Страницы меню навигации

cтаршего методиста ЦАПР АО ИОО

Методические рекомендации по итогам проведения всероссийской олимпиады школьников предметной области «Технология» в номинациях «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

 

Веревкина Н.В., методист

кафедры теории методики предмета АО ИОО,

Рванина В.М., учитель технологии

МБОУ МО «Город Архангельск» «Гимназия №24»

 

Методические рекомендации по итогам проведения всероссийской олимпиады школьников предметной области «Технология» в номинациях «Техника и техническое творчество» и «Культура дома и декоративно-прикладное творчество»

 

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников предметной области «Технология» проводился на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации (Минобрнауки России) от 18 ноября 2013 г. № 1252 и изменений, внесенных в Порядок (приказ Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. № 249 и от 17 декабря 2015 г. №1488) 14, 15 февраля 2018 г. в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 50 имени дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина». В региональном этапе всероссийской олимпиады школьников предметной области «Технология» приняли участие учащиеся образовательных организаций Архангельской области, которые проходили обучение по адаптивным программам, составленным на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по технологии с учетом примерной программы по учебному предмету «Технология» 9-х и 10-11-х классов. Участниками регионального этапа всероссийской олимпиады школьников предметной области «Технология» были победители и призёры муниципального этапа. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников проводился в виде независимых соревнований в двух возрастных группах – 9-х, и 10 – 11 классов. Основной целью проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников является обеспечение справедливых соревновательных испытаний среди сильнейших учащихся региона в предметной области «Технология», направленных на демонстрацию предметных, метапредметных, личностных результатов учащихся, сформировавшихся в процессе обучения. Олимпиада проводилась по двум номинациям: «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» и «Техника и техническое творчество».

 

  1. Анализ проведения регионального этапа олимпиады школьников предметной области «Технология»

1.1. Общая характеристика заданий регионального этапа олимпиады

Задания и критерии оценивания разрабатывались центральной предметно-методической комиссией предметной области «Технология» (г.Москва) и использовались в полном объеме. Содержание заданий соответствует требованиям основного федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по технологии. Региональный этап всероссийской олимпиады проводился в три тура: 1 тур — теоретический; 2 тур — практическая работа; 3 тур — представление и защита проекта. Теоретические задания были в одном варианте для каждой возрастной группы. В тестовое задание каждого класса также было включено творческое задание, которое направлено на практическое применение теоретических знаний, но не использовалось в практических заданиях. Общее количество баллов за теоретический тур — 35 баллов.

Наличие проекта является обязательным условием участия конкурсанта в Олимпиаде.

В номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» практическое задание проходило в 2 практических тура. Теоретические задания в номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» отражали представленные ниже разделы:

1.Определение технологии – знаний (науки) о преобразовании материалов, энергии и информации.

  1. Роль техники и технологий в развитии общества.
  2. Технология основных сфер профессиональной деятельности.
  3. Структура производства: потребности, ресурсы, технологические системы, процессы, контроль, сбыт. История техники и технологий.
  4. Технологии обработки пищевых продуктов.
  5. Машиноведение.
  6. Материаловедение текстильных материалов.
  7. Технологии обработки текстильных материалов (создание швейных изделий из текстильных и поделочных материалов).
  8. История костюма.
  9. Лазерные технологии. Нанотехнологии (принципы реализации, области применения).
  10. Интерьер. Дизайн – проектирование.
  11. Художественная обработка материалов.
  12. Конструирование (черчение) и моделирование (дизайн одежды). Проектирование с помощью компьютерных технологий.
  13. Декоративно- прикладное творчество.
  14. Электротехника и электроника. Способы получения, передачи и использования электроэнергии, её преобразования. Альтернативная энергетика.
  15. Цифровые технологии. Информационные и коммуникационные технологии, станки с ЧПУ, 3D-печать, «умные» дома, автоматика, использование робототехники в промышленности и быту.
  16. Семейная экономика.
  17. Основы предпринимательства. Бизнес – проектирование.
  18. Профессиональное самоопределение.
  19. Производство и окружающая среда.

Во втором туре, при оценке практической работы максимальное количество, которое мог получить участник — 40 баллов: – техническое моделирование; оценка — 20 баллов и технология обработки швейных изделий; оценка — 20 баллов. Степень сложности практического задания соответствует уровню теоретической и практической подготовки учащихся. Для конкурса по технологии обработки швейных изделий были предложены задания в форме технологических карт с иллюстрациями. Задание предусматривало обработку соответствующего оригинального изделия по технологической карте и определяло умения пользоваться технологической документацией и правильно подбирать технологические приёмы обработки и элементы отделки.

В практической работе по моделированию швейных изделий участники олимпиады выполняли моделирование швейных изделий по эскизу и описанию модели. Задание предусматривало нанесение линий фасона изделий на чертеж основы и подготовку выкроек к раскрою в масштабе 1:4.

С 2017 года Министерством образования РФ в проектной деятельности учащихся рекомендовано несколько направлений.

  1. Проектирование и изготовление швейных изделий, современные технологии, мода.
  2. Декоративно-прикладное творчество (рукоделие, ремёсла, керамика и другие), аксессуары.
  3. Предметы интерьера, современный дизайн (фитодизайн, растениеводство, агротехнологии).
  4. Социально-ориентированные, творческие проекты (экологические; агротехнические: ландшафтно-парковый дизайн, флористика, мозаика и другие с приложением арт-объектов).
  5. Национальный и театральный костюм.

 

В номинации «Техника и техническое творчество» теоретические задания отражали:

1.Определение технологии – знаний (науки) о преобразовании материалов, энергии и информации.

  1. Роль техники и технологий в развитии общества.
  2. Техносфера.
  3. Структура производства: потребности, ресурсы, технологические системы, процессы, контроль, сбыт. История техники и технологий.
  4. Машиноведение.
  5. Материаловедение древесины, металлов, пластмасс.
  6. Технологии обработки конструкционных материалов (создание изделий из конструкционных и поделочных материалов).
  7. Лазерные технологии. Нанотехнологии (принципы реализации, области применения).
  8. Ремонтно-строительные работы (технология ведения дома).
  9. Художественная обработка материалов.
  10. Дизайн.
  11. Техническое творчество.
  12. Электротехника и электроника. Способы получения, передачи и использования электроэнергии. Альтернативная энергетика.
  13. Цифровые технологии. Информационные и коммуникационные технологии, станки с ЧПУ, 3D-принтеры, «умные» дома, автоматика, робототехника (структура робота, принципы действия и области применения роботов).
  14. Черчение. Проектирование с помощью компьютерных технологий.
  15. Семейная экономика.
  16. Основы предпринимательства. Бизнес – проектирование.
  17. Профориентация.
  18. Производство и окружающая среда.

В тестовое задание каждого класса было включено творческое задание, которое направлено на применение теоретических знаний, но не использовалось в практических заданиях. Творческое задание предполагало описание изготовления заданного словами однодетального изделия: выбор материала и его обоснование, выбор заготовки, выполнение эскиза с простановкой размеров, составление технологической карты изготовления изделия с указанием инструментов и оборудования, возможность украшения изделия; а также задачи, предполагающие использование технологических знаний для их решения.

Для выполнения практических работ в номинации «Техника и техническое творчество» участниками олимпиады использовались мастерские по ручной и станочной обработке древесины и металла.

Защита проектных работ номинации «Техника и техническое творчество»

осуществлялась по следующим направлениям

  1. Электротехника, автоматика, радиоэлектроника. (В том числе, проектирование систем подобных концепции «Умный дом», проектирование систем с обратной связью, проектирование  электрифицированных объектов, применение систем автоматического управления для устройств бытового и  промышленного применения.
  2. Техническое моделирование и конструирование технико-технологических объектов.
  3. Художественная обработка материалов (резьба по дереву, художественная ковка, выжигание, и другие).
  4. Проектирование объектов с применением современных технологий (3-D технологии, фрезерные станки с ЧПУ и другие), проектирование новых материалов с заданными свойствами и объектов из новых материалов.

При оценке творческого проекта рассматривалось качество выполнения пояснительной записки (до 15 баллов), изделия (до 20 баллов) и презентации (до 15 баллов).

Основные позиции представляемого проекта, по которым проходит экспертиза: новизна представляемых проектов, оригинальность выполненного изделия, новаторство идеи автора.

Важными характеристиками участника олимпиады при оценке творческих проектов являются следующие критерии:

а) самостоятельность выбора темы и её соответствие содержанию изложенной проблемы;

б) актуальность проекта с точки зрения потребительского спроса;

в) технологическое решение и конструктивные особенности изделия, владение приёмами выполнения отдельных элементов;

г) грамотное сочетание цветовой гаммы в проектируемых изделиях и оригинальность проектного решения;

д) многофункциональность и вариативность демонстрируемого изделия;

е) способность участника олимпиады оценивать результаты своей проектной деятельности;

ж) понимание сути задаваемых вопросов и аргументированность в ответах.

Участники олимпиады демонстрировали при защите проектов свою предварительную исследовательскую, творческую и технологическую работу, интегративный характер проекта. Максимальное общее количество баллов за проект – 50 баллов.

В целом учащиеся 9 и 10-11 классов за все конкурсы максимально получают 125 баллов.

1.2. Количественный состав участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников

 номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» 

 

Таблица 1

Данные 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл.
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Общее количество участников регионального этапа 2018 года 10 30 10 30 13 27
Количество территорий 6 26 7 33 10 23
Из общего количества участников регионального этапа олимпиады:
·      учащиеся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов (школа имеет статус) 3 40 2 56 2 56
Количество победителей и призеров регионального этапа олимпиады 2018 г. 5 15 3 9 4 12
Из общего количества победителей и призеров регионального этапа олимпиады 2018 г.:
·      учащиеся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов (школа имеет статус) 1 3 1 3 2 6

 

1.3. Краткий комментарий данных таблицы 1 номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» 

 

Общее количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии составило 33 человека: обучающихся 9-го, 10-го класса – по 10 человек, обучающихся 11-го класса – 13 человека. Среди участников регионального этапа обучающихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов – 7 человек, что соответствует 21% от общего количества участников.

Из победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 4 (12%) – обучающиеся из лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением языка.

Анализируя результаты 8 победителей и призеров 9-10–х классов выполнили задания до 75% объема, 11 классы, 4 участника, более 75%.

Из 33 участников 23 выполнили тестовые задания от 50 до 75% объема, что составляет 70% от общего количества участников;

практическая работа – 20 участников из 33 выполнили от 50 до 75% — 60% объема;

защита проекта: из 33 участников 18 получили за качество проектной деятельности 75% и более процентов, что составляет 54% от общего количества участников;

средний балл за выполнение всех олимпиадных заданий: 9класс – 65,6%; 10класс – 69,5%; 11класс – 75,5%.

Такой результат объясняется прежде всего отсутствием уроков в расписании предмета технология в 9–11классах практически во всех общеобразовательных учреждениях Архангельской области. Высокий уровень подготовки участников в г. Архангельске, Северодвинске, Вельском, Устьянском районах.

 

номинации «Техника и техническое творчество»

Данные 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл.
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Общее количество участников регионального этапа 2018 года 18 16 15
Количество территорий 10 40 8 32 8 32
Из общего количества участников регионального этапа олимпиады:
·      учащиеся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов (школа имеет статус) 2 11 2 13 2 13,3
Количество победителей и призеров регионального этапа олимпиады 2018 г. 6 33,3 6 37,5 2 13,3
из общего количества победителей и призеров регионального этапа олимпиады 2018 г.:
·      учащиеся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов (школа имеет статус) 2 33,3 1 16,6

1.3. Краткий комментарий данных таблицы 1 номинации «Техника и техническое творчество»

Общее количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников номинации «Техника и техническое творчество» составило 49 человек: обучающихся 9 –го класса 18 чел., 10-го класса – 16  чел, обучающихся 11-го класса – 15 человек. Среди участников регионального этапа обучающихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов – 4 человека, что соответствует 8,1% от общего количества участников.

Из победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии 6 (12,2%) – обучающиеся из лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением языка.

Средний балл за выполнение всех олимпиадных заданий: 9 класс – 79,9%; 10класс – 83, 2%; 11класс – 81,7%.

Высокий уровень подготовки участников в г. Архангельске, г. Котласе, г. Новодвинске, Северодвинске, Вельском, Верхнетоемском районах.

1.4. Результаты участников регионального этапа олимпиады

номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» 

Таблица 2

Территории Менее 25% олимпиадных заданий 25% и более, но менее 50% 50% олимпиадных заданий Более 50% и до 75% олимпиадных заданий Более 75% олимпиадных заданий
9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл.
Архангельск 2 1
Вельский 1 1 1 1
Вилегодский 1 1
Коряжма 1
Котласский 1 1 2 2 1
Мезенский 1
Пинежский 1
Плесецкий 1 1
Приморский 1 1 1
Северодвинск 2 2 1
Устьянский 1
Холмогорский 1 1
Итого: 4 2 1     1 6 8 6 4

 

1.5. Краткий комментарий данных таблицы 2 номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» 

В региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по технологии принимали участие 23 муниципальных образований региона (92% от общего количества муниципальных образований области).

Из 33 участников регионального этапа олимпиады по технологии человек (61% от общего количества участников регионального этапа) справились более чем с 50%, но менее 75% всех олимпиадных заданий.

1 человек (30% от общего количества участников регионального этапа) справился с 50% олимпиадных заданий.

Анализ данных показывает, что 7 участников (21%) олимпиады выполнили 25% и более, но менее 50% из предложенных заданий.

Выполнить более 75% всех олимпиадных заданий удалось 4 участникам олимпиады, 12% от общего количества.

 

номинации «Техника и техническое творчество»

 

Территории Менее 25% олимпиадных заданий 25% и более, но менее 50% 50% олимпиадных заданий Более 50% и до 75% олимпиадных заданий Более 75% олимпиадных заданий
9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл. 9-й кл. 10-й кл. 11-й кл.
Вельский 3
Вилегодский 1
Верхнетоемский 3
Коношский 1 1
Котласский 1 1 3 1
Пинежский 1
Онежский 1
Устьянский 3
Холмогорский 1 1 1 1 2
г.Архангельск 2 2
г. Колас 2 1
г. Мирный 1
г. Новодвинск 1 1 2 2
г. Северодвинск 3 4 2
Итого:             6 3 5 12 13 10

 

1.5. Краткий комментарий данных таблицы 2 номинации «Техника и техническое творчество»

В региональном этапе всероссийской олимпиады школьников номинации «Техника и техническое творчество» принимали участие 14 муниципальных образований региона (56% от общего количества муниципальных образований области).

Из 49 участников регионального этапа олимпиады 14 участников (28,6%) справились более чем с 50%, но менее 75% всех олимпиадных заданий.

Остальные 35 чел. (71,4%) выполнили более 75% всех олимпиадных заданий.

1.6. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде предметной области «Технология»:

  1. Ознакомиться с результатами проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников предметной области «Технология» и проанализировать содержание и структуру предложенных заданий,
  2. При подготовке к олимпиаде рекомендуем обратить внимание на работу с формулировками олимпиадных заданий, предложенными центральной предметно-методической комиссией.
  3. Сложными заданиями для обучающихся из года в год являются практические задания. Рекомендуем вести целенаправленную, систематическую работу по повторению элементов моделирования и технологии изготовления изделий из текстильных материалов.
  4. Проведенный анализ позволил выявить типичные ошибки в организации проектной деятельности школьников, которые проявляются и в олимпиадных проектах:

— не всегда верное понимание сущности метода проектов и его использования;

— обычную самостоятельную практическую работу называют творческим проектом, упуская этап исследования;

— вследствие трудности руководства многими индивидуальными проектами учителя привлекают к выполнению проектов только успешных учеников и работают вместе с ними на внешний результат, который можно представить на конкурс; в результате на заключительный этап олимпиады попадают часто в течение трех лет одни и те же ученики;

— низкая речевая культура; основной контингент участников читает с листа, а не излагает содержание работы самостоятельно;

— невозможно поверить, что коллекции из многочисленных сложнейших изделий, предоставленные к защите, самостоятельно изготовлены.

Несмотря на общий критический настрой приведенной информации,

считаем необходимым в заключение отметить о значительном прогрессе во всех направлениях проектной деятельности – содержании конкурсных испытаний, расширении тематики проектов, повышения уровня выполнения пояснительных записок как документа, составляющего часть творческого или исследовательского проекта, совершенствование оформления и защиты.

 

Заключение

Улучшить представляемые проекты по содержанию и структуре, по качеству разрабатываемой конструкторско-технологической документации, что позволит готовить пояснительную записку с заявкой на возможность патентовать свои изделия и внедрять оригинальные объекты, разработанные обучающимися в производство. 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.