Аттестация руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: поиск оптимальной модели
УДК 37.082
Аттестация руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: поиск оптимальной модели
Веревкина Надежда Владимировна, ст. методист центра аттестации педагогических работников, ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», Россия, г. Архангельск, amk-ippk@yandex.ru
В статье рассмотрены вопросы аттестации руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: аттестация, руководитель, общеобразовательная организация, оценка профессиональной деятельности.
Verevkina Hadezhda V., senior methodist of Educators Certification Department of Arkhangelsk Regional Institute for Open Education, Russia, Arkhangelsk.
The article deals with the issues of certification of heads of state and municipal educational organizations.
Keywords: certification, director, educational organization, assessment of professional activity results.
Аттестация руководителей и руководящих работников общеобразовательных организаций (далее – ОО) на основании заявлений, поданных в аттестационную комиссию в период 15 предыдущих лет до 1 января 2011 года осуществлялась в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908, и была завершена 31 декабря 2010 года. По результатам аттестации первая и высшая квалификационные категории руководителям и руководящим работникам сохранялись в течение срока, на который они были присвоены до 2011 года.
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 действовал с 1 января 2011 года и не предусматривал проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений.
Однако 15 июня 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», согласованный с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 23 мая 2014 г. № 32408, признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный № 16999).
Аттестация руководящих работников муниципальных, государственных и частных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области. Аттестация кандидатов на должность руководителей муниципальной образовательной организации и государственных образовательных организаций (далее-ОО) является обязательной (часть 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Руководитель общеобразовательной организации, прошедший обязательную аттестацию, назначается учредителем образовательной организации (Пункт 2 части 1 и часть 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Порядок проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на соответствие должности руководителя государственной общеобразовательной организации определяет учредитель. Аттестация проводится в целях подтверждения соответствия уровня квалификации руководителей общеобразовательных организаций требованиям, предъявляемым к занимаемой должности и установления соответствия уровня квалификации кандидатов на должность руководителя образовательной организации требованиям, необходимым для выполнения должностных обязанностей руководителя общеобразовательной организации. Процедура аттестации проводится в соответствии с Порядком аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей, утвержденным локальным актом учредителя. [2]
Для аттестации руководителям общеобразовательных организаций возможно предоставление следующих документов:
- заявление;
- копии документов об образовании (основного и дополнительного);
- копии документов о повышении квалификации;
- копию аттестационного листа или выписки из приказа о результатах предыдущей аттестации (при наличии).
Возможна внеочередная аттестация, которая может проводиться:
- либо по решению учредителя,
- либо по личной инициативе самого руководителя общеобразовательной организации.
Следует отметить, что статья 275 Трудового Кодекса РФ предусматривает возможность установления трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.), непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель. [1]
Порядок аттестации руководителей ОО в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям определяется на местах и осуществляется на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями. При этом основными задачами аттестации руководителей ОО являются:
1) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации аттестуемых, личностного профессионального роста, использования ими современных технологий управления ОО;
2) повышение эффективности, качества и результатов труда;
3) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ;
4) определение направлений повышения квалификации руководителей ОО. [2]
Однако существующее количество моделей аттестации руководителей образовательных организаций кратно числу субъектов Российской Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать региональные (муниципальные) особенности и специфику территорий, а с другой стороны фиксировать отсутствие единых подходов в процедуре аттестации руководителей общеобразовательных организаций. На практике это противоречие выражается в регионально обусловленной вариативности профессиональных, личностных характеристик и компетенций, как действующих руководителей общеобразовательных организаций, так и лиц, претендующих на эту должность. Данный факт значительно затрудняет централизованное планирование траекторий развития данного направления российской образовательной политики. Поэтому 07 мая 2021 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее — ФИРО РАНХиГС) стартовал проект, посвященный разработке целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Инициаторами проекта выступают Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
С этого времени проводится профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации (далее – Программа внедрения), которое осуществляется в рамках реализации проекта по разработке «Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций»
по заказу Минпросвещения России в рамках Договора № 152 от 07 мая 2021 г. с Академией Минпросвещения России. В обсуждении участвуют представители региональных органов управления образованием, муниципалитетов, институтов системы повышения квалификации педагогических работников и дополнительного профессионального образования, профильных педагогических ВУЗов, руководителей общеобразовательных организаций.
Применяемые в настоящее время методы, технологии и процедуры проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций в разных регионах должны учитывать требования современности, включая цифровизацию системы образования и подсистемы управления образованием, но остаются актуальными вопросы, связанные с:
– аттестацией руководителей образовательных организаций на основе профессиональных стандартов; – выявлением стимулов для повышения эффективности образовательных организаций; – исключением существенных различий в подходах к аттестации руководителей общеобразовательных организаций (и кандидатов на эту должность) между субъектами Российской Федерации и процедурах ее проведения; – отсутствием в большинстве субъектов РФ системы оценки цифрового профиля аттестуемых, цифровых компетенций и «цифрового следа»; – независимостью аттестационных процедур от субъективных факторов, снижающих качество и итоговый результат; – внедрением процедуры автоматизированной оценки управленческих компетенций. В ходе аттестации руководителей образовательных организаций выявляется:
– соответствие их профессиональной компетентности требованиям к квалификации и профессионализму;
– уровень продуктивности (результативности) практической деятельности.
Оценка профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций может быть представлена в виде квалификационного испытания, на основе результатов которого определяется соответствие руководителей занимаемым ими должностям (при назначении на должность и при прохождении очередной (внеочередной) аттестации). Выявление соответствия профессионализма и уровня результативности практической деятельности осуществляется посредством комплексной оценки: – знания нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность образовательной организации по результатам тестирования, результатов деятельности в ОО и др.
Учредитель оценивает профессиональную компетентность аттестующегося руководящего работника ОО по следующим направлениям:
– правовая компетентность (управленческие решения руководителя соответствуют нормативной правовой базе всех уровней деятельность ОО, отсутствие предписаний органов контроля и надзора по соблюдению законодательства в сфере образования; деятельность ОО обеспечена локальными нормативно-правовыми актами и др.);
– финансово-экономическая компетентность (организация деятельности ОО в соответствии с муниципальным заданием; внебюджетного финансирования; экономическая мобильность и др.);
– компетентность в области управления человеческими ресурсами (управляет развитием кадрового ресурса);
– компетентность в области достижения результатов (позиционирование организации в социуме; достижения ОО по реализации программы развития и др.);
– компетенция в профессиональном саморазвитии;
— компетенция в управлении информационными потоками; компетенция в принятии решений и др.);
– компетенция в инновационной деятельности;
компетенция в коммуникативной деятельности;
– компетентность в области решения эргономических задач;
— компетенция в области обеспечения условий безопасности труда;
— компетенция в области соблюдения санитарногигиенических правил и норм;
— компетенция в области обеспечения организации материально-технической базы.[3]
В ходе аттестации руководителей общеобразовательных организаций выявляется:
– соответствие их профессиональной компетентности требованиям к квалификации и профессионализму;
– уровень продуктивности (результативности) практической деятельности. Формой оценки профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций может быть квалификационное испытание, на основе результатов которого определяется соответствие руководителей занимаемым ими должностям (при назначении на должность и при прохождении очередной (внеочередной) аттестации). [3]
Выявление соответствия профессионализма и уровня результативности практической деятельности осуществляется посредством комплексной оценки:
– знания нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность общеобразовательной организации по результатам тестирования; умений и навыков – через экспертную оценку самоанализа результатов реализации программы развития общеобразовательной организации; [3]
– профессиональной компетентности и результативности практической деятельности в ходе собеседования. Оценку уровня профессиональной компетентности руководителей ОО осуществляют члены профильных экспертных групп при аттестационной комиссии по аттестации руководителей общеобразовательных организаций, на основе результатов квалификационных испытаний. К квалификационным испытаниям допускаются аттестуемые руководители, внесенные в график, утвержденный приказом органа управления образованием. Для организации и проведения квалификационных испытаний рекомендуется назначить ответственного специалиста органа управления образованием. Специалист органа управления образованием готовит список аттестующихся руководителей ОО.
В практике следует отметить успешное использование при аттестации руководителей государственных, муниципальных общеобразовательных организаций следующих форм оценки профессиональной деятельности: собеседование, тестирование, портфолио, публичная презентация о самоанализе реализации комплексной программы развития ОО, др.
Собеседование строится как диалог аттестуемого и экспертов, в процессе которого содержание вопросов рассматривается с учётом специфики типа общеобразовательной организации, в котором работает аттестуемый. В ходе диалога возможны уточнения, комментарии со стороны его участников. Вопросы в рамках собеседования разворачиваются в определенной логике, что позволяет оценить уровень развития профессиональной компетентности руководителей, определить их соответствие (несоответствие) занимаемой должности. В ходе собеседования руководитель государственных, муниципальных общеобразовательных организаций демонстрирует персональную готовность к осуществлению управленческой деятельности в современных условиях, дает развернутый ответ по одной из ключевых проблем управления современной образовательной организацией, соотносит данную проблему с потребностями общеобразовательной организации и собственной управленческой деятельностью
Тестирование позволяет оценить уровень развития профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности. Руководителю предлагается система заданий специфической формы, позволяющая диагностировать уровень и структуру подготовленности по вопросам государственной политики в образовании, нормативно-правовым и финансово-экономическим основам деятельности государственных, муниципальных общеобразовательных организаций. Цель тестирования – оценить уровень развития профессиональной компетентности (знаниевая компонента) руководителей образовательных организаций в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности.
Портфолио руководителя государственной, муниципальной общеобразовательной организации — это способ фиксирования, систематизации различных материалов, документов по профессиональной деятельности руководителя образовательной организации и оценки его индивидуальных достижений. Цель создания портфолио руководителя государственной, муниципальной образовательной организации: развитие рефлексивных способностей, обеспечение личностного профессионального роста, реализация управленческого потенциала, повышение эффективности, качества и результатов труда, прохождение квалификационного испытания в целях подтверждения соответствия руководителя занимаемой должности. Материалы портфолио должны отражать результативность профессиональной деятельности руководителя государственной, муниципальной общеобразовательной организации, поэтому целесообразно использовать таблицы, диаграммы, др., позволяющие выявить динамику в итогах работы государственной, муниципальной общеобразовательной организации.
Публичная презентация руководителя государственной, муниципальной общеобразовательной организации проводится общественности и профессиональному сообществу результатов управленческой деятельности по графику. Основой публичной презентации является самоанализ и самооценка своей профессиональной деятельности аттестуемым, анализ мониторинга и результатов деятельности обучающихся, ведение научно – исследовательской работы и наличие монографических трудов; наличие и апробация собственной системы работы с указанием результатов ее освоения и диагностика результатов участия обучающихся во Всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, педагогов в грантах и т. д.
Результаты проведения экспертизы фиксируются в оценочном листе эксперта.
Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций, которая планируется ввестись в Российской Федерации будет направлена на реализацию единой государственной политики в кадровой сфере общего образования, сохранение единства образовательного пространства и развития системы образования Российской Федерации посредством эффективного обеспечения повышения уровня профессионализма и прогрессивного отбора руководителей государственных, муниципальных общеобразовательных организаций.
1.Трудовой кодекс РФ
2.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
3.Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями от 31.05.2011 № 448н)
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
5.Шамова Т.И., Воровщиков С.Г., Асмолова Л.М. Теория и практика управления образовательным учреждением // Сборник программ курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования. – М.: АПК и ПРРО, 2010. – С. 11-29
6.Шамова Т.И. Избранные труды. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 352 с.
7.Блог Надежды Веревкиной, старшего методиста ЦАПР АО ИОО [Электронный ресурс].- URL: https://nverevkina.ru/