подключения не только в городах и районах нашей области, но и в удаленных округах города Архангельска. Наша новая система позволяет расширить количество подключений точек связи до сотни, сейчас уже подключено порядка семидесяти (большая часть из них в школах). Ежегодно расширяется сеть муниципальных центров образовательного кольца.

Основная задача проекта — повышение эффективности коммуникаций с использованием современных технических средств и технологий. За все время работы кольца было проведено более 1600 сеансов видеоконференцсвязи, в которых приняли участие более 81 000 человек. Все участники этих дистанционных мероприятий могли свободно общаться друг с другом на профессиональные темы, вести дискуссии, обсуждения идей в режиме реального времени. Это существенная экономия – педагогам и участникам мероприятий не нужно ездить в командировки. Данная возможность предоставляется работникам образования, проживающим в населенных пунктах, удаленных от муниципальных центров цифрового образовательного кольца.

Получившаяся система, позволяет охватить и вовлечь во взаимодействие в реальном масштабе времени аудитории, находящиеся в обозначенных центрах. Подобная схема взаимодействия, хоть и является технологически сложной, но позволяет сделать процесс коммуникации более эффективным, низко затратным, оперативным, представляющим широкий спектр возможностей. Эти комплекты были сформированы исходя из принципа мульти функциональности, позволяющего максимально повысить функциональность предоставленного оборудования: использовать его не только для проведения сеансов видеоконференцсвязи, но и в учебном и воспитательном процессе. Такое сетевое взаимодействие осуществляется на основе взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащей в основе особого социально-педагогического партнерства.

С 2013 года функционирует годичная Областная дистанционная школа экспертов. Всего обучение прошло 819 человек. В ходе реализации основного содержания слушатели школы экспертов имеют возможность познакомиться с нормативно-правовыми документами по вопросам аттестации педагогических работников, получения практического опыта в области экспертизы в ходе аттестации педагогических работников. При выполнении заданий слушатели взаимодействуют друг с другом. Программа Wiki позволяет пользователям совместно работать над документом, добавляя, расширяя и изменяя его содержание. Небольшой период времени, в который школа экспертов приостановила работу, показал значительное уменьшение количества подготавливаемых специалистов (экспертов) и продемонстрировал острую нехватку экспертов при проведении процедуры аттестации педагогических работников. На сегодняшний день обучение проходят свыше 150 потенциальных экспертов.

На муниципальном уровне подготовка экспертов осуществляется через создаваемые городские школы экспертов, творческие лаборатории молодых педагогов, проведение тематических проблемных семинаров и др. Эксперты школы участвуют в видеоконференцсвязи и вебинарах, организованные Архангельском областном институте открытого образования. На занятиях эксперты изучают нормативно-правовую базу аттестации педагогических работников, знакомят педагогов с методикой оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории (первой, высшей), проводят тренинги по психологическому сопровождению педагога при экспертизе профессиональной деятельности. Так же проводят обучение по анализу профессиональных достижений педагога, как предмета экспертизы при аттестации, оформлению экспертного заключения и комментариев. Такое профессиональное объединение помогает педагогам сообща решать многие проблемы в определенной области профессиональной деятельности, общаться друг с другом, повышать свой профессиональный уровень.

В информационной системе всем пользователям доступен перечень имеющихся справочных материалов: нормативно-правовые документы (федерального и регионального уровней), информационно-методические материалы, перечень предоставляемых документов для проведения аттестации, база данных «Сведения об участнике аттестации», форма заявления, обобщение опыта в процессе аттестации и другая информация.

В межаттестационный период педагогический работник ответственно подходит к повышению профессиональных компетенций, а именно: осваивает дополнительные профессиональные программы по профилю педагогической деятельности в установленные сроки; принимает активное участие в конференциях, семинарах и круглых столах, профессиональных конкурсах разного уровня, проходит стажировки и проводит (посещает) мастер-классы; принимает активное участие в методической работе образовательной организации; использует современные формы, виды, средства и новые технологии обучения.

Применяемая методика оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Архангельской области, разработана в целях осуществления единого подхода к оценке профессиональной деятельности педагогов, повышения объективности их оценивания на основе общих критериев и показателей специалистами-экспертами регионального банка в процессе осуществления аттестации [4].

Огромный рывок вперед в развитии образования удалось сделать за этот период. Ну и сегодня сложно представить себе учебное заведение без Wi-Fi (технология беспроводной локальной сети). Учебные заведения в Архангельской области становятся центром притяжения для всех жителей прилегающих территорий, районов. Всем обучающимся предоставляется возможность в зависимости от индивидуальных способностей, личных запросов и интересов включиться в образовательный процесс в различных кружках и секциях. Кванториум – новое качество образования. В рамках технопарка образовательная организация может выступать в роли точки для консультаций, мастер-классов и поддержки для всех образовательных организаций, т.е. оказывать информационно-методическое сопровождение.

Информационно-технологический ресурс региональной системы аттестации педагогических работников позволяет экспертам в удаленном режиме увидеть взаимодействие обучающихся и педагогических работников в процессе обучения. Экспертная компетентность, выступая результатом специально организованного обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием профессионально-личностного саморазвития субъекта экспертной деятельности, интеграции его профессионального и личностного опыта. Взаимодействие экспертов, пусть даже дистанционно, ведет к развитию системы образования. Позволяет выявить инновационный потенциал как педагогических работников, так и экспертов, транслировать его на всю систему образования, активизировать процессы развития специалистов (экспертов), педагогов в организационном, содержательном, технологическом аспектах с целью совершенствования профессиональной компетентности их в вопросах аттестации.

Сегодня меняется общество, меняются и требования к образованию. Формируемая национальная система профессионального роста педагогических работников обеспечивает актуализацию профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций педагогических работников; подготовку педагогических работников к использованию новых форм, методов и средств обучения и воспитания; внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с обучающимися; повышение подготовки обучающихся в процессе реализации общеобразовательных программ и формирование компетенций с учетом задачи по улучшению результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS) и, таким образом, способствует достижению стратегических значимых задач Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации [5].

Использование информационно-технологического ресурса аттестации педагогического работника Архангельской области обеспечивает возможность удаленного участия в процедурах аттестации всех участников процесса, прозрачность процедуры аттестации и как показывает практика, способствует росту профессионального мастерства педагога. Таким образом, «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области» является мощным инструментом в решении многих учебных, воспитательных и управленческих задач, таких ка повышение квалификации педагогов, консультирование работников образования по различным вопросам и дистанционное образование педагогов, специалистов (экспертов). В дальнейшем, в связи с изменениями законодательной и нормативной базы, информационная система будет дорабатываться и усовершенствоваться.

Список использованных источников

  1. Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. № 10)
  2. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
  3. Распоряжение министерства образования и науки Архангельской области от 15.08.2014 г. № 1108 «О проведении аттестации педагогических работников подведомственных министерству образования и науки Архангельской области государственных образовательных организаций Архангельской области и (или) государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области, находящихся в ведении органов управления образованием муниципальных образований Архангельской области муниципальных образовательных организаций, а также частных образовательных организаций, руководителей подведомственных министерству образования и науки Архангельской области государственных образовательных организаций Архангельской области и (или) государственных профессиональных образовательных организаций Архангельской области».
  4. Письмо министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 г. № 209/01-11/5361 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории».
  5. Паспорт национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.