Аттестация руководителя образовательной организации
attestatsiya-rukovoditelya-i-kandidata
Аттестация руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: поиск оптимальной модели
УДК 37.082
Аттестация руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: поиск оптимальной модели
Веревкина Надежда Владимировна, ст. методист центра аттестации педагогических работников, ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», Россия, г. Архангельск, amk-ippk@yandex.ru
В статье рассмотрены вопросы аттестации руководителей государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.
Ключевые слова: аттестация, руководитель, общеобразовательная организация, оценка профессиональной деятельности.
Verevkina Hadezhda V., senior methodist of Educators Certification Department of Arkhangelsk Regional Institute for Open Education, Russia, Arkhangelsk.
The article deals with the issues of certification of heads of state and municipal educational organizations.
Keywords: certification, director, educational organization, assessment of professional activity results.
Аттестация руководителей и руководящих работников общеобразовательных организаций (далее – ОО) на основании заявлений, поданных в аттестационную комиссию в период 15 предыдущих лет до 1 января 2011 года осуществлялась в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908, и была завершена 31 декабря 2010 года. По результатам аттестации первая и высшая квалификационные категории руководителям и руководящим работникам сохранялись в течение срока, на который они были присвоены до 2011 года.
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 действовал с 1 января 2011 года и не предусматривал проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений.
Однако 15 июня 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», согласованный с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 23 мая 2014 г. № 32408, признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный № 16999).
Аттестация руководящих работников муниципальных, государственных и частных общеобразовательных организаций, расположенных на территории Архангельской области, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Архангельской области. Аттестация кандидатов на должность руководителей муниципальной образовательной организации и государственных образовательных организаций (далее-ОО) является обязательной (часть 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Руководитель общеобразовательной организации, прошедший обязательную аттестацию, назначается учредителем образовательной организации (Пункт 2 части 1 и часть 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Порядок проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на соответствие должности руководителя государственной общеобразовательной организации определяет учредитель. Аттестация проводится в целях подтверждения соответствия уровня квалификации руководителей общеобразовательных организаций требованиям, предъявляемым к занимаемой должности и установления соответствия уровня квалификации кандидатов на должность руководителя образовательной организации требованиям, необходимым для выполнения должностных обязанностей руководителя общеобразовательной организации. Процедура аттестации проводится в соответствии с Порядком аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей, утвержденным локальным актом учредителя. [2]
Для аттестации руководителям общеобразовательных организаций возможно предоставление следующих документов:
- заявление;
- копии документов об образовании (основного и дополнительного);
- копии документов о повышении квалификации;
- копию аттестационного листа или выписки из приказа о результатах предыдущей аттестации (при наличии).
Возможна внеочередная аттестация, которая может проводиться:
- либо по решению учредителя,
- либо по личной инициативе самого руководителя общеобразовательной организации.
Следует отметить, что статья 275 Трудового Кодекса РФ предусматривает возможность установления трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.), непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель. [1]
Порядок аттестации руководителей ОО в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям определяется на местах и осуществляется на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями. При этом основными задачами аттестации руководителей ОО являются:
1) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации аттестуемых, личностного профессионального роста, использования ими современных технологий управления ОО;
2) повышение эффективности, качества и результатов труда;
3) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ;
4) определение направлений повышения квалификации руководителей ОО. [2]
Однако существующее количество моделей аттестации руководителей образовательных организаций кратно числу субъектов Российской Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать региональные (муниципальные) особенности и специфику территорий, а с другой стороны фиксировать отсутствие единых подходов в процедуре аттестации руководителей общеобразовательных организаций. На практике это противоречие выражается в регионально обусловленной вариативности профессиональных, личностных характеристик и компетенций, как действующих руководителей общеобразовательных организаций, так и лиц, претендующих на эту должность. Данный факт значительно затрудняет централизованное планирование траекторий развития данного направления российской образовательной политики. Поэтому 07 мая 2021 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее — ФИРО РАНХиГС) стартовал проект, посвященный разработке целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Инициаторами проекта выступают Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
С этого времени проводится профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации (далее – Программа внедрения), которое осуществляется в рамках реализации проекта по разработке «Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций»
по заказу Минпросвещения России в рамках Договора № 152 от 07 мая 2021 г. с Академией Минпросвещения России. В обсуждении участвуют представители региональных органов управления образованием, муниципалитетов, институтов системы повышения квалификации педагогических работников и дополнительного профессионального образования, профильных педагогических ВУЗов, руководителей общеобразовательных организаций.
Применяемые в настоящее время методы, технологии и процедуры проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций в разных регионах должны учитывать требования современности, включая цифровизацию системы образования и подсистемы управления образованием, но остаются актуальными вопросы, связанные с:
– аттестацией руководителей образовательных организаций на основе профессиональных стандартов; – выявлением стимулов для повышения эффективности образовательных организаций; – исключением существенных различий в подходах к аттестации руководителей общеобразовательных организаций (и кандидатов на эту должность) между субъектами Российской Федерации и процедурах ее проведения; – отсутствием в большинстве субъектов РФ системы оценки цифрового профиля аттестуемых, цифровых компетенций и «цифрового следа»; – независимостью аттестационных процедур от субъективных факторов, снижающих качество и итоговый результат; – внедрением процедуры автоматизированной оценки управленческих компетенций. В ходе аттестации руководителей образовательных организаций выявляется:
– соответствие их профессиональной компетентности требованиям к квалификации и профессионализму;
– уровень продуктивности (результативности) практической деятельности.
Оценка профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций может быть представлена в виде квалификационного испытания, на основе результатов которого определяется соответствие руководителей занимаемым ими должностям (при назначении на должность и при прохождении очередной (внеочередной) аттестации). Выявление соответствия профессионализма и уровня результативности практической деятельности осуществляется посредством комплексной оценки: – знания нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность образовательной организации по результатам тестирования, результатов деятельности в ОО и др.
Учредитель оценивает профессиональную компетентность аттестующегося руководящего работника ОО по следующим направлениям:
– правовая компетентность (управленческие решения руководителя соответствуют нормативной правовой базе всех уровней деятельность ОО, отсутствие предписаний органов контроля и надзора по соблюдению законодательства в сфере образования; деятельность ОО обеспечена локальными нормативно-правовыми актами и др.);
– финансово-экономическая компетентность (организация деятельности ОО в соответствии с муниципальным заданием; внебюджетного финансирования; экономическая мобильность и др.);
– компетентность в области управления человеческими ресурсами (управляет развитием кадрового ресурса);
– компетентность в области достижения результатов (позиционирование организации в социуме; достижения ОО по реализации программы развития и др.);
– компетенция в профессиональном саморазвитии;
— компетенция в управлении информационными потоками; компетенция в принятии решений и др.);
– компетенция в инновационной деятельности;
компетенция в коммуникативной деятельности;
– компетентность в области решения эргономических задач;
— компетенция в области обеспечения условий безопасности труда;
— компетенция в области соблюдения санитарногигиенических правил и норм;
— компетенция в области обеспечения организации материально-технической базы.[3]
В ходе аттестации руководителей общеобразовательных организаций выявляется:
– соответствие их профессиональной компетентности требованиям к квалификации и профессионализму;
– уровень продуктивности (результативности) практической деятельности. Формой оценки профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций может быть квалификационное испытание, на основе результатов которого определяется соответствие руководителей занимаемым ими должностям (при назначении на должность и при прохождении очередной (внеочередной) аттестации). [3]
Выявление соответствия профессионализма и уровня результативности практической деятельности осуществляется посредством комплексной оценки:
– знания нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность общеобразовательной организации по результатам тестирования; умений и навыков – через экспертную оценку самоанализа результатов реализации программы развития общеобразовательной организации; [3]
– профессиональной компетентности и результативности практической деятельности в ходе собеседования. Оценку уровня профессиональной компетентности руководителей ОО осуществляют члены профильных экспертных групп при аттестационной комиссии по аттестации руководителей общеобразовательных организаций, на основе результатов квалификационных испытаний. К квалификационным испытаниям допускаются аттестуемые руководители, внесенные в график, утвержденный приказом органа управления образованием. Для организации и проведения квалификационных испытаний рекомендуется назначить ответственного специалиста органа управления образованием. Специалист органа управления образованием готовит список аттестующихся руководителей ОО.
В практике следует отметить успешное использование при аттестации руководителей государственных, муниципальных общеобразовательных организаций следующих форм оценки профессиональной деятельности: собеседование, тестирование, портфолио, публичная презентация о самоанализе реализации комплексной программы развития ОО, др.
Собеседование строится как диалог аттестуемого и экспертов, в процессе которого содержание вопросов рассматривается с учётом специфики типа общеобразовательной организации, в котором работает аттестуемый. В ходе диалога возможны уточнения, комментарии со стороны его участников. Вопросы в рамках собеседования разворачиваются в определенной логике, что позволяет оценить уровень развития профессиональной компетентности руководителей, определить их соответствие (несоответствие) занимаемой должности. В ходе собеседования руководитель государственных, муниципальных общеобразовательных организаций демонстрирует персональную готовность к осуществлению управленческой деятельности в современных условиях, дает развернутый ответ по одной из ключевых проблем управления современной образовательной организацией, соотносит данную проблему с потребностями общеобразовательной организации и собственной управленческой деятельностью
Тестирование позволяет оценить уровень развития профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных организаций в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности. Руководителю предлагается система заданий специфической формы, позволяющая диагностировать уровень и структуру подготовленности по вопросам государственной политики в образовании, нормативно-правовым и финансово-экономическим основам деятельности государственных, муниципальных общеобразовательных организаций. Цель тестирования – оценить уровень развития профессиональной компетентности (знаниевая компонента) руководителей образовательных организаций в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности.
Портфолио руководителя государственной, муниципальной общеобразовательной организации — это способ фиксирования, систематизации различных материалов, документов по профессиональной деятельности руководителя образовательной организации и оценки его индивидуальных достижений. Цель создания портфолио руководителя государственной, муниципальной образовательной организации: развитие рефлексивных способностей, обеспечение личностного профессионального роста, реализация управленческого потенциала, повышение эффективности, качества и результатов труда, прохождение квалификационного испытания в целях подтверждения соответствия руководителя занимаемой должности. Материалы портфолио должны отражать результативность профессиональной деятельности руководителя государственной, муниципальной общеобразовательной организации, поэтому целесообразно использовать таблицы, диаграммы, др., позволяющие выявить динамику в итогах работы государственной, муниципальной общеобразовательной организации.
Публичная презентация руководителя государственной, муниципальной общеобразовательной организации проводится общественности и профессиональному сообществу результатов управленческой деятельности по графику. Основой публичной презентации является самоанализ и самооценка своей профессиональной деятельности аттестуемым, анализ мониторинга и результатов деятельности обучающихся, ведение научно – исследовательской работы и наличие монографических трудов; наличие и апробация собственной системы работы с указанием результатов ее освоения и диагностика результатов участия обучающихся во Всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, педагогов в грантах и т. д.
Результаты проведения экспертизы фиксируются в оценочном листе эксперта.
Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций, которая планируется ввестись в Российской Федерации будет направлена на реализацию единой государственной политики в кадровой сфере общего образования, сохранение единства образовательного пространства и развития системы образования Российской Федерации посредством эффективного обеспечения повышения уровня профессионализма и прогрессивного отбора руководителей государственных, муниципальных общеобразовательных организаций.
1.Трудовой кодекс РФ
2.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
3.Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями от 31.05.2011 № 448н)
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
5.Шамова Т.И., Воровщиков С.Г., Асмолова Л.М. Теория и практика управления образовательным учреждением // Сборник программ курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования. – М.: АПК и ПРРО, 2010. – С. 11-29
6.Шамова Т.И. Избранные труды. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 352 с.
- Блог Надежды Веревкиной, старшего методиста ЦАПР АО ИОО [Электронный ресурс].- URL: https://nverevkina.ru/
Всероссийская конференция Профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения Модели аттестации в субъектах Российской Федерации
Всероссийская конференция «Профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения Модели аттестации в субъектах Российской Федерации»
10 ноября 2021 года ФИРО РАНХиГС в очно-дистанционном режиме проводит Всероссийскую конференцию по вопросам доработки и последующего внедрения «Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций»
Участники: представители региональных органов управления образованием, муниципалитетов, институтов системы повышения квалификации педагогических работников и дополнительного профессионального образования (ИРО / ИПК), профильных педагогических ВУЗов, руководители общеобразовательных организаций, принявшие участие в профессионально-общественном обсуждении «Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций»
Цель конференции: профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения Модели аттестации в субъектах Российской Федерации.
Задачи конференции:
- обсуждение уровня готовности регионов к внедрению;
- обсуждение этапов внедрения на региональном и муниципальном уровнях управления образованием, институтов повышения квалификации и развития образования, руководителей образовательных организаций
Формат проведения: очно-дистанционный (в связи с эпидемиологической ситуацией, организаторы принимают участие очно, участники – дистанционно).
Документы
К вопросу оценки профессиональной деятельности руководителя образовательной организации в процессе аттестации
К вопросу оценки профессиональной деятельности руководителя образовательной организации в процессе аттестации
Веревкина Надежда Владимировна,
ст. методист центра аттестации педагогических работников,
ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования»,
Россия, г. Архангельск
nad195107@yandex.ru
Аттестация руководителей и руководящих работников образовательных организаций на основании заявлений, поданных в аттестационную комиссию в период 15 предыдущих лет до 1 января 2011 года осуществлялась в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908, и была завершена 31 декабря 2010 года. По результатам аттестации первая и высшая квалификационные категории руководителям и руководящим работникам сохранялись в течение срока, на который они были присвоены до 2011 года.
Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 действовал с 1 января 2011 года и не предусматривал проведение аттестации руководителей образовательных учреждений, их заместителей, руководителей структурных подразделений.
15 июня 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», согласованный с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 23 мая 2014 г. № 32408, признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный № 16999).
Аттестация кандидатов на должность руководителей муниципальной образовательной организации и государственных образовательных организаций (далее-ОО) является обязательной (часть 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Руководитель образовательной организации, прошедший обязательную аттестацию, назначается учредителем образовательной организации (Пункт 2 части 1 и часть 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок проведения обязательной аттестации руководителей и кандидатов на соответствие должности руководителя государственной образовательной организации определяет учредитель. Аттестация проводится в целях подтверждения соответствия уровня квалификации руководителей образовательных организаций требованиям, предъявляемым к занимаемой должности и установления соответствия уровня квалификации кандидатов на должность руководителя образовательной организации требованиям, необходимым для выполнения должностных обязанностей руководителя образовательной организации. Процедура аттестации проводится в соответствии с Порядком аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей, утвержденным локальным актом учредителя.
Для аттестации руководителям образовательных организаций возможно предоставление следующих документов:
- заявление;
- копии документов об образовании (основного и дополнительного);
- копии документов о повышении квалификации;
- копию аттестационного листа или выписки из приказа о результатах предыдущей аттестации (при наличии).
Возможна внеочередная аттестация, которая может проводиться:
- либо по решению учредителя,
- либо по личной инициативе самого руководителя образовательной организации.
Следует отметить, что статья 275 Трудового Кодекса РФ предусматривает возможность установления трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и др.), непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель.
Порядок аттестации руководителей ОО в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям определяется на местах и осуществляется на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями. При этом основными задачами аттестации руководителей ОО являются:
1) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации аттестуемых, личностного профессионального роста, использования ими современных технологий управления ОО;
2) повышение эффективности, качества и результатов труда;
3) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ;
4) определение направлений повышения квалификации руководителей ОО.
Однако существующее количество моделей аттестации руководителей образовательных организаций кратно числу субъектов Российской Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать региональные (муниципальные) особенности и специфику территорий, а с другой стороны фиксировать отсутствие единых подходов в процедуре аттестации руководителей общеобразовательных организаций. На практике это противоречие выражается в регионально обусловленной вариативности профессиональных, личностных характеристик и компетенций, как действующих руководителей общеобразовательных организаций, так и лиц, претендующих на эту должность. Данный факт значительно затрудняет централизованное планирование траекторий развития данного направления российской образовательной политики.
Поэтому 07 мая 2021 года в Федеральном институте развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее — ФИРО РАНХиГС) стартовал проект, посвященный разработке целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Инициаторами проекта выступают Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБОУ ДПО «Академия Минпросвещения России».
С этого времени проводится профессионально-общественное обсуждение Программы внедрения модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации (далее – Программа внедрения), которое осуществляется в рамках реализации проекта по разработке «Целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций»
по заказу Минпросвещения России в рамках Договора № 152 от 07 мая 2021 г. с Академией Минпросвещения России. В обсуждении участвуют представители региональных органов управления образованием, муниципалитетов, институтов системы повышения квалификации педагогических работников и дополнительного профессионального образования, профильных педагогических ВУЗов, руководителей общеобразовательных организаций.
Применяемые в настоящее время методы, технологии и процедуры проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций в разных регионах должны учитывать требования современности, включая цифровизацию системы образования и подсистемы управления образованием, но остаются актуальными вопросы, связанные с:
– аттестацией руководителей образовательных организаций на основе профессиональных стандартов; – выявлением стимулов для повышения эффективности образовательных организаций; – исключением существенных различий в подходах к аттестации руководителей общеобразовательных организаций (и кандидатов на эту должность) между субъектами Российской Федерации и процедурах ее проведения; – отсутствием в большинстве субъектов РФ системы оценки цифрового профиля аттестуемых, цифровых компетенций и «цифрового следа»; – независимостью аттестационных процедур от субъективных факторов, снижающих качество и итоговый результат; – внедрением процедуры автоматизированной оценки управленческих компетенций. В ходе аттестации руководителей образовательных организаций выявляется: – соответствие их профессиональной компетентности требованиям к квалификации и профессионализму; – уровень продуктивности (результативности) практической деятельности. Формой оценки профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций может быть квалификационное испытание, на основе результатов которого определяется соответствие руководителей занимаемым ими должностям (при назначении на должность и при прохождении очередной (внеочередной) аттестации). Выявление соответствия профессионализма и уровня результативности практической деятельности осуществляется посредством комплексной оценки: – знания нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность образовательной организации по результатам тестирования.
Учредитель оценивает профессиональную компетентность аттестующегося руководящего работника ОО по следующим направлениям:
– правовая компетентность (управленческие решения руководителя соответствуют нормативной правовой базе всех уровней деятельность ОО, нет предписаний органов контроля и надзора по соблюдению законодательства в сфере образования; деятельность ОО обеспечена локальными нормативно-правовыми актами и др.);
– финансово-экономическая компетентность (организация деятельности ОО в соответствии с муниципальным заданием; внебюджетного финансирования; экономическая мобильность и др.);
– компетентность в области управления человеческими ресурсами (управляет развитием кадрового ресурса);
– компетентность в области достижения результатов (позиционирование организации в социуме; достижения ОО по реализации программы развития и др.);
– компетенция в профессиональном саморазвитии; — компетенция в управлении информационными потоками; компетенция в принятии решений и др.);
– компетенция в инновационной деятельности;
компетенция в коммуникативной деятельности; – компетентность в области решения эргономических задач;
— компетенция в области обеспечения условий безопасности труда;
— компетенция в области соблюдения санитарногигиенических правил и норм;
— компетенция в области обеспечения организации материально-технической базы.
Следует отметить успешное использование в практике при аттестации руководителей муниципальных образовательных организаций следующих форм оценки профессиональной деятельности: собеседование, тестирование, портфолио.
Собеседование строится как диалог аттестуемого и экспертов, в процессе которого содержание вопросов рассматривается с учётом специфики типа образовательной организации, в котором работает аттестуемый. В ходе диалога возможны уточнения, комментарии со стороны его участников. Вопросы в рамках собеседования разворачиваются в определенной логике, что позволяет оценить уровень развития профессиональной компетентности руководителей, определить их соответствие (несоответствие) занимаемой должности. результат собеседования фиксируются в оценочном листе эксперта. В ходе собеседования руководитель демонстрирует персональную готовность к осуществлению управленческой деятельности в современных условиях, дает развернутый ответ по одной из ключевых проблем управления современной образовательной организацией, соотносит данную проблему с потребностями образовательной организации и собственной управленческой деятельностью
Тестирование позволяет оценить уровень развития профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности. Руководителю предлагается система заданий специфической формы, позволяющая диагностировать уровень и структуру подготовленности по вопросам государственной политики в образовании, нормативно-правовым и финансово-экономическим основам деятельности ОО. Цель тестирования – оценить уровень развития профессиональной компетентности (знаниевая компонента) руководителей образовательных организаций в области нормативно-правового регулирования профессиональной деятельности.
Портфолио руководителя ОО — это способ фиксирования, систематизации различных материалов, документов по профессиональной деятельности руководителя образовательной организации и оценки его индивидуальных достижений. Цель создания портфолио руководителя ОО: развитие рефлексивных способностей, обеспечение личностного профессионального роста, реализация управленческого потенциала, повышение эффективности, качества и результатов труда, прохождение квалификационного испытания в целях подтверждения соответствия руководителя занимаемой должности. Материалы портфолио должны отражать результативность профессиональной деятельности руководителя ОО, поэтому целесообразно использовать таблицы, диаграммы, др., позволяющие выявить динамику в итогах работы ОО.
Целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций, которая планируется ввестись в РФ будет направлена на реализацию единой государственной политики в кадровой сфере общего образования, сохранение единства образовательного пространства и развития системы образования Российской Федерации посредством эффективного обеспечения повышения уровня профессионализма и прогрессивного отбора руководителей общеобразовательных организаций.
15.12.2021 г.
Портфолио руководителя общеобразовательного учреждения при аттестации
Портфолио руководителя общеобразовательного учреждения при аттестации
Веревкина Надежда Владимировна,
ст. методист центра аттестации педагогических работников,
ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования»,
Россия, г. Архангельск
nad195107@yandex.ru
Портфолио руководителя образовательного учреждения (далее ОУ)- это способ фиксирования, систематизации различных материалов, документов по профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения и оценки его индивидуальных достижений.
Портфолио руководителя является одной из форм квалификационного испытания аттестуемого руководителя образовательного учреждения
Цель создания портфолио руководителя ОУ: развитие рефлексивных способностей, обеспечение личностного профессионального роста, реализация управленческого потенциала, повышение эффективности, качества и результатов труда, прохождение квалификационного испытания в целях подтверждения соответствия руководителя занимаемой должности.
Цель для членов аттестационной комиссии: анализ материалов портфолио для подтверждения соответствия руководителей ОУ, занимаемым должностям в соответствии с квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н.
Можно выделить определенные требования к структуре портфолио руководителя ОУ
Структура портфолио может содержать следующие компоненты:
- титульный лист, где указывается ф.и.о. руководителя, должность, полное название ОУ (тип и вид), муниципальное образование;
- оглавление (название разделов, рубрик, стр.);
- введение или пояснительная записка (ставится цель создания портфолио, может быть внесено обоснование, почему данные материалы включены в портфолио);
- I. Раздел «Общие сведения о руководителе ОУ»
Рубрики:
— «О руководителе ОУ»;
— «О руководстве деятельностью ОУ»;
— «О педагогическом коллективе».
- II. Раздел «Рабочие материалы руководителя ОУ» (разработки) за 5 лет, где представляются личные разработки руководителя ОУ (локальные нормативные акты, проекты, др.), могут выделяться рубрики, например, «Локальные нормативные акты», др. (по усмотрению руководителя).
III. Раздел «Достижения»
Рубрики:
— «О достижениях руководителя ОУ»;
— «О достижениях коллектива ОУ»;
-«О достижениях обучающихся в образовательной и воспитательной деятельности»;
— «Отзывы о деятельности руководителя ОУ»;
— «Перспективы руководителя ОУ» или «Каким я вижу ОУ в будущем» (в данной рубрике должны быть представлены сведения руководителя о стратегии ОУ в ближайшие 5 лет в любой форме или жанре (эссе, др.).
Примечание: по желанию автора разделы, рубрики могут иметь другие названия, но содержание их должно отражать сведения по требованиям квалификационных характеристик (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
По усмотрению руководителя ОУ в портфолио может включаться следующая информация:
- во введении – указываться на какой период предусмотрено создание портфолио, какие рубрики в дальнейшем будут дополнены, др.;
- в разделе «Общие сведения», рубрике «О руководителе ОУ» — вносится пункт «Дополнительные сведения» (например, научные интересы, «Мое педагогическое кредо», «Мое хобби», др.);
- другие рубрики – дополняться сведениями об управленческой деятельности.
Рекомендации по составлению портфолио руководителя ОУ
- Портфолио может создаваться с различными целями (например, цели — развитие профессиональной компетентности руководителя, навыков рефлексии, демонстрация достижений в деятельности ОУ по различным направлениям, др.), но обязательно содержание портфолио должно быть направлено на отражение сведений по требованиям к квалификационной характеристике руководителя (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
- По желанию автора в портфолио может быть представлена самодиагностика руководителя, разработанная на основе требований, указанных в выше названном приказе, которая позволит экспертам более качественно провести экспертизу содержания портфолио.
- Материалы портфолио также отражают результативность профессиональной деятельности руководителя ОУ, поэтому целесообразно использовать таблицы, диаграммы, др., позволяющие выявить динамику в итогах работы ОУ.
- Содержание материалов должно соответствовать названию рубрик.
- В обязательном порядке должны быть представлены копии документов, подтверждающие сведения, представленные в портфолио.
- Материалы портфолио могут отражать и «личностную привязку» содержания, отражающие индивидуальные особенности руководителя.
- Слово «Рубрика» может не указываться.
- Портфолио может быть представлено на бумажном носителе (папка с файлами) или в электронном виде (по желанию автора).
Анализ портфолио руководителя муниципального образовательного учреждения осуществляется членами муниципальной аттестационной комиссии по критериям и показателям оценки профессиональной деятельности руководителя муниципального образовательного учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности по представленному портфолио (приложение).
Анализ портфолио руководителя государственного образовательного учреждения осуществляется членами региональной аттестационной комиссии по критериям и показателям оценки профессиональной деятельности руководителя государственного образовательного учреждения на подтверждение соответствия занимаемой должности по представленному портфолио (см. Приложение).
В настоящее время существующее количество моделей аттестации руководителей образовательных учреждений кратно числу субъектов Российской Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать региональные (муниципальные) особенности и специфику территорий, а с другой стороны фиксировать отсутствие единых подходов в процедуре аттестации руководителей общеобразовательных учреждений. На практике это противоречие выражается в регионально обусловленной вариативности профессиональных, личностных характеристик и компетенций, как действующих руководителей общеобразовательных учреждений, так и лиц, претендующих на эту должность. Данный факт значительно затрудняет централизованное планирование траекторий развития данного направления российской образовательной политики.
Применяемые в настоящее время методы, технологии и процедуры проведения аттестации руководителей общеобразовательных учреждений должны учитывать требования современности, включая цифровизацию системы образования и подсистемы управления образованием, но остаются актуальными вопросы, связанные с:
– аттестацией руководителей образовательных учреждений на основе профессиональных стандартов; – выявлением стимулов для повышения эффективности образовательных учреждений; – исключением существенных различий в подходах к аттестации руководителей общеобразовательных учреждений (и кандидатов на эту должность) между субъектами Российской Федерации и процедурах ее проведения; – отсутствием в большинстве субъектов РФ системы оценки цифрового профиля аттестуемых, цифровых компетенций и «цифрового следа»; – независимостью аттестационных процедур от субъективных факторов, снижающих качество итоговый результат; – внедрением процедуры автоматизированной оценки управленческих компетенций руководителей– и др.
Приложение
Показатели деятельности руководителей государственных бюджетных образовательных учреждений Архангельской области для аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
Наименование показателя | Критерии оценки эффективности деятельности | ||
соответствует | не соответствует | примечания | |
Наличие у образовательного учреждения лицензии на право ведения образовательной деятельности по реализуемым программам | имеется | отсутствует | объяснения причин отсутствия лицензии на право ведения образовательной деятельности |
Наличие у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации по реализуемым программам (для учреждений, выдающих выпускникам документ об образовании) | имеется | отсутствует | объяснения причин отсутствия свидетельства о государственной аккредитации |
Результаты деятельности образовательного учреждения по выполнению плана финансово-хозяйственной деятельности за год, предшествующий году, в течение которого проводится аттестация руководителя образовательного учреждения | выполнено | не выполнено | объяснения причин невыполнения плана финансово-хозяйственной деятельности |
Результаты деятельности образовательного учреждения по выполнению государственных заданий за год, предшествующий году, в течение которого проводится аттестация руководителя образовательного учреждения | выполнено | не выполнено | объяснения причин невыполнения государственного задания |
Наличие программы развития образовательного учреждения, ее экспертная оценка | экспертная оценка программы развития | комментарии к программе развития | |
Результаты образовательной деятельности за три учебных года, предшествующих учебному году, в течение которого проводится аттестация руководителя образовательного учреждения (для учреждений, выдающих выпускникам документ об образовании): | |||
уровень успеваемости обучающихся по результатам промежуточной аттестации | ≥ среднеобластного показателя | <
среднеобластного показателя |
определяется по каждому виду реализуемых образовательным учреждением программ |
качество знаний обучающихся по результатам промежуточной аттестации | ≥ среднеобластного показателя | <
среднеобластного показателя |
|
доля выпускников, получивших документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, установленный при завершении обучения, по соответствующим программам | ≥ среднеобластного показателя | < среднеобластного показателя | |
Участие обучающихся и работников образовательного учреждения в мероприятиях образовательного и воспитательного характера на областном и федеральном уровнях | да | нет | Краткое описание мероприятий, результаты |
Наличие в образовательном учреждении программы профилактики правонарушений и самовольных уходов воспитанников | да | нет | Краткое описание мероприятий, результаты |
Наличие в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, службы сопровождения выпускников | да | нет | Краткое описание структуры службы, основные направления деятельности, результаты |
Участие педагогических работников образовательного учреждения в инновационной деятельности | да | нет | Краткое описание: фамилия, имя, отчество, должность педагогического работника, описание инновационной деятельности, год |
Обобщение педагогическими работниками образовательного учреждения педагогического опыта на областном и (или) федеральном уровне | да | нет | Краткое описание: фамилия, имя, отчество, должность педагогического работника, наименование семинара, конференции, публикации, издания, тема, год |
Участие руководителя образовательного учреждения в инновационной деятельности | да | нет | Краткое описание: инновационной деятельности, год |
Обобщение руководителем образовательного учреждения управленческого и педагогического опыта на областном и (или) федеральном уровне | да | нет | Краткое описание: наименование семинара, конференции, публикации, издания, тема, год |
Наличие у образовательного учреждения просроченной кредиторской задолженности | |||
по расчетам за счет средств бюджета Архангельской области, по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году, в течение которого проводится аттестация руководителя образовательного учреждения | отсутствует | имеется | структура просроченной кредиторской задолженности, объяснения причин ее образования |
по расчетам за счет средств образовательного учреждения, полученных от приносящей доход деятельности, по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году, в течение которого проводится аттестация руководителя образовательного учреждения | отсутствует | имеется | структура просроченной кредиторской задолженности, объяснения причин ее образования |
Наличие предписаний, представлений надзорных органов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и Архангельской области, направленных в адрес образовательного учреждения или его учредителя в отношении образовательного учреждения (за три года, предшествующих году, в течение которого проводится аттестация руководителя образовательного учреждения) | отсутствуют | имеются | информация о нарушениях, выявленных надзорными органами, мерах, предпринятых образовательным учреждением по устранению нарушений |
Наличие нарушений законодательства Российской Федерации и Архангельской области, выявленных учредителем в результате проверок деятельности образовательного учреждения | отсутствуют | имеются | информация о нарушениях, мерах, предпринятых образовательным учреждением по их устранению |
Наличие обоснованных обращений граждан или юридических лиц, в которых указывается на недостатки в деятельности образовательного учреждения, в течение года, предшествующего году, в течение которого проводится аттестация руководителя образовательного учреждения | отсутствуют | имеются | информация о принятых учредителем и образовательным учреждением мерах по устранению недостатков в деятельности образовательного учреждения, выявленных в ходе расследования обращения граждан или юридических лиц |
Наличие у руководителя образовательного учреждения дисциплинарных взысканий, объявленных ему учредителем (за три года, предшествующих году, в течение которого проводится аттестация руководителя образовательного учреждения) | отсутствуют | имеются | краткое описание нарушений, в связи с которыми руководителю образовательного учреждения объявлено дисциплинарное взыскание |