Рекомендации по оформлению комментариев к оценке профессиональной деятельности педагогического работника с целью установления высшей квалификационной категории
Рекомендации по оформлению комментариев к оценке профессиональной деятельности педагогического работника с целью установления высшей квалификационной категории
Веревкина Надежда Владимировна,
старший методист ОАПРР ЦРПМ АО ИОО
Деятельность — с одной стороны это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, а с другой — способ их существования и развития.
Деятельность человека — необходимое условие его развития, в процессе которого он приобретает жизненный опыт, познает окружающую жизнь, усваивает знания, вырабатывает умения и навыки — благодаря чему развивается сам и его деятельность.
Профессиональная деятельность педагогического работника — это особый вид общественно необходимого труда взрослых, направленный на подготовку подрастающих поколений к жизни. Под качеством профессиональной деятельности педагога понимается степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг. Так результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками — детьми, родителями, педагогами, администрацией ОО, специалистами (экспертами).
Система оценивания при аттестации педагогического работника образовательной организации Архангельской области профессиональной деятельности балльная. Каждый показатель профессиональной деятельности специалистом (экспертом) оценивается по 2-балльной шкале:
- баллов – показатель не представлен в деятельности педагога или продемонстрирован низкий уровень его проявления;
- балл — показатель достаточно представлен в деятельности педагога или продемонстрирован высокий уровень его проявления.
Способ получения оценки профессиональной деятельности аттестуемого педагогического работника определяется путем суммирования баллов по каждому критерию и показателю.
Критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников приведены в соответствие с пунктами 36, 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 года № 276.
Показатели оценки профессиональной деятельности к критерию 1* изменяются в зависимости от должности педагогического работника, организационно-правовой формы и типа образовательной организации.
Показатели, отражающие 2, 3 критерий, и для высшей квалификационной категории — 4 критерий, используются при оценке профессиональной деятельности по любой должности педагогических работников, согласно номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678. 5 критерий – дополнительный. Дополнительные баллы, доля которых составляет 25% от максимального количества баллов, позволяют учитывать не только некоторые количественные результаты профессиональной деятельности, но и показатели, предназначенные для стимулирования непрерывного профессионального развития педагогических работников образовательных организаций.
Приложение
Комментарии экспертов к оценке профессиональной деятельности (к экспертному заключению) «должность» ОО Ф.И.О. педагогического работника с целью установления высшей квалификационной категории
критерии и показатели установления высшей квалификационной категории | краткий комментарий специалистов (экспертов) | ||||||
1*. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 | |||||||
Результативность образовательной деятельности* (показатели изменяются в зависимости от должности) | |||||||
Результативность — это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов. Данный критерий определен по должностям (29). Показатели по должностям определены в соответствии с профессиональным стандартом, приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Специалисты (эксперты) представляют результаты профессиональной деятельности педагогического работника за межаттестационный период, например, по показателям (1.1 -1.7) «учитель»: | |||||||
Количество баллов | 30 | Источники экспертизы: результаты диагностики достижений, акты промежуточной, итоговой аттестации, результаты ЕГЭ, ОГЭ, наблюдение за деятельностью, планово-отчетная документация обучающихся | |||||
1.1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в рамках основной образовательной программы | 3 | ||||||
1.2. Стабильные положительные результаты качества обученности обучающихся по образовательным программам | 3 | ||||||
1.3. Стабильные положительные результаты выполнения контрольных работ обучающимися (в ходе промежуточного контроля) | 3 | ||||||
1.4. Стабильные положительные результаты государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) обучающихся по образовательной(ым) программе(ам) | 3 | ||||||
1.5. Сформированность универсальных учебных действий (общеучебных умений) обучающихся | 3 | ||||||
1.6. Стабильная высокая посещаемость обучающимися внеурочных занятий по предмету (кружка, факультатива, элективного курса, др.), в т.ч. обучающихся с особыми образовательными потребностями | 3 | ||||||
1.7. Участие обучающихся в мероприятиях, проводимых учителем, направленных на формирование гражданской позиции или сформированность гражданской идентичности обучающихся (при наличии классного руководства) | 3 | ||||||
1.8. Обеспечение безопасных условий организации образовательного процесса (в том числе отсутствие травматизма) | 3 | Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы. (Смотри: СНиП 12-03-99. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.). Безопасность образовательной организации – это совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях. Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательной организации от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательной организации, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся. С 1 января 2014 года действует Федеральный закон №426-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О специальной оценке условий труда». Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Травматизм— совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. | |||||
Эксперты анализируют состояние защищенности обеспечивающее его безопасное функционирование, обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся, планомерную систематическую работу правил и требований пожарной безопасности, электробезопасности, СанПиН, правил охраны труда. Эксперты отражают данные о результатах аттестации рабочего места (до 01.01.2014), специальной оценки условий труда (с 01.01.2014 года). Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Эксперты делают вывод об отсутствии травматизма во время учебно-воспитательного процесса аттестуемого. | Например, в мастерских по технологии, наблюдения экспертов позволяют сделать вывод о том, что аттестуемый обеспечивает управление и организацию безопасных условий образовательного процесса в помещении с повышенной опасностью: в мастерских соблюдены правила санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда обучающихся при выполнении технологических операций. Мастерские оснащены соответствующими приспособлениями и наглядной информацией. Требования СанПиН соблюдаются. По результатам специальной оценки условий труда условия являются допустимыми (Приказ ОО №16 от 24.02.2015г.). Из анализа журнала регистрации несчастных случаев в ОО следует отсутствие травматизма во время учебных и внеурочных мероприятиях аттестуемого. | ||||||
1.9. Организация психологически безопасной образовательной среды | 3 | Психологическая безопасность — состояние обществённого сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем. Современное понимание безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства выдвигает задачу рассмотрения нового аспекта этой проблемы — психологической безопасности. Выделение психологической безопасности в качестве самостоятельного предмета теории и социальной практики связано также с тем, что процессы и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, которая определяет необходимость рассмотрения этой проблематики в концептуальном, методологическом и методическом плане. Содержание понятия «психологическая безопасность» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы. | |||||
Эксперты отмечают владение нормами профессионального общения, этическими нормами профессии; направленность профессиональных результатов на благо других людей, их духовное обогащение средствами своей профессии; умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость; умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности. Эксперты отражают умение аттестуемого организовать продуктивное общение и сотрудничество школьников; умение проводить учебно-воспитательные занятия в форме диалогов, полемик, диспутов, дискуссий, обмена мнениями, научных споров и т. п. | Например, в ходе наблюдения было выявлено, что учитель владеет методиками психологического воздействия, проявляет внимание и уважение к обучающимся, оказывает психологическую поддержку, каждому члену коллектива, проявляет искренний интерес и любовь к детям. Педагог заботится о безопасности каждого ребенка.
Педагогом организована психологически безопасная образовательная среда: комфортная обстановка, ритмичность урока, доброжелательный тон, создание ситуации успеха. |
||||||
1.10. Отсутствие жалоб со стороны участников образовательных отношений на профессиональную деятельность педагога, дисциплинарных взысканий со стороны работодателя | 3 | Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.. | |||||
В отношении аттестуемого специалисты (эксперты) отмечают компетентность социального взаимодействия как способность адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия; отнесение его к профессиональной общности. | Например, эксперты делают вывод на основании анализа документов ОО, личного дела аттестуемого, результатов анкетирования: результаты анкетирования участников образовательного процесса показал, что жалобы и конфликтные ситуации со стороны участников образовательных отношений отсутствуют. По информации руководителя организации, жалобы и конфликтные ситуации со стороны участников образовательных отношений, отсутствуют. | ||||||
2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях | |||||||
Количество баллов | 21 | ||||||
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. | 12 | Источники экспертизы: анализ документации, собеседование с аттестуемым. | |||||
2.1. Умение применять, анализировать и представлять результаты использования современных методик диагностирования, контроля и оценки достижений обучающихся и воспитанников. | 3 | Диагностическая компетенция, т. е. владение психолого-педагогическими знаниями, психолого-педагогическими действиями, способами, приемами, умениями, техниками, технологиями; способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. | |||||
Эксперты отражают умение аттестуемого проанализировать и оценить сформированность универсальных учебных действий, мыслительных операций обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей; умение обрабатывать и представлять результаты своей работы в форме графических моделей, таблиц. | Например, экспертами было выявлено умение анализировать и моделировать результаты обучения, представлять достижения обучающихся через различные формы: выступления на окружных, муниципальных и региональных уровнях. | ||||||
2.2. Умение выявлять уровень развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной и др. деятельности; изучение образовательных запросов и интересов обучающихся (в т.ч. с особыми образовательными
потребностями). |
3 | Эксперты отражают умение аттестуемым определять перспективы роста, зоны ближайшего развития своих обучающихся; осознавать потенциальные возможности школьников; осознание перспектив развития и возможностей их реализации (прогностические критерии) | Например, разработана рабочая программа внеурочной деятельности по обще — интеллектуальному развитию на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О.Холодовой «Юным умникам и умницам». Для анализа представлен план работы внеурочной деятельности «Умники и умницы» (1 и 2 год обучения). | ||||
2.3. Умение отбирать (разрабатывать) контрольно-оценочные материалы (КОС, КИМ и др.) для использования в образовательном процессе
Умение отбирать (разрабатывать) диагностический инструментарий, адекватный целям исследования (для педагогов-психологов). |
3 | Аналитическая и оценочная компетенции, т. е. умение проанализировать и оценить сформированность универсальных учебных действий, мыслительных операций учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей, как в качественных, так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.); применять методы математической и статистической обработки информации; участвовать в профессиональных испытаниях, результатом которых является дифференцированная (качественная и количественная) оценка профессионализма. | |||||
Контрольно-оценочные материалы (КОС, КИМ и др.) включают в себя контрольные материалы для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета и рубежного контроля в форме экзамена. Эксперты отражают умение педагога отбирать и разрабатывать контрольно-оценочные материалы (КОС, КИМ и др.) для использования в образовательном процессе (тесты и др.) | Например, анализ представленного учебно-методического комплекта демонстрирует политехнические и политехнологические умения учителя разрабатывать и отбирать контрольно-оценочные материалы, умение адаптировать их к каждому классу. В ходе анализа представленных работ учитель показал умение подбирать задания для подготовки разноуровневого контроля практических и теоретических самостоятельных работ обучающихся. | ||||||
2.4. Умение анализировать уроки, занятия, мероприятия с помощью различных методов и техник (в аспекте развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной и др. деятельности). | 3 | Анализ — (от греч. analysis — разложение) — метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В практике можно выделить три основных типа анализа урока: полный (комплексный), аспектный, краткий. Полный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов, форм организации всех аспектов урока – содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного. Аспектный анализ предполагает более глубокое рассмотрение одной стороны урока, применяется в тех же целях, что и полный анализ, и именуется дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным анализом. Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его научно-теоретического и методического уровня. Он отражает только основные дидактические категории (достигнуты ли основные цели урока, решены ли познавательные задачи, выполнен ли план урока и др.). Вопросы, взятые для анализа, зависят прежде всего от цели и темы внутришкольного контроля, а также от индивидуальных особенностей учителя. | |||||
Анализ урока, занятия, мероприятия – это мысленное разложение проведенного урока, занятия, мероприятия на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся. Например, эксперты отражают о применении педагога в своей профессиональной деятельности как элементарного, содержательного, так и причинного, структурно-функционального анализа, владение анализом комбинированного, комплексного и интегрированного урока. | Владеет методом самоанализа учебной – практической деятельности, воспитательных мероприятий с позиций реализации системно — деятельностного подхода, при применении различных методов и техник: методический, целевой, психолого – педагогический анализ, физиолого – гигиенический с позиций здоровъесбережения, с точки зрения педагогического общения; владеет анализом комбинированного, комплексного и интегрированного занятия. | ||||||
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях | 9 | Источники экспертизы: отчет аттестуемого, беседы с детьми, результаты мониторинга ОО и собеседования с администрацией | |||||
2.5. Участие обучающихся (индивидуальное) в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, концертах и др. | 3 | Прослеживаются положительные результаты обучающихся в научной, творческой и физкультурно-спортивной деятельности /данные представляются по учебным годам в межаттетационный период/. Например, анализ портфолио учителя показал, что обучающиеся принимали участие в следующих мероприятиях:
-в районном конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Пожару – нет!», -в конкурсе рисунков «Моя семья», 1 и 3 место, -в региональном конкурсе детских рисунков«Экология глазами детей» (12 человек), в муниципальном творческом конкурсе «Адрес детства – Плесецкий район» — 17 человек — в районном конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Пожару – нет!», -в областном конкурсе сочинений на противопожарную тематику «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем!», -в школьной учебно-исследовательской конференции «От творчества учителя – к творчеству ученика», -в открытом первенстве МО «Североонежское» по летнему полиатлону 2014г — в школьном конкурсе чтецов и муниципальном конкурсе юных чтецов «Овация», — в районный конкурс журналистских работ «Прорыв» -в 1 областном конкурсе фотографий «Дети — это счастье», сертификаты (5 человек) и т. д.. |
|||||
2.6. Участие обучающихся (коллективное) в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах, конференциях, концертах и др. | 3 | Обучающиеся ежегодно принимают коллективное участие в конкурсах, проектах, выставках, соревнованиях различных уровней. Например, анализ портфолио учителя показал, что обучающиеся класса принимают участие в спортивных соревнованиях, общешкольных мероприятиях:
Днях здоровья, в предметных олимпиадах, в фестивале патриотической песни. Рождественских ярмарках, концертах, конкурсах рисунков, плакатов, фотоконкурсах, праздниках, акциях и др. |
|||||
2.7.Совместное участие обучающихся и их родителей (законных представителей) в социально значимых мероприятиях (акциях, конкурсах, проектах). | 3 | Из выявлено, что дети и родители принимают совместное участие в социально-значимых акциях «Накормите птиц!», «Спасибо дедам за победу», «Бессмертный полк», «Днях здоровья».Педагог систематически внедряет различные формы партнерской деятельности с воспитанниками и их родителями (родительские чтения, вечера и практикумы, деловые игры по передаче основных ключевых компетентностей родителям), стимулирует их к совместному участию в конкурсах и выставках. Результаты мероприятий оформляются в «Родительская академия». | |||||
3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной | |||||||
Количество баллов | 66 | ||||||
Личный вклад в повышение качества образования | 12 | ||||||
3.1. Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, группы, зала, студии, мастерской, клуба, музея, исследовательского центра и т.п.), в т.ч. адаптированных к особым образовательным потребностям обучающихся. | 3 | Перечень оборудования для оснащения учебных помещений содержится в рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием», письме Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2011 г. № 2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений (Минобрнауки России), приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций » | |||||
Результаты экспертизы (опрос обучающихся, их родителей), наблюдение эксперта, документация, собеседование с руководителем, заместителем руководителя организации, анализ образовательных, воспитательных программ, в т. ч. индивидуальных, результаты анкетирования участников образовательных отношений, анализ развивающей предметно-пространственной среды (кабинета, группы, студии и др.), план дооборудования (развития) кабинета, мастерской, спортзала, музея и т. д., рабочая документация (учебная, программно-методическая) | Например, анализ помещений и паспорта кабинета слесарной и столярной мастерских свидетельствуют об умении учителя создать эффективную образовательную инфраструктуру. Мастерские оснащены необходимой учебно-методической и справочной литературой, методическими и учебными пособиями, таблицами, оборудованием, инструментами, материалами по всем разделам программы, необходимым для проведения занятий, а также аудио- и видеоматериалами. Оформлена выставка лучших работ обучающихся. | ||||||
3.2. Разработка элементов собственной методики работы (технологии, техники). | 3 | Важность овладения основами технологизации образовательного процесса объясняется несколькими факторами. Во-первых, для современного образования характерна тенденция к реализации системного подхода в решении педагогических проблем, относящихся к проектированию процесса обучения, к разработке технологии обучения предмету, к созданию авторской педагогической системы и конструированию деятельности учащихся на уроке по усвоению новых понятий. Во-вторых, технологии обучения существенно активизируют процесс овладения знаниями, умениями, навыками, создают условия для творческой деятельности обучаемых на уроке. В-третьих, возрастает потребность в специалистах, способных разрабатывать модели, проекты, программы обучения, технологии обучения предмету. Деятельность педагогов общеобразовательной школы в области педагогических технологий особую важность приобретает в новых социально-экономических условиях, связанных с модернизацией и технологизацией образовательного пространства, с введением государственных образовательных стандартов. (Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2016. – 144 с.). Указываются элемент (элементы) собственной методики, ФИО рецензента место работы его, дата экспертизы. | |||||
Эксперты прописывают разработанные педагогическим работником методические разработки, педагогические проекты, учебные пособия, мастер-классы и др., которые направлены на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качество подготовки обучающихся. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. Эксперты прописывают при анализе материалов собственно разработанные педагогом методики работы или элементы, результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. | Например: из собеседования с методистом выявлено, что аттестуемым применяются активные и интерактивные способы обучения: «мозговой штурм», научная дискуссия, кейс-метод, проведение учебных занятий, в материале которых используются заранее запланированные ошибки. Такая технология преподавания способствует более активному восприятию учебного материала и более стойкому его запоминанию.
На основе анализа учебно-планирующей документации, методических разработок выявлено, что аттестуемый совершенствует собственную методику работы со слабослышащими обучающимися путем создания и разработки комплектов лекций, тестовых заданий и других методических материалов. Анализ выступления педагога с публичным отчетом показал, что аттестуемый разработал методику оценки сенсомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. |
||||||
3.3. Наличие учебно-методической продукции (методические разработки, методические пособия и рекомендации, методические указания, учебно- методические пособия и рекомендации и др.), имеющей положительные внешние рецензии/отзывы. | 3 | Для педагогов, заявившихся на высшую квалификационную категорию является одно из оснований для аттестации на данную категорию.
Эксперты указывают название авторской методической разработки, ФИО рецензента, дату проведения экспертизы. |
Например, дана положительная внешняя рецензия Ческидовой В.И., методист кафедры педагогики и психологии АО ИОО на программу внеурочной деятельности «Русская бардовская песня», 20.11.2014 г.
Дана положительная внешняя рецензия Брюховой Ю.П., доцента кафедры педагогики и психологии АО ИОО, к.п.н. на методическую разработку мастер-класса «Воспитательный потенциал русской бардовской песни», 2015 г. Например, статья «Духовно-нравственное воспитание младших школьников в современных условиях» напечатана в сборнике материалов Международной научно-практической конференции по решению методического совета ГБОУ СПО Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж, Ученого совета института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «САФУ им. М.В.Ломоносова , 2014 год и т.д. |
||||
3.4. Соответствие рабочей учебно- методической документации требованиям ФГОС и требованиям, установленным в образовательной организации. | 3 | Документ— это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. | ||||||
Эксперты анализируют документацию в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется организационное и методическое обеспечение требований введения ФГОС нового поколения. | Например, анализ учебно-методической документации показал, что документация ведётся в соответствии с требованиями ФГОС и перечнем рабочей документации педагога, утвержденным в ОО.
Например, проведенный анализ учебно-методической документации (протоколы ПМПк ДОУ №111, речевые карты, перспективное и календарное планирование, рабочая программа логопедической работы «Исправление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»), подтверждает ее соответствие требованиям ФГОС ДО и перечню рабочей документации учителя-логопеда, утвержденному в МАДОУ №111 ЦРР. |
|||||||
Совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий | 24 | Источники экспертизы:анализ документации, уроков, мероприятий | ||||||
3.5. Умение выбирать (отбирать) и применять методы, средства и организационные формы обучения, воспитания, развития обучающихся и коррекционно-развивающей, профилактической работы и т.п. | 3 | Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, направленные на достижение целей образования. Эксперты указывают, что аттестуемый умеет оптимально отбирать методы как традиционные (по источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические; по логике передачи и восприятия информации: индуктивные, дедуктивные; по степени самостоятельности мышления обучающихся при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые; по степени управления учебной работой: учебной работы под руководством учителя, самостоятельной работы учеников) так и современные (методы стимулирования интереса к учению и т.д.)
Прописываются средства обучения, которые педагог использует в практической деятельности, учитывая особенности обучающихся. Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который \»находится\» между учителем и учеником и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. К ним относятся: действующие модели (машин, механизмов, аппаратов, сооружений и др.); макет и муляжи (растений и их плодов, технических установок и сооружений, организмов и отдельных органов и др.); приборы и средства для демонстрационных экспериментов. графические средства (картины, рисунки, географические карты, схемы); технические средства обучения (диапозитивы, диафильмы, учебные кинофильмы, радио-и телепередачи, звуко-и видеозаписи и др.); учебники и учебные пособия; приборы для контроля знаний и умений обучающихся; компьютеры и т.д. Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования. В дидактике отсутствует однозначная классификация (или типология) форм организации обучения. Конкретно указываются формы обучения, воспитания, развития обучающихся и коррекционно-развивающей, профилактической работы, например, фронтальные, групповые, индивидуальные. В основе теоретической классификации базисных форм организации обучения лежат возможные структуры взаимодействия людей. Перечень этих структур исчерпывается следующими ситуациями: опосредованное общение, общение в паре и общение в группе. В свою очередь, в группе могут быть две разные структуры взаимодействия её участников: «один говорит, делает — остальные слушают, наблюдают» (один общается с несколькими как с одним) и «каждый общается по очереди с каждым». Находящиеся рядом, но делающие автономную индивидуальную работу, группу не представляют. Согласно этим четырём структурам взаимодействия людей имеют место быть только четыре следующих базисных формы организации обучения: — индивидуально-опосредованная форма организации обучения — соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком); — парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах); — групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет; — коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава. |
||||||
Эксперты организуют наблюдение за деятельностью педагога и обучающихся, проводят собеседование с обучающимися, анализируют материалы педагогического мониторинга, портфель достижений обучающихся (класса), журнал посещаемости, планово-отчетная документация педагога, заключение психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума и др. | Например, аспектные анализы с открытых уроков педагога показывают, что организует и поддерживает разнообразные виды деятельности обучающихся, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе и исследовательскую, реализует проблемное обучение. Для приобретения обучающимися инновационных, исследовательских, научно – практических умений в своей работе учитель применяет: конструкторско-дизайнерскую проектную деятельность; декоративно–прикладную и художественно – графическую творческую деятельность. Следует отметить целесообразный выбор методов обучения и форм организации учебной работы обучающихся. Активно использует упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ, устное изложение (рассказ, лекция, объяснение), «открытые вопросы», проблемные задания, организационно – деятельностные игры, «мозговой штурм». Умело применяет технические средства обучения (диапозитивы, диафильмы, учебные кинофильмы, радио- и телепередачи, звуко- и видеозаписи и др.) и др. | |||||||
3.6. Умение разрабатывать образовательные программы (рабочую программу учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочие учебные программы.
Умение разрабатывать программы развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации, коррекционные программы (для педагогов-психологов). |
3 | УМК (комплект) – система средств обучения (орудие труда учителя) и средств учения (орудие труда ученика), в которых содержание обучения, зафиксированное в программе, получает максимально возможную конкретизацию. | ||||||
Эксперты прописывают по какому учебно-методическому комплекту работает аттестуемый, на основе какой авторской программы составлена рабочая программа учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), или, например, по программе внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное развитие) разработанной на основе: авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов | Например, анализ рабочих программ: для 5 ,6 классов, составленных на основе программы по технологии под редакцией Ю.Л. Хотунцева, -М. Мнемозина, 2015 Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897) и для 7,8,9 классов составленных на основе программы по направлению «Технология. Трудовое обучение» под ред. Ю.Л Хотунцева; В.Д. Симоненко. 7-е изд., с изменениями — Москва «Просвещение» 2015, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерациипоказал, что педагог умеет разрабатывать рабочие программы. Рабочие программы педагога составлены с учётом требований ФГОС и локальных актов школы. | |||||||
3.7. Ведение в электронной форме документации (в т.ч. электронный журнал, электронный дневник, планово- отчетная документация и др.). | 3 | Электро́нный докуме́нт — :документ, зафиксированный на электронном носителе (в виде набора символов, звукозаписи или изображения) и предназначенный для передачи во времени и пространстве с использованием средств вычислительной техники и электросвязи с целью хранения и общественного использования | ||||||
Эксперты анализируют отчет и документы педагога, их оформление (отчеты, планирование, рабочие программы) в электронной форме (в т.ч. электронный журнал). | Например: аттестуемый вел электронный журнал (электронный дневник обучающегося) в ОО как классный руководитель — … класс, как учитель — … классы в 20..-20.. учебных годах; ведет документацию (рабочие программы, план воспитательной работы, программа деятельности отряда детской организации, программа дополнительного образования «Школьная газета» и др.) | |||||||
3.8. Использование прикладного программного обеспечения (обработка графики, звука и т.п.) для организации своей профессиональной деятельности. | 3 | Систе́мное програ́ммное обеспе́чение — это комплекс программ, которые обеспечивают эффективное управление компонентами компьютерной системы, такими как процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода, сетевое оборудование, выступая как «межслойный интерфейс», с одной стороны которого аппаратура, а с другой — приложения пользователя. В отличие от прикладного программного обеспечения, системное не решает конкретные прикладные задачи, а лишь обеспечивает работу других программ, управляет аппаратными ресурсами вычислительной системы и т.д. | ||||||
Эксперты анализируют работу по использованию прикладного программного обеспечения. | Например, аттестуемого показал, что для создания мультимедийных презентаций, дидактических пособий для работы с детьми, родителями и педагогами использует различное программное обеспечение: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Paint, Free Audio Editor. | |||||||
3.9. Использование мультимедийных технологий и интерактивного оборудования в образовательном процессе. | 3 | Современные мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации и оказывают непосредственные влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом. Методы обучения имеют тесную связь с характером подачи и восприятия информации как для обучающегося, так и для обучающего. И в связи с этим фактом следует отметить, что использование мультимедийных технологий существенно влияет на характер подачи информации, а следовательно, и на методы обучения. При работе с мультимедийными презентациями на занятии необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятие информации с экрана компьютера. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана имеет свои особенности. | ||||||
Эксперты анализируя отчеты, открытые уроки, занятия, мероприятия выявляют использование педагогом мультимедийного оборудования, как в работе с обучающимися, так и в работе с родителями. | Например: Анализ открытых уроков, наличие презентаций, созданных педагогом к урокам и выступлениям, мультимедийных дисков, интернет — материалы (коллекции видеофрагментов и 3D моделей, анимации процессов и явлений, изучаемых на уроках окружающего мира), фрагменты научно — популярных фильмов, а также интерактивных обучающих игр и элементов видиоуроков, свидетельствуют об использовании мультимедийных технологий и интерактивного оборудования в образовательном процессе. | |||||||
3.10. Использование разнообразных форм и методов; отдельных приемов современных образовательных технологий в образовательном процессе. | 3 | Технологии подразделяют по организационным формам: индивидуальные, групповые; классно-урочные, альтернативные; академические, клубные; коллективных способов деятельности; открытые, закрытые и др. По преобладающим методам и способам обучения технологии бывают: проблемные, поисковые, исследовательские; игровые, практические, продуктивные; информационные, компьютерные, мультимедийные; убеждения, наглядные; принуждения, свободного выбора и др.
|
||||||
Эксперты анализируя, открытые уроки, занятия, мероприятия выявляют использование педагогом оптимально применять образовательные технологии во время совместной деятельности с обучающимися при проектировании (планировании), организации, ориентировании и корректировании образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий. Эксперты прописывают технологии используемые педагогом, например: технология дистанционного обучения, инормационно-коммуникационная, развития критического мышления, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, разноуровневого обучения, модульного обучения, метода проектов, метода кейсов, организации обучения в форме педагогических мастерских, проведение учебных дискуссий, достижение прогнозируемых результатов, рефлексивного обучения и воспитания, обучение по логико-смысловым моделям и др. | Например: на основе анализа посещенных уроков, портфолио, собеседования с аттестуемым и администрацией педагог успешно использует в своей профессиональной деятельности традиционные формы и методы работы (индивидуальные формы работы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия с обучающимися, групповые формы работы, коллективные способы обучения, лекции, семинары и практические занятия), а также интерактивные методы обучения: дискуссии, метод проектов. | |||||||
3.11. Системное использование двух и более новых образовательных технологий и методик. | 3 | Эксперты выявляют в ходе изучения и анализа рабочих программ, конспектов, технологических карт и других материалов использование педагогическим работником двух и более образовательных технологий и методик в течение нескольких лет и перечисляют их. | Например: из собеседования было выявлено, что учитель в течение нескольких лет в своей работе использует: технологию развивающего обучения, коммуникативную технологию, уровневую дифференциацию, технологию коллективных творческих дел (КТД), игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, осуществляя системно — деятельностный подход к обучению и воспитанию. | |||||
3.12. Реализация образовательных программ (полностью или частично) с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в т.ч. использование сервисов сети Интернет, банков электронных образовательных ресурсов). | 3 | Эксперты при собеседовании с педагогом выясняют какие сервисы сети «Интернет», банки электронных образовательных ресурсов использует он в образовательной деятельности. Эксперты прописывают сервисы такие как электронная почта (основной адрес: …, социальная сеть (vkontakte), электронные библиотеки, сервисы Google: Blogger, …, банки электронных образовательных ресурсов …), т.е. необходимо перечислить какими сайтами пользуется педагог и название сайта www.pedlib.ru/
www.arkh-edu.ru/ (…); |
Например, анализ занятий учителя-логопеда показал, что он активно использует сервисы сети «Интернет»: сертификат активного пользователя ИПП «Мерсибо», использующего в своей работе инновационные педагогические технологии и инткрактивные методы обучения (2014г.); сертификаты о размещении электронного портфолио и авторских методических материалов, благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru (2014г.).
Использует сайты: Федеральный институт развития образования (http://www. firo.ru), АОИОО (http://ippk.arkh-edu.ru/), Блог Надежды Веревкиной (https://nverevkina.ru), «Педагогическая библиотека» (www.pedlib.ru/), «1сентября» (festival.1september.ru/), «Дефектолог» (www.defectolog.ru/), маам.ru, «Baby neys». |
|||||
Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной | 30 | Источники экспертизы: анализ плана работы методического объединения, отзыв, сертификат, удостоверение, справка, копия программы мероприятия, адреса сайтов | ||||||
Трансляция (от лат. translatio — перенос, перемещение). Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основные виды методической деятельности: самообразование, описание и обобщение передового опыта,
создание методической продукции и т.д. Методическая деятельность образовательной организации – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. |
||||||||
3.13. Транслирование опыта практической деятельности в различных формах (выступление, презентация, стендовый доклад, мастер-класс и т.п.) в образовательной организации, в других образовательных организациях и на муниципальном уровне. | 3 | Методические объединения образовательных организаций создаются в целях участия педагогических работников в координации действий в учебном процессе, обеспечении качества и развития содержания образования. Анализируя документацию методического объединения ОО эксерты отмечают участие аттестуемого на круглых столах, совещаниях и семинарах по учебно-методическим вопросам, творческих отчетах педагогов; заседаниях методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
— открытых уроках и внеурочных мероприятиях по предмету (дисциплине). объединения, с указанием тем выступлений и докладов, дат. |
Например, из анализа плана работы специалиста и собеседования с зам. по ВМР было выявлено, что педагог является членом методического совета ДОО, ведет работу по осуществлению взаимодействия узких специалистов, участвует в создании результатов интеллектуальной деятельности в порядке исполнения служебных обязанностей (в соавторстве с педагогом-психологом, воспитателем по ИЗО деятельности, воспитателем создала программу Центра бесплатного консультирования, протокол методического совета МАДОУ№186 ЦРР от 20.09.2015г., рецензия САФУ).
Например, справка МБОУ «ЦДК» от 23.04. 2014г. об участии в городском круглом столе учителей-логопедов «Мой кабинет – моя гордость»» с выступлением по теме «Использование синквейна в работе логопеда». с сентября 2014г. является членом Методического Совета муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу (справка УО Администрации Северодвинска от 23.01.15г.). Например, активно участвует в работе районного методического объединения учителей математики: — провела мастер – класс по обучению работе с программой «Живая геометрия», 2014 год; — выступила на межрайонном семинаре учителей математики «Формирование ключевых компетенций современного школьника на уроках математики» по теме «Подготовка методических материалов для публикаций», 2015 год; — выступила на районной педагогической конференции «Развитие компетентностей участников образовательного процесса» по теме «Некоторые приёмы использования ИКТ на уроках математики», 2014 год. |
|||||
3.14. Транслирование опыта практической деятельности в различных формах (выступление, презентация, стендовый доклад, мастер-класс и т.п.) на региональном или межрегиональном уровне. | 3 | Анализируя профессиональные достижения аттестуемого эксперты указывают тему (название) смотра, фестиваля, соревнования, выставки профессионального мастерства, в которых участвовал педагог и которые проводились в регионе, дату проведения его.
|
Диплом III степени за участие в областном заочном конкурсе программ внеурочной деятельности и учебно-методического обеспечения, АО ИОО, 2014 г.
Диплом I степени за участие в областном заочном конкурсе «Инновации в образовании», АО ИОО, ноябрь 2014г. Педагог представил программно-методический материал на IV региональную выставку программ и программно-методических материалов по дошкольному образованию, июнь, 2015 г. (сертификат участника). |
|||||
3.15. Транслирование опыта практической деятельности в различных формах (выступление, презентация, стендовый доклад, мастер-класс и т.п.) на федеральном или международном уровне. | 3 | Эксперты указывают тему (название) смотра, фестиваля, соревнования, выставки профессионального мастерства, в которых участвовал педагог и которые проводились на федеральном, международном уровне, дату проведения его. | Например, участие в международном телевизионном конкурсе-фестивале «Созвездие -2014» г. Чебоксары (Лауреат I степени).
Например, в конкурсе «В мире прекрасного» 2014 г., во Всероссийском дистанционном конкурсе работников образования «Открытый урок» 2015 г., Всероссийском дистанционном конкурсе работников образования «Лучшая методическая разработка» 2016 г.и т.д. |
|||||
3.16. Наличие публикаций (без учета Интернет-ресурсов) в изданиях образовательной организации и изданиях муниципального уровня. | 3 | Эксперты указывают название статьи, другого материала, которое было опубликовано в ОО, дату выпуска. | Например, статья педагога на сайте ОО: «Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Информатика и ИКТ» как условие развития творческих способностей обучающихся» в рамках педагогических чтений «Повышение качества профессионального образования как основа формирования специалиста нового поколения» 2015 г.
В газете ОО «Школьная жизнь», опубликованы заметки посвящённые предметной неделе русского языка и литературы: «Фразеологизмы в нашей жизни: плюсы и минусы» 2013 г., «Наследие земляков: Фёдор Абрамов» 2015 г. |
|||||
Эксперты указывают название статьи, другого материала, которое было опубликовано в районе, городе, дату выпуска. | Например, редактор и составитель муниципального сборника методических разработок в помощь педагогу «Творческая мастерская педагога», 2014 г.
В районной газете «Важский край» опубликована статья педагога «Мы лучшие», 2014 г. |
|||||||
3.17. Наличие публикаций (без учета Интернет-ресурсов) в региональных или межрегиональных изданиях. | 3 | Эксперты указывают название статьи, другого материала, которое было опубликовано в региональных или межрегиональных изданиях, дату выпуска. | Например, опубликована статья в соавторстве: Попова Л.И., Иванова С.И. «Применение космического мониторинга в Архангельской области» Геоинформационные технологии и космический мониторинг. IVконференция молодых ученых (2015).- Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015.-115-118 с.
Опубликована статья «Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС» в сборнике материалов межрегиональных педагогических чтений «Практико-ориентированный подход в развитии профессиональной компетентности участников образовательного процесса», 2014 г, Архангельский педагогический колледж. Сертификат о публикации статьи «Воспитание любви к природе у обучающихся через занятия флористикой» в сборнике материалов 15 Региональных педагогических чтений «Достижения педагогической науки и инновационной практики», г. Каргополь 2014 г. Опубликованы статьи: — «Конкурс сайтов образовательных учреждений как форма популяризации официальных web-сайтов образовательных учреждений» в сборнике материалов всероссийской научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании: сотрудничество, инструмент развития». –Архангельск: изд-во АО ИОО, 2015 г. — «Дистанционное обучение в образовательном учреждении» в журнале «Северная Двина» № 6, издательство АО ИОО, электронный вариант, 2016 |
|||||
3.18. Наличие публикаций (без учета Интернет-ресурсов) в федеральных или международных изданиях. | 3 | Эксперты указывают название статьи, другого материала, которое было опубликовано в федеральных или международных изданиях, дату выпуска. | Например, статьи:
Сидорова Л.И., Иванова А.А. Проблемы и перспективы развития регионального экологического туризма// международная научно-практическая конференция «Модели устойчивого развития: территориальные аспекты»/ ФГБОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ, Архангельский филиал.- Архангельск: Кира, 2014.- с. 320 — 324. |
|||||
3.19. Транслирование опыта практических результатов педагогической деятельности на ресурсах сети Интернет (профессиональные педагогические сообщества, сайты издательств, сайты образовательных организаций и т.п.), кроме социальных сетей. | 3 | Эксперты указывают представление опыта практической деятельности в различных формах в других ОО. Например, педагог выступил на совещаниях, на методическом объединении педагогических работников, указывая тему выступления, дату.
Эксперты указывают представление опыта профессиональной деятельности в различных формах в городе, районе, округе, представлении информации на сайте, указывая тему представления опыта, дату. |
Например, проведено внеурочное мероприятие в центре ветеранов «Архангельск – Родина снеговиков», мастер-класс по изготовлению игрушки-снеговика (благодарность, 2015 г.)
Выступление педагога на II Международной научно-практической конференции по теме «Опыт, проблемы и перспективы реализации современных педагогических технологий в системе образования» в ГБОУ СПО АО «Архангельский индустриально-педагогический колледж, 2015 г. (сертификат). В рамках сотрудничества образовательных организаций педагог выступил на педагогическом совете по теме «Стажировочные площадки, как совершенствование практических навыков профессиональной деятельности педагогов», 1015 г.; «Формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как одно из условий повышения качества образовательного процесса» (Благодарственное письмо 2015 г.). Выступление на городском семинаре «Групповая форма обучения игре на музыкальных инструментах в УДОД» по теме «Организация групповых занятий в клубном объединении», департамент образования мэрии города Архангельска (сертификат, 2015 г.) В рамках выездного методического дня в село Карпогоры Пинежского района педагог выступил по теме «Организация методической деятельности в рамках педагогических сообществ», (свидетельство, 2015 г.) |
|||||
3.20. Транслирование опыта реализации программ и проектов инновационного характера на уровне образовательной организации и на муниципальном уровне. | 3 | Участие в экспериментальной и инновационной деятельности (инновационной деятельности, то она в отличие от экспериментов, предполагает совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ (ч. 3 ст. 20). Инновационная деятельность осуществляется образовательными организациями и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. Требованием к осуществлению инновационной деятельности является строгое соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом. | ||||||
Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество». Инновационная деятельность — целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Инновационная деятельность предполагает совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ (ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об образовании в РФ»). Инновационная деятельность осуществляется образовательными организациями и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. Требованием к осуществлению инновационной деятельности является строгое соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом. Эксперты прописывают название прогрмм, проектов, которые приняты в образовательной организации с указанием сроков. Показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОО по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. | Например, учитель-логопед является постоянным членом творческой группы детского сада по освоению инновационных педагогических технологий и разработке методических материалов по работе с воспитанниками; по обновлению образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (приказ №293 п.4.пп.1 от 01.09.2014г.). С 2014г. участвует в совместном исследовательском проекте «ИКТ в формировании звуковой культуры речи у дошкольников» (договор № 521423-45/12 от 12.11.14г.).
Или, например, педагог член Совета по обеспечению перехода МБОУ «УСОШ» на ФГОС ООО, член рабочей группы учителей математики по освоению ФГОС ООО, член рабочей группы по разработке разделов «Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО», член рабочей группы по разработке программы по математике. Например, Обобщив опыт практической работы по использованию современных образовательных технологий в логопедической работе с дошкольниками, Цыварева Л.Н. представила авторскую логопедическую игрушку «Кирюша-говоруша»; проект коррекционной работы «Логопедический синквейн с использованием ИКТ» (п. 4.5); проект для работы с семьями воспитанников «Организация консультационного центра для родителей «Родительская академия» (разработаны перспективное планирование, конспекты занятий, комплект мультимедийных презентаций, видеотека). В результате углубленной работы с использованием авторских методов инновационного характера наблюдается улучшение результатов логопедической диагностики у детей, занимающихся на логопункте; у родителей формируется адекватная позиция в отношении наличия нарушений речи у детей, повышается компетентность в вопросах корррекционно-развивающего воздействия на ребенка с речевыми нарушениями (анализ портфолио, творческого отчета по теме самообразования, отзывы родителей и педагогов). Ведет документацию в электронном журнале Dnevnik.ru, осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса и их законными представителями как учитель-предметник. Например, в период с 2013 год аттестуемая работала по инновационной программе «Воспитание и развитие личности в социуме» (автор Махина М.А.), которой является создание благоприятного социально психологического климата как основного условия развития саморазвития, социализации личности (программа утверждена на Методическом Совете ОО №3 от 21.11.2015 г.). |
|||||||
Эксперты прописывают название программ, проектов, которые приняты в районе, городе — «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое с указанием сроков реализации их. | Например, декабрь 2015г. – в составе рабочей группы участвовала в создании проекта «Организация консультационного центра для родителей «Родительская академия», который был представлен на городском конкурсе УО Администрации города «Инновации в образовании» (диплом 3 степени). | |||||||
3.21. Транслирование опыта реализации программ и проектов экспериментального и (или) инновационного характера на региональном уровне или межрегиональном уровне. | 3 | Эксперты прописывают название программ, проектов, которые приняты в регионе (Архангельской области) в межаттестационный период. Например, в соответствии с договором АО ИОО, др. | Например, участие в межтерриториальном конкурсе-проекте «Достижения студента» (май 2015г.), состоящем из двух этапов: 1 этап – создание портфолио совместно со студентом, 2 этап – презентация и защита портфолио. Студенту вручен диплом призера (3 место) в номинации «Достижения», руководителю вручен сертификат за подготовку участника конкурса. | |||||
3.22. Транслирование опыта реализации программ и проектов экспериментального и (или) инновационного характера на федеральном уровне или международном уровне. | 3 | Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования урегулирована ст. 20 Федерального закона «Об образовании в РФ». Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 273-ФЗ экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Экспериментальная деятельность осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации. Таким образом, осуществление экспериментальной деятельности на уровне школы или муниципального образования Федеральным Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.№ 273-ФЗ не предусматривается, а, следовательно, является незаконной. Эксперты прописывают название программ и проектов экспериментального и (или) инновационного характера на федеральном уровне с указанием сроков реализации их. | Например, в 2014-2015 уч.году. участвовала в проекте во всероссийской апробации учебника издательства «Титул» на портале для учителей английского языка www.englishteachers.ru (Сертификат июнь 2012г.); является участником Общероссийского проекта «Школа цифрового века» (Диплом «Учителя цифрового века» 2015-2016 у. г.) | |||||
4. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах | ||||||||
Количество баллов | 30 | |||||||
Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций | 12 | Источники экспертизы: наблюдение, анкетирование, проекты, договоры, планы аттестуемого, документация ОО | ||||||
4.1. Активное участие в работе методического объединения педагогов (ПЦК, МК, МС, кафедры, лаборатории) образовательной организации (проведение открытых уроков, занятий, мероприятий, выступления на МО). | 3 | Отмечают об участии аттестуемого с лекциями, докладами, сообщениями и дискуссиями по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
— изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требования руководящих документов, передового педагогического опыта; — об участии в проведении предметных методических недель; взаимопосещение уроков и т. д. |
Например, анализ планов работы и отчётов ШМО показал активное участие педагога в методической работе школы:
— обобщила опыт работы по теме «Работа в профильном классе: проблемы и успехи» на педсовете «Профильное обучение», 20105год; — выступила по теме «Исследование на уроке» на ШМО, 2015 год; — выступила по теме «Целеполагание на уроках математики» на школьном методическом совещании, 2016 год. Учитель неоднократно давал открытые уроки: |
|||||
4.2. Активное участие в работе методического объединения специалистов других ОО, округа, района/города. | 3 | Эксперты отмечают активность педагога в участии в работе районного (городского) методического объединения, с указанием тем выступлений и докладов, дат.
|
Например, собеседование с зам. зав. по ВМР подтверждают участие аттестуемого в работе методических объединений города:
справка МБОУ «ЦДК» от 23.04. 2016г. об участии в городском круглом столе учителей-логопедов «Мой кабинет – моя гордость»» с выступлением по теме «Использование синквейна в работе логопеда». благодарность ДЮЦ за активную творческую работу в городском профессиональном объединении педагогов дополнительного образования, г. Северодвинск, 2016г. с сентября 2016г. является членом Методического Совета муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу (справка УО Администрации Северодвинска от 23.01.15г.). Например, активно участвует в работе районного методического объединения учителей математики: — провела мастер – класс по обучению работе с программой «Живая геометрия», 2016 год; — выступил на межрайонном семинаре учителей математики «Формирование ключевых компетенций современного школьника на уроках математики» по теме «Подготовка методических материалов для публикаций», 2013 год; — выступила на межрайонном семинаре учителей математики по теме «Один из методов решения стереометрических задач в ЕГЭ по математике», 2013 год; Учитель неоднократно давал открытые уроки: — урок геометрии в 7 классе по теме «Параллельные прямые» на районном семинаре учителей математики; — урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме «Общие методы решения уравнений» на межрайонном семинаре учителей математики. |
|||||
4.3. Участие в работе творческих, проектных групп в образовательной организации и в других образовательных организациях. | 3 | Творческая группа педагогов – это структурное подразделение методической службы образовательной организации, объединяющее педагогов учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной или нескольким образовательным областям, имеющим высокий уровень квалификации и ведущих опытно-поисковую, экспериментальную, научно-методическую или проектно-исследовательскую деятельность. Эксперты отмечают деятельность аттестуемого об обобщении и пропаганде результатов опыта работы (проведение «круглых столов», семинаров творчески работающих преподавателей, выставок, издание информационных пакетов по научно-практической деятельности), работе над повышением творческого роста педагогов, участии в проектных группах с указанием темы, сроков. | Снапример, с сентября 2015 г. является педагог членом творческой группа «Реализация ФГОС основного общего образования», членом методического совета школы. | |||||
4.4. Участие в качестве эксперта ГЭК, РБЭ, в экспертном совете ОО, члена жюри конкурсов профессионального мастерства и конкурсов, олимпиад, смотров, проводимых для обучающихся, члена аттестационной комиссии, судьи на соревнованиях и т.п. | 3 | Эксперты конкретно прописывают данные об экспертной деятельности аттестуемого в межаттестационный период. | Например, подтверждает участие педагога в работе жюри:
— Март 2012г. — окружной смотр-конкурс «Твой друг чистый звук!» (благодарность МБДОУ №74, г.Северодвинск). — Апрель 2014г. — городской конкурс чтецов «Северные звездочки» (грамота МБОУ «ЦДК», г.Северодвинск). Или, например, в течение пяти последних лет Рудакова С.П. являлась членом или председателем комиссии по проверке олимпиадных работ муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике. Педагог была ответственным организатором в аудиториях на ЕГЭ, с 2011 года включена в региональный банк экспертов, принимала участие в работе экспертной группы в ходе аттестации учителей математики, физики в район. Аттестуемый является председателем или членом территориальной предметной комиссии по оцениванию экзаменационных работ по математике в 9 классах. |
|||||
Активное участие в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса | 9 | Источники экспертизы: наблюдение, анкетирование, проекты, договоры, планы аттестуемого, документация ОО | ||||||
4.5. Умение разрабатывать программы и учебные материалы для обучающихся с особыми образовательными потребностями и их родителей (законных представителей) (программа внеурочной деятельности, программа психолого- педагогического сопровождения, программа элективного курса, адаптированные образовательные программы и др.). | 3 | Эксперты выявляют сотрудничество аттестуемого с родителями, которое может проходить в следующих формах: родительские собрания, семинары-практикумы, детско-родительские проекты, праздники, встречи, анкетирование, наглядная информация, индивидуальные беседы, консультации, памятки и буклеты для родителей обучающихся. | Например, на основе собеседования с аттестуемым и администрацией педагогом осуществляется продуктивное сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся. Сотрудничество с родителями (законными представителями) осуществляется как в коллективной форме (родительские собрания), так и в индивидуальной (индивидуальные встречи, телефонные переговоры).
Педагогом проведен круглый стол с родителями обучающихся «Давайте познакомимся». |
|||||
4.6. Создание (адаптация) учебно- методического комплекса к реализуемой программе с учетом особенностей обучающихся | 3 | Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной формы обучения. УМК должен разрабатываться по всем учебным предметам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС ООО. Основная цель создания УМК — предоставить обучающимся полный комплект учебно-методических материалов. При этом, помимо непосредственного обучения обучающихся, задачами педагога являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к обучению. | ||||||
· УМК дисциплины и его компоненты должны: учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы образования;
· предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; · предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; · соответствовать современным научным представлениям в предметной области; · обеспечивать межпредметные связи; · обеспечивать простоту использования для педагога и обучающимся. |
Например,анализируя паспорт кабинета, экспертная группа сделала вывод, что весь учебно-методический комплекс адаптирован к реализуемой программе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся классов.
Учебно–методический комплекс адаптирован к реализуемой программе с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся классов. |
|||||||
4.7. Опыт разработки программ
(в т.ч. индивидуальных), направленных на удовлетворение индивидуальных запросов и интересов обучающихся. |
3 | Обучающимся предоставляется аттестуемым полный комплект учебно-методических материалов. При этом, помимо непосредственного обучения обучающихся, задачами педагога являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к обучению | Например, авторская программа факультативного курса «Технология проектной деятельности» (в т.ч. индивидуальная), имеет внешнюю экспертизу 11.2016г. | |||||
Активное участие в профессиональных конкурсах | 9 | Источники экспертизы: свидетельство, справки, сертификаты, сборники материалов (в т. ч. CD, DVD), видеоматериалы, грамоты, благодарности, выписки из приказов, документация в ОО | ||||||
Конкурсы – это прекрасная возможность заявить о себе, проверить свое профессиональное мастерство и иные социальные компетенции. Конкурсы профессионального мастерства — средство творческой самореализации педагогических работников. | ||||||||
4.8. Участие в профессиональных конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках профессионального мастерства и т. п.) на уровне образовательной организации или на муниципальном уровне | 3 | Эксперты указывают тему (название) смотра, фестиваля, соревнования, выставки профессионального мастерства, в которых участвовал аттестуемый и который проводился в ОО, дату проведения конкурса.
Эксперты указывают тему (название) смотра, фестиваля, соревнования, выставки профессионального мастерства, в которых участвовал педагог и которые проводились в городе, районе, дату проведения. |
Например,участник дружеской встречи «Блесни талантами» между командами учителей и обучающимися ОО, 2015 г.
Педагог представил материал для участия в выставке методических материалов ОО (ежегодно). Участие в выставке пособий и дидактических игр по экологическому воспитанию обучающихся, февраль, 2015 г. Участие в конкурсе стихов «Живая классика», 2015 г. Педагог представил программу на городскую выставку-ярмарку «Программы. Технологии. Методики», ноябрь 2015 г. Участник городского конкурса профессионального мастерства молодых педагогов «Педагогический дебют» в номинации «Первые шаги в профессию» 2014 г. Участие в команде КВН экологической направленности (уровень ОРЦ 2013г.) Участие в соревнованиях по волейболу среди педагогов ОО ОРЦ 2013 г. |
|||||
4.9. Участие в профессиональных конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках профессионального мастерства и т. п.) на региональном или межрегиональном уровне | 3 | Эксперты указывают тему (название) смотра, фестиваля, соревнования, выставки профессионального мастерства, в которых участвовал педагог и которые проводились в регионе, дату проведения его. | Например, диплом III степени за участие в областном заочном конкурсе программ внеурочной деятельности и учебно-методического обеспечения, АО ИОО, 2014 г.
Диплом I степени за участие в областном заочном конкурсе «Инновации в образовании», АО ИОО, ноябрь 2014г. Педагог представил программно-методический материал на IV региональную выставку программ и программно-методических материалов по дошкольному образованию, июнь, 2014 г. (сертификат участника). Например, в конкурсе профессионального мастерства «Самый «классный» классный», 2013 г. |
|||||
4.10. Участие в профессиональных конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках профессионального мастерства и т. п.) на федеральном или международном уровне | 3 | Эксперты указывают тему (название) смотра, фестиваля, соревнования, выставки профессионального мастерства, в которых участвовал педагог и которые проводились на федеральном или международном уровне, дату проведения его.
|
Например,участие воВсероссийском конкурсе
профессионального мастерства и личных достижений педагогов профессионального образования «Современное профессиональное образование» в номинации педагог, тема конкурсной работы «Макет основной программы обучения», 2016 г Победитель Всероссийского конкурса «Профессиональный стандарт педагога: новый взгляд на современное образование» (диплом за 2 место). |
|||||
5. Дополнительные баллы (прокомментировать) | 48 | Выставляются в соответствии с приведенным перечнем оснований для определения дополнительных баллов, при выставлении дополнительных баллов обязательно указывается основание и комментарии специалистов (экспертов). Показатели данного критерия являются «индивидуальными». Источниками информации являются результаты собеседования с аттестуемым, администрацией и др. Перечень оснований для определения показателей дополнительных баллов смотрите в приложении № 3 письма министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 № 209/01-13/5362 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории», так их специалисты (эксперты) определяют из 48 предложенных в методике. | ||||||
5.1. | 3 | |||||||
5.2. | 3 | |||||||
5.3. | 3 | |||||||
5.4. | 3 | |||||||
5.5. | 3 | |||||||
5.6. | 3 | |||||||
5.7. | 3 | |||||||
5.8. | 3 | |||||||
5.9. | 3 | |||||||
5.10. | 3 | |||||||
5.11. | 3 | |||||||
5.12. | 3 | |||||||
5.13. | 3 | |||||||
5.14. | 3 | |||||||
5.15. | 3 | |||||||
5.16. | 3 | |||||||
Всего максимальное количество баллов | 195 | |||||||
Руководитель экспертной группы | ||||||||
Член экспертной группы | ||||||||
член экспертной группы | ||||||||
С приложением аттестуемый ознакомлен
« » 2017 г. |
||||||||