Страницы меню навигации

cтаршего методиста ЦАПР АО ИОО

Аттестация педагогических работников: взаимодействие экспертов как инструмент профессионального развития

УДК 37.088.2

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКСПЕРТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

       Веревкина Надежда Владимировна, старший методист ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», e-mail: amkippk@yandex.ru

       Суханова Светлана Вячеславовна, методист ГАОУ ДПО «Архангельский областной институт открытого образования», e-mail: amkippk@yandex.ru

Аннотация: в данной статье рассматриваются различные формы взаимодействия специалистов (экспертов) Архангельской области при аттестации педагогических работников.

Ключевые слова: аттестация, экспе́рты, веб-сайт, сетевое взаимодействие, методическое объединение, профессиональное развитие.

 TEACHERS CERTIFICATION: COOPERATION OF EXPERTS AS A FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

        Nadezhda V. Verevkina, senior methodologist of Teachers Certification Department of Center for the Development of Professional Skills, Arkhangelsk Open Education Institute, Russia, Arkhangelsk, amk-ippk@yandex.ru

       Svetlana S. Suchanova, methodologist of Teachers Certification Department of Center for the Development of Professional Skills, Arkhangelsk Open Education Institute, Russia, Arkhangelsk, amk-ippk@yandex.ru

Аbstract: the article discusses the forms of experts cooperation in the teachers certification as a factor of their professional development in Аrkhangelsk region.

Key words: teachers certification; professional development; experts cooperation.

В связи с динамично меняющейся социальной средой, активным процессом информатизации общества, модернизации системы российского образования наметилось несколько направлений в поисках путей совершенствования аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Важным из направлений является обновление нормативной правовой базы аттестации педагогов в свете действующего законодательства, так как в российском образовании возникла острая необходимость установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагога, оценки уровня его квалификации, в перспективе вступления в действие профессиональных стандартов. Очевидно, что переход на требования стандарта является одним из условий повышения качества работы специалистов (экспертов) и качества образования в целом. Следующее направление связано с корректировкой критериев и показателей, применяемых экспертами при аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории (первой, высшей). Не мало важно объективизация оценки профессиональной деятельности педагогов в зависимости от результатов и качества труда, создание необходимых условий для сопровождения педагогических работников в процессе подготовки к предстоящей аттестации и успешного ее проведения.

Аттестация педагогических работников – это не что иное, как оценка и изучение их профессионального уровня. Введение аттестации обуславливает актуальность поиска инновационных технологий, повышения квалификации и мастерства педагогических работников.

Участниками аттестации являются лица, которые прямо или опосредованно задействованы в аттестационных процедурах по оценке результатов педагогического труда: аттестуемые, респонденты (родители, обучающиеся, коллеги, профессиональные сообщества, общественные организации), эксперты, члены аттестационной комиссии. Важнейшую составляющую процесса аттестации педагогических работников организаций представляет деятельность экспертной группы. Эксперты проводят комплексную оценку уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивной деятельности работников образовательных организаций.

Несомненно, что уровень компетентности экспертов влияет не только на качество экспертной оценки, но и на дальнейшее проектирование педагогом собственной деятельности, направленной на непрерывное профессиональное развитие в последующий межаттестационный период. Отсюда возникает необходимость комплексного решения вопросов, связанных с обеспечением деятельности экспертов.

Актуальность, научная и практическая значимость темы определена тем, что в соответствии  с  приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276  «Об утверждении  порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [1] для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников необходимо привлечение специалистов (экспертов). Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется специалистами (экспертами) аттестационной комиссии субъекта Российской Федерации. Существуют различные определения термина «эксперт». Чаще всего под ним подразумевается высококвалифицированный специалист. Экспертами являются специалисты в определенной области, компетентные в решении данной задачи, проблемы.

Профессиональное развитие — это один из важных элементов личностного роста, обеспечивающий интерес к труду и дающий средства к существованию. Оно включает в себя:

— получение знаний по своей основной специализации,

— развитие навыков до уровня высокого мастерства,

— углубление знаний по смежным специализациям,

— расширение сферы своей компетентности. Решение данных моментов мы видим в следующем.

В регионе успешно продолжает функционировать автоматизированная программа «Региональный банк специалистов (экспертов)» региональной аттестационной комиссии министерства образования и науки Архангельской области (РБЭ) [2]. В данный информационный ресурс входит 3924 экспертов, которые осуществляют оценку профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на  основе результатов работы педагогов, предусмотренных пунктами 36 и 37 Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

Состав экспертов – это педагогические и руководящие работники образовательных организаций, специалисты муниципальных органов управления образованием, методисты и преподаватели АО ИОО, профессорско-преподавательский состав Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, представители базовых профильных организаций. По инициативе руководителей профессиональных образовательных организаций внесены в банк экспертов представители отраслевых организаций, можно сказать эксперты-практики. Региональный банк экспертов отражает профессиональную направленность в различных видах их деятельности.

Выявлены общие тенденции в профессиональном развитии деятельности специалистов (экспертов).

Профессиональное взаимодействие – основа формирования профессиональной компетентности. Более тесное взаимодействие экспертов следует отметить в ходе целенаправленного осуществления повышения квалификации их: это очные, очно — заочные, выездные курсы по теме «Экспертиза профессиональной деятельности педагогического работника при аттестации на квалификационную категорию». Эксперты имеют возможность на образовательных площадках заслушать  и увидеть лучшие педагогические практики, задать интересующие их вопросы и узнать массу полезной информации о деятельности образовательной организации. Подготовка экспертов осуществляется через создаваемые городские школы экспертов, творческие лаборатории молодых педагогов, проведение тематических проблемных семинаров, на которых знакомятся с эффективным опытом оценки педагогической профессиональной деятельности, обмениваются, обобщают опыт коллег-профессионалов с целью поиска и систематизации наиболее эффективных методов экспертизы и внедрения в практику инновационных технологий. С 2013 г. функционирует Областная дистанционная Школа экспертов. Она является одной из форм обучения экспертов регионального банка экспертов региональной аттестационной комиссии министерства образования и науки Архангельской области, привлекаемых к проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. С 2013 г. в областной дистанционной школе экспертов обучены 699 слушателей. Эти очно — заочные курсы по теме «Экспертиза в ходе аттестации педагогических работников» объемом 72 часа проводились с использованием точек цифрового образовательного кольца Архангельской области (ЦОК АО) в соответствии с программой «Экспертиза в ходе аттестации педагогических работников», цель которой: актуализация знаний и развитие профессиональных умений слушателей (экспертов), связанных с экспертизой в ходе аттестации педагогических работников образовательных организаций Архангельской области. Характерным является то, что обучение экспертов особенно продуктивно проводится с использованием дистанционных образовательных технологий  через их общение, взаимодействие в группах  с использованием технологии Wiki. Элемент Wiki системы дистанционного обучения позволяет экспертам  при взаимодействии выполнять задание в группе, вносить свои правки и изменения с использованием вики-разметки в текст группового ответа.    Использование этой системы дистанционного обучения способствует повышению эффективности и качества экспертной деятельности при проведении всестороннего анализа профессиональной деятельности  педагогического работника, стимулированию целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации экспертов, их экспертной деятельности.

Традиционным стало проведение видеоконференцсвязи в режиме on-line  для организаторов и участников аттестационных процедур, в которых активное участие принимают эксперты. Проводились «Час министра», сеансы видеоконференцсвязи  по темам «Нормативно — правовые основы аттестации педагогических работников», «Экспертиза педагогической деятельности», «Аттестация педагогических работников: на квалификационную категорию»; «Управление процессом изучения и обобщения педагогического опыта», «Теоретические основы экспертизы» и др. Наиболее часто задаваемые вопросы: о применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогов, о формировании экспертной группы, о сроках проведения экспертизы и др.

Налажены конструктивные профессиональные контакты со специалистами (экспертами) различных учреждений образования, культуры и др. по организации выездных практических семинаров, открытых занятий, мастер-классов, круглы столов,  практикумов, в ходе которых при взаимодействии они указывают на ошибки оценивания при проведении экспертизы и способы их предотвращения. Дискуссия «за круглым столом» позволяет каждому эксперту многократно высказать суждения, корректировать свою точку зрения, каждый обосновывает свое мнение.  Совместное участие экспертов на семинарах  проводимых  в АО ИОО в атмосфере свободного высказывания суждений позволяет повышать их профессиональный уровень, компетентность. При этом компетентность эксперта  распространяется как на объект оценки качества (профессиональная компетентность), так и на методологию оценки (квалиметрическая компетентность).  Обобщены видеоматериалы из опыта работы специалистов (экспертов), которые демонстрируются при проведении различных мероприятий АО ИОО.

Сетевые сообщества педагогов можно найти на многих образовательных порталах, в том числе на портале «Образование Архангельской области». Профессиональные сетевые сообщества АО ИОО насчитывают более 20 объединений. Из них наибольшее количество сообществ создано для методического сопровождения учителей Архангельской области по различным предметам и являются открытой группой.

Каждый эксперт может найти для себя самое интересное по содержанию и самое приемлемое по форме работы сообщество или создать его самостоятельно. Заслуживает внимание блог Надежды Веревкиной [3] как один из самых посещаемых экспертами ресурсов для повышения уровня профессиональной компетентности экспертов и аттестуемых педагогических работников, находящимся в открытом доступе. Его ресурсами пользуются не только педагоги города Архангельска, но и профессионалы всей области.

При взаимодействии экспертов повышается их профессиональный уровень, характеристика эксперта (его профессиональных знаний и опыта) однако необходимо продолжить работу над  систематической оценкой качества их деятельности,   накопление информации об эффективности их работы. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время не существует общепринятой единой методики оценки качеств эксперта, поэтому мнения о профессиональном уровне специалиста нередко существенно расходятся.

Аттестация является одним из механизмов мотивации педагогических работников образовательных организаций к непрерывному профессиональному развитию. Обеспечение условий для непрерывного системного совершенствования профессиональной компетентности вызывает необходимость поиска дополнительных форм и средств повышения профессиональной компетентности педагогов. Учитывая возрастающую занятость педагогов и быстрое развитие информационных технологий, все большую популярность приобретает сетевое взаимодействие.

В Архангельской области накоплен значительный положительный опыт информационного, научно-методического, психологического сопровождения педагогических работников в межаттестационный период в образовательных организациях. Распространение инновационного педагогического опыта в единой информационной педагогической среде региона и города Архангельска реализуется сетью, в которую входят:

— городские методические объединения и творческие группы,

— базовые образовательные организации,

— ресурсные центры,

— стажерские площадки и др.

Ресурсы этих субъектов доступны всему педагогическому сообществу через сетевое взаимодействие. Работа городских методических объединений направлена на профессиональное педагогическое общение, оказание методической и психологической помощи педагогам. Деятельность базовых образовательных организаций направлена на развитие сотрудничества муниципальных образовательных организаций по вопросам организации и проведения совместных конференций, семинаров, выставок, презентаций и совещаний, в том числе с использованием современных средств связи. Достигнутые позитивные результаты позволили осуществлять системную деятельность по распространению опыта (проведение выездных практических занятий по профилю деятельности) в статусе базового учреждения детским садам № 119 «Поморочка», № 113 «Ветерок» г. Архангельска, школам № 36, 68, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 31, Архангельской санаторной школы-интернат № 1, детского дома № 1, колледжам: Архангельскому индустриально-педагогическому, Архангельскому педагогическому колледжу.

Деятельность экспертов регламентируется Положением о региональном банке специалистов (экспертов) региональной аттестационной комиссии министерства образования и науки Архангельской области и Положением об экспертной группе при проведении аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории. В данных положениях установлены требования к экспертам, права, обязанности и ответственность экспертов, принципы работы экспертной группы, порядок ее создания и определено содержание работы. В целях мотивации педагогических работников, привлекаемых к экспертной деятельности, предусмотрена упрощенная процедура аттестации для экспертов, которые в течение 5 лет не менее 5 раз ежегодно участвовали в аттестационных процедурах. Учитывая значительную территориальную протяженность Архангельской области, удаленность от центра многих образовательных организаций и их труднодоступность, сложившуюся социально-экономическую ситуацию, развитие информационно-коммуникационных технологий, в региональных нормативных документах закреплена возможность дистанционного участия эксперта в осуществлении аттестационных процедур.

С 1 ноября 2016 года для проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций Архангельской области в целях установления квалификационной категории применяется новая редакция методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников, разработанная для повышения объективности оценивания педагогов в ходе осуществления аттестационных процедур. Основанием для применения методики является письмо министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 № 209/01-11/5361 «О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории» [4].

Наличие разработанной методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников и использование ее для самооценки позволяют педагогам заблаговременно разрабатывать программы подготовки к предстоящей аттестации (индивидуальный маршрут, «дорожная карта»),  которую применяют эксперты при всестороннем анализе профессиональной деятельности педагогического работника.

В практике работы экспертов используются современные средства сетевого взаимодействия: электронная почта, социальные сети, скайп, сайты педагогов и образовательных организаций, форумы профессиональных сообществ.

На портале «Образование Архангельской области» и сайте АО ИОО размещены нормативные правовые документы, методические рекомендации, справочные материалы для экспертов и педагогических работников, претендующих на установление квалификационных категорий.

Информационно-организационное обеспечение и научно-методическое консультирование всех участников аттестации, в том числе и экспертов, осуществляется через «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области». Ежегодно расширяется сеть муниципальных центров образовательного кольца. В данное время количество точек цифрового кольца насчитывается — 51 (4 новых точки в 2017 году). Из года в год прослеживается увеличение участников ВКС за год – 7136 человек. Проект «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области» был реализован Архангельским областным институтом открытого образования при содействии министерства образования и науки Архангельской области в 2011 году. Основная задача проекта — повышение эффективности коммуникаций с использованием современных технических средств и технологий. В частности технологии видеоконференцсвязи, где в качестве узлов, оборудованных системами передачи видео- и аудиоинформации в реальном масштабе времени, рассматриваются образовательные организации в каждом из муниципальных образований Архангельской области, комплектуемые соответствующим оборудованием, с одной стороны, а с другой стороны, центральная система управления, установленная в Архангельском областном институте открытого образования.

Получившаяся система, позволяет охватить и вовлечь во взаимодействие в реальном масштабе времени аудитории, находящиеся в обозначенных центрах. Подобная схема взаимодействия, хоть и является технологически сложной, но позволяет сделать процесс коммуникации более эффективным, низкозатратным, оперативным, представляющим широкий спектр возможностей. Каждый муниципальный центр цифрового образовательного кольца (МЦ ЦОК) Архангельской области получил комплект высокотехнологичного оборудования, состоящий из интерактивной доски, ресурсоёмкого мультимедиа-проектора, моноблочного персонального компьютера и кодека видеоконференцсвязи, осуществляющего приёмо-передающую функцию. Эти комплекты были сформированы исходя из принципа мультифункциональности, позволяющего максимально повысить функциональность предоставленного оборудования: использовать его не только для проведения сеансов ВКС, но и в учебном и воспитательном процессе.

 Такое сетевое взаимодействие осуществляется на основе взаимной выгоды, «двусторонней полезности», лежащей в основе особого социально-педагогического партнерства.

Профессиональные сетевые сообщества помогают специалистам (экспертам) территориально удаленным друг от друга, сообща решать многие проблемы в определенной области экспертной деятельности, в том числе по вопросам аттестации, общаться друг с другом с помощью современных средств коммуникации, повышать свой профессиональный уровень.

Взаимодействие специалистов (экспертов)  является одним из главных ресурсов развития системы образования. Оно позволяет выявить инновационный потенциал как экспертов, так и педагогических работников, транслировать его на всю систему образования, активизировать процессы развития и саморазвития экспертов, педагогов в организационном, содержательном, технологическом аспектах с целью совершенствования профессиональной компетентности их в вопросах аттестации.

Библиографический список:

  1. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276.
  2. Региональный банк экспертов // Архангельский областной институт открытого образования [Электронный ресурс]. – URL: http://ippk.arkh-edu.ru/project/attestacia/bank/index.php
  3. Блог Надежды Веревкиной, старшего методиста ОАПРР АО ИОО [Электронный ресурс].- URL: https://nverevkina.ru/
  4. О применении новой редакции методики оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории: письмо министерства образования и науки Архангельской области от 19.07.2016 № 209/01-11/5361.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Я гарантирую отсутствие спама, а также то, что ваш адрес не будет передан третьим лицам.